Этапы маркетингового иследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной дипломной работы является изучение порядка и этапов проведения маркетинговых исследований.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов организации маркетинговых исследований в Республике Беларусь;
- изучение организации службы маркетинга на исследуемом предприятии;
- определение путей совершенствования маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы организации маркетинговых исследований 6
1.1. Маркетинговые исследования и их виды 6
1.2. Основы исследования маркетинга. 7
1.3. Цели, задачи, основные понятия маркетинговых исследований 10
1.4. Маркетинговая информационная система. 11
2. Методологические подходы организации маркетинговых исследования 12
2.1. Опыт организации маркетинговых исследований. 12
2.2. Правила маркетинговых исследований. 14
2.3. Общая характеристика последовательности этапов проведения 15
2.4. Организация маркетинговых исследований в Республике Беларусь 18
3. Анализ маркетинговой деятельности 21
3.1. Краткая характеристика организационно-экономической деятельности предприятия (ООО «Трактир на Парковой») 21
3.2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Трактир на Парковой» 24
3.2.1 Изучение потребителей 24
3.2.2. Маркетинговая среда и служба маркетинга предприятия 27
3.2.3. Система управления маркетингом 31
Заключение 37
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

Мощность торгового зала составляет 60 посадочных мест, форма обслуживания - обслуживание официантами, по специализации относится к универсальным и общедоступным объектам общественного питания.

ООО «Трактир на Парковой»  оснащено современным торгово-технологическим  оборудованием.

Уставный фонд общества согласно учредительному договору объявлен в размере 27400 тысяч рублей.

Образование финансовых ресурсов и имущества ООО «Трактир на Парковой» происходит за счет:

- средств, передаваемых  по правопреемности;

- доходов от основной деятельности;

- кредитов банков и  других кредитов;

- капитальных вложений;

- иных источников.

На основе полного  хозрасчета Общество обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию  производства, социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств организации.

 

 

 

 

 

Структура управления предприятием ООО «Трактир на Парковой» представлена на рисунке 2.1.


 


 

 

 

 

 

 


Рисунок 3.1. Схема управления ООО «Трактир на Парковой»

ООО «Трактир на Парковой» управляют  специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики организации лежат два основных критерия - образование, соответствующее специальности, а также опыт работы в сфере торговли и общественного питания. Для всех специалистов разработаны должностные инструкции.

Возможности успешного  ведения данного вида деятельности определяются ситуацией в экономике, характеризуются достаточно большой  емкостью рынка и особым вниманием потребителей к качественной продукции. Высшим органом управления ООО «Трактир на Парковой» является Общее собрание участников. ООО «Трактир на Парковой» возглавляет директор, назначаемый Общим собранием участников. Наем директора осуществляется по контракту, в котором определяются права, обязанности и ответственность директора, условия его материального обеспечения и освобождения от должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Директор самостоятельно решает все вопросы деятельности организации, за исключением отнесенных законодательством к компетенции Общего собрания участников. Связь между директором и основными подразделениями линейная, а затем подчинение происходит по функциональному признаку. Данный вид сочетает преимущества линейного и функционального типа, то есть представляет собой единство распорядительства и квалифицированное осуществление функций управления специальным аппаратом - администрацией.

В целом структура  управления ООО «Трактир на Парковой» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляет возможность руководителю эффективно осуществлять оперативное и стратегическое руководство обществом.

В обществе применяется  повременно-премиальная форма оплаты труда. Должностные оклады установлены  в соответствии с тарифными разрядами  и тарифными коэффициентами, определенными  коллективным договором и тарифной ставки 1-го разряда. Размер тарифной ставки 1-го разряда по состоянию на 01.01.2006 составляет 112,6 тыс. руб.

Оплата труда работников общества производится с нормами, предусмотренными трудовым законодательством и коллективным договором. В организации разработаны и утверждены положение о премировании работников за основные результаты хозяйственной деятельности, производительный и качественный труд; положение о выплате надбавки за выслугу лет; положение о порядке выплаты вознаграждений по итогам работы за год; положение о единовременном поощрении; положение о порядке установления надбавок за высокое профессиональное мастерство, напряженность в работе, вредные условия труда.

ООО «Трактир на Парковой» тесно  сотрудничает с рядом предприятий, которые являются поставщиками своей  продукции либо выступают в роли оптовых посредников: Хладокомбинат № 2 - мороженое, мясные полуфабрикаты; Слонимский мясокомбинат, ООО «Викос» - мясная гастрономическая продукция, мясные полуфабрикаты; Птицефабрика им. Крупской и Дзержинская птицефабрика - птица, полуфабрикаты из птицы; Рыбокомплекс, рыбхоз «Волна», УП «Стайлерс» - рыба, морепродукты рыбные полуфабрикаты; ООО «Атабел», ОДО «Крутобор» - свежие овощи и овощная консервированная продукция; Европейские вина, Гарсия - спиртные напитки и так далее.

