SWOT-анализ – роль и место в стратегическом маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Самый удобный и опробированный способ оценки стратегического положения компании — SWOT-анализ. Сила — это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки).
Целью данной курсовой работы является определение роли и места SWOT-анализа в выборе стратегии предприятия на примере ООО «Азбука Вкуса» города Москва.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы SWOT-анализа
1.1. История разработки технологии и возможности SWOT-анализа
2.1. Технология проведения SWOT-анализа
Глава 2. Роль и место SWOT-анализа в выборе стратегии ООО «Азбука Вкуса»
2.1. Анализ применения SWOT-анализа в выборе стратегии предприятия на примере ООО «Азбука Вкуса»
2.2. Рекомендации по совершенствованию системы выбора стратегии предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

на сайт курсовая стратегический маркетинг.docx

— 120.26 Кб (Скачать файл)

Подводя итоги проведенного SWOT-анализа по компании можно утверждать, что из сильных сторон самый большой потенциал у «Развитие магазина премиум класса», что показывает, что нужно продолжать позиционирование сети магазинов «Азбука Вкуса» в том же направлении, а также увеличить количество магазинов сети, возможно ещё выйти на рынки других крупных городов России.

Из слабых сторон самый большой  потенциал у «Неизвестное качество продукции», что показывает, что  необходимо так показать товар потребителю, особенно только начинающему пользоваться услугой, чтобы он был уверен в  его качестве и полезных свойствах, а также в том, что, когда он закажет продукцию, она доедет до него в лучшем виде.

Самая большая степень реализации у возможностей «Увеличение дохода нескольких категорий граждан» и «Желание людей питаться качественными и экологически чистыми продуктами». Поэтому следует развивать  нашу сильную сторону, у которой самый большой потенциал.

У угроз самая большая степень  реализации у «Предполагается, что  поднимется цена на бензин». Поэтому  рекомендуется  провести маркетинговые  мероприятия, которые позволят потребителям покупать те же товары, но сумма будет  меньше. Например, скидки по неделям, то есть на одну неделю на определенную группу товаров будет скидка 5% и т.д.

 

 

2.2. Рекомендации по совершенствованию системы выбора стратегии предприятия

 

Стратегия организации – это система  мер, которая рассчитана на перспективу, а потому обеспечивает достижение стоящих  перед организацией целей. Выбор  стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования, поскольку  от того, какая стратегия будет  выбрана, зависит будущее организации. Стратегия в течение длительного  времени будет определять все  без исключения управленческие решения.

Выработка стратегии осуществляется на самых  высоких уровнях организации  и зависит от ряда факторов и решения  целого ряда задач:

- от того, какие ресурсы имеются у организации;

- от состояния рынка;

- от внутренних возможностей организации;

- от состояния внешней среды организации;

- от правильного анализа альтернативных путей развития организации.

В процессе выработки стратегии обычно вырабатывается ряд альтернативных стратегий, из которых затем выбирается наилучшая, та, которая в большей  степени удовлетворяет значимым факторам. По этой причине процесс  выбора стратегии можно разделить  на три этапа: разработка, доводка  и оценка.

Разработка  – это этап, на котором формулируется  несколько альтернативных формулировок стратегии. Основная задача группы, занимающейся стратегическим планированием, на данном этапе в том, чтобы выработать как можно больше стратегий.

Доводка – этап, на котором сформулированные стратегии согласуются с целями, которые ставит перед собой организация. В процессе доводки:

1) стратегия проверяется на соответствие целям организации;

2)формулируются  основные задачи и устанавливаются  приблизительные сроки их решения;

3) определяется, сколько организации требуется ресурсов.

Оценка  – этап, на котором альтернативные стратегии всесторонне рассматриваются  и оцениваются с точки зрения того, дают ли они возможность достичь  максимального эффекта от деятельности организации. После того, как лучшая стратегия была выбрана, ее наполняют  конкретным содержанием.

Любая фирма функционирует, имея связи  с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей  соответствующей информации. С рынка  фирма получает деньги и снова  информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

Кроме того, имеется еще одна замкнутая  система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению  к поставщикам товаров. В ответ  на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.

В итоге фирма оказывается тесно  связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней  средой. К внешней среде обычно относят: покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров; конкурентов; посредников  – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.; финансовые учреждения; рекламные  агентства; таможенные и другие правительственные  органы; готовящиеся законы; экономическую  ситуацию в стране; политический климат; развитие и достижения НТР; культурные традиции.

Таким образом, понятие внешней  среды складывается из двух составляющих — факторы макросреды и факторы  непосредственного окружения фирмы.

К факторам макросреды обычно относят: экономическое состояние страны; политико-правовой аспект; социальное и культурное окружение; научно-техническое  и технологическое развитие общества.

Изучение экономического состояния  позволяет понять действующие законы – темпы инфляции, соотношения  валют, нормы налогообложения и  их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования  природных и человеческих ресурсов.

Анализ политического окружения  и правовых аспектов позволит фирме  установить для себя допустимые границы  действий во взаимоотношениях с другими  аспектами правовой системы.

Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни  населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в  моде и т.п.

Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя  заметить и начать применять в  практике достижения современной науки  и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также  в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом.

Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию  или оказывающих услуги, которую  реализует компания.

Внутреннюю структуру организации  называют еще внутренней средой. К  ней относятся функциональные структуры  фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение  товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие  внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.

Таким образом, анализ внутренней среды  представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации  с целью определения сильных  и слабых сторон организации.

Изучая внутреннюю среду фирмы  необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной  продукции, другие социальные гарантии.

Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными  камнями стратегии и на них  должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая  стратегия требует вмешательства  в слабые стороны. Организационная  стратегия должна быть хорошо приспособлена  к тому, что можно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных  преимуществ компании. Это важно  для формирования стратегии, так  как:- уникальные возможности дают фирме  шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства,

- создают  конкурентные преимущества на  рынке,

- потенциально  могут быть краеугольными камнями  стратегии.

Следует отличать благоприятные возможности  отрасли и компании. Превалирующие  и вновь возникающие благоприятные  возможности в отрасли наиболее подходят компании, которая имеет  конкурентные преимущества или другие возможности для роста. SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

- использует  ли компания внутренние сильные  стороны или отличительные преимущества  в своей стратегии? Если компания  не имеет отличительных преимуществ,  какие из ее потенциальных  сильных сторон могут ими стать?

- являются  ли слабости компании ее уязвимыми  местами в конкуренции и/или  они не дают возможности использовать  определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки,  исходя из стратегических соображений?

- какие  благоприятные обстоятельства дают  компании реальные шансы на  успех при использовании ее  квалификации и доступа к ресурсам? Заметим: Благоприятные возможности  без способов их реализации - иллюзия.  Сильные и слабые стороны фирмы  делают ее лучше или хуже  приспособленной к использованию  благоприятных возможностей, чем  у других фирм.

- Какие  угрозы должны наиболее беспокоить  менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

Для наиболее успешного развития предприятий  необходимо чётко определять маркетинговые  стратегию и тактику, а чтобы  этого достичь требуется точно  представлять окружающую среду и  внутренний потенциал фирмы. Для  этого важно время от времени  проводить исследование внешней  среды, т.е. конкурентов, поставщиков  и потребителей; кроме того, необходим  анализ существующей позиции и возможностей самого предприятия, его технических, технологических, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Стратегия организации – это система  мер, которая рассчитана на перспективу, а потому обеспечивает достижение стоящих  перед организацией целей. Выбор  стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования, поскольку  от того, какая стратегия будет  выбрана, зависит будущее организации. Стратегия в течение длительного  времени будет определять все  без исключения управленческие решения.

В современных условиях развития рынка  компаниям, как занимающим нишу в  ёмкости, так и только выходящим  на рынок, приходится всё сложнее. И  это связано не только с высоким  уровнем жёсткой конкуренции, обилием  товаров и услуг аналогичного типа, перенасыщением рекламных и  информационных потоков, возрастающими  требованиями потребителей ко всем качественным параметрам, включая эргономичность, эстетичность и других аспектов, количественно  замерить которые довольно сложно. Проблемы также связаны и с  постоянными изменениями конъюнктуры  и ёмкости рынка, а также инновациями, стремящимися завоевать всё большие  доли.

SWOT-анализ – это один из  самых распространенных видов  анализа в стратегическом управлении  на сегодняшний день. SWOT-анализ  позволяет выявить и структурировать  сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности  и угрозы. Достигается это за  счет сравнения внутренних сил  и слабостей своей компании  с возможностями, которые дает  им рынок. Исходя из качества  соответствия, делается вывод о  том, в каком направлении организация  должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется  распределение ресурсов по сегментам.

SWOT-анализ — это наиболее  простой и доступный метод,  позволяющий проинтегрировать различные  аспекты внешней и внутренней  среды и способный действительно  оказать помощь в выборе оптимальной  маркетинговой стратегии.

Цель SWOT-анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

Следует отметить, что SWOT-анализ –  это лишь один из возможных подходов к формированию стратегии предприятия. Наиболее полной картина будет, если в сочетании со SWOT-анализом будут  применяться иные методы стратегического  планирования.

Классический SWOT-анализ предполагает оценку сильных и слабых сторон в  деятельности фирмы, потенциальных  внешних угроз и благоприятных  возможностей в баллах относительно среднеотраслевых показателей или  по отношению к данным стратегически  важных конкурентов.

Классическим представлением информации такого анализа являлось составление  таблиц сильных сторон в деятельности фирмы (S), ее слабых сторон (W), потенциальных  благоприятных возможностей (О) и  внешних угроз (Т).

Процедура проведения SWOT-анализа в  общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и  затем сопоставляются сильные и  слабые стороны предприятия, а также  возможности и угрозы рынка. Это  сопоставление позволяет чётко  определить, какие шаги могут быть предприняты для развития компании и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.

Данная матрица предоставляет  руководителям компании структурированное  информационное поле, в котором они  могут стратегически ориентироваться  и принимать решения.

После проведения анализа выбора стратегии  в ООО «Азбука Вкуса» были выявлены основные блоки стратегии - сильные стороны ее деятельности; слабые стороны важны, так как они представляют источник повышенного внимания и требуют корректирующих действий. Внешние благоприятные возможности и угрозы следует учитывать, так как хорошая стратегия должна способствовать накоплению положительных возможностей и защите от возможных угроз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

    1. Авдеев  С.В. , Замедлина Е.А. Основы бизнеса, М., «Юрайт», 2009.
    2. Архипова Н.И., Кульба С.А., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2012.
    3. Афонин И.В. Управление развитием предприятия, М.,2010.
    4. Булатов А.С. Экономика. М.,2008.
    5. Виханский А.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2009.
    6. Забелина П.В. Учебник «Основы стратегического управления». М: информационно – внедрический центр «Маркетинг». Москва. 2010г.
    7. Зайцева О.А. Учебное пособие «Основы менеджмента». Редактор Радугин. Москва. 2011г.
    8. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии. — Уфа. УГАТУ 2009.
    9. Ильянова А.В. Учебное пособие «Менеджмент: организация и технология». – М: 2008г.
    10. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности, Р.-на-Д.,2010.
    11. Кокурин Д.И. Учебник «Инновационная деятельность». – М: Экзамен. Москва. 2011г.
    12. Лукичева Л.И. Управление организацией, «Омега – Л», М.,2009.
    13. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2011.
    14. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. и др. / Под ред. Г.Б. Клейнера. – М.: КОНСЭКО, 2008.
    15. Теория организации. / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
    16. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. — М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
    17. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М., Финансы и статистика, 2009.
    18. //http://www.swot.ru/catalog2/doc/swot1/
    19. www.aup.ru
    20. www.cfin.ru/management/
    21. www.intalev.ru
    22. www.study.newgalaxy.ru/managment.html
    23. www.kraspubl.ru

Информация о работе SWOT-анализ – роль и место в стратегическом маркетинге