3.2. Анализ   маркетинговой  деятельности  ООО «Трактир на Парковой»

3.2.1 Изучение  потребителей

Маркетинговая деятельность по изучению потребителя определяет структуру потребительских предпочтений на рынке предприятия общественного  питания.  Исследования мотивов поведения потребителей на рынке ставят целью прогнозирование поведения определенных групп потребителей на рынке. Анализ рынка преследует цель определения потенциальной емкости рынка для выпускаемой продукции, определение характера потребительского спроса, распределение спроса по разным регионам. Задачей маркетинговой деятельности по исследованию услуг предприятия общественного питания является определение потребностей рынка в новых изделиях, улучшения или модернизации уже существующих.

Общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в питании и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на  услуги, т.е. конъюнктуры рынка.

Взгляды, потребности  и желания клиентов предприятий  общественного питания  постоянно  меняются.  Рассматривая  индустрию  питания нельзя не заметить, что  понятия населения о наилучших видах обслуживания на предприятиях общественного питания  изменяются, как и мода на престижные рестораны. В наши дни увеличивается число деловых  посетителей предприятий общественного питания взгляды и пожелания которых тоже необходимо учитывать, так как индустрия питания сейчас развивается очень динамично. Поэтому, любое предприятие общественного питания должно постоянно следить за всеми изменениями, происходящими на рынке данных услуг, успевать реагировать на каждое из них: отставание от более удачливых и прозорливых грозит недоверием потребителя ресторану, что может привести не только к потере кого-то из клиентов, но и к падению общего имиджа, т.е. к утрате существенной части потенциальных и постоянных клиентов.

Схема маркетингового исследования такова:

Выявление проблем и  формулирование целей исследования

Отбор источников информации

Сбор информации

Анализ собранной информации

Представление полученных результатов

Анализ использования  исследования


Все эти этапы взаимосвязаны  между собой и немыслимы один без другого. 

Выявление проблем  и формулирование целей исследования.

Итак, для успешного  проведения маркетингового исследования необходимо, прежде всего, выявить проблемы, стоящие перед предприятием общественного  питания и сформулировать цели исследования.  Цели могут быть:

- поисковыми, то есть  предусматривать сбор каких-то  предварительных данных, проливающих  свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу;

- описательными, то  есть предусматривать описание  определенных явлений, например, выяснить численность пользующихся услугами данного предприятия общественного питания;

- экспериментальными, то  есть предусматривающими проверку  гипотезы о какой-то причинно-следственной  связи, например, о том, что  снижение цен  на обслуживание  на 10% вызовет увеличение численности клиентов более чем на 15%.

Отбор источников информации

Следующим этапом проведения маркетингового исследования является выбор источника информации.  Собираться могут вторичные или  первичные данные.

Вторичные данные – это информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.

Первичные данные – это  информация, которая собрана впервые  для какой-либо конкретной цели.

Сбор информации.  Методы маркетинговых  исследований.

Обычно исследование начинается со сбора вторичных данных.  Они служат отправной точкой исследования.  Они дешевле и более доступны.

В зависимости от направления  и характера исследований информация может черпаться из самых различных  источников.  Исследования могут  разделяться на внутриресторанные исследования и исследования внешней среды.  Источниками информации для внутриресторанных исследований являются, прежде всего, различные отчетные документы, характеризующие деятельность ресторана.  Они составляются в основном работниками предприятий общественного питания. Информация при исследованиях внешней среды обычно берется из трех основных источников:

    -собственные  источники - информация, полученная  в ходе исследований внешней  среды, проводимых предприятием  общественного питания ;

    - заказная информация – информация, которую для заказчика предоставляют специализированные фирмы;

    - независимые  источники – отчеты, обзоры, подборки  и т.д., публикуемые различными  научно-исследовательскими, маркетинговыми  и иными фирмами и обществами.

Например, какой-нибудь мелкий ресторан, который не может провести собственное исследование, захотел  узнать данные о посещаемости ресторанов г.Минска.  Газета «Гастроном» публикует  данные исследования, которое проводилось  компанией «Орион» в декабре 2006 года:

Таблица 3.1. Исследования компании «Орион»

Рестораны, посещенные жителями города в 2006 г. (% от числа жителей)

Намерены посетить в 2007 г.

Раковский бровар

Мирский замок

У Франциска

Крыница

Страуня

Свитязь

43%

18%

19%

10%

8%

5%

Раковский бровар

Мирский замок

У Франциска

Крыница

Страуня

Свитязь

44%

16%

15%

9%

3%

7%


Опираясь на эти данные, ресторан может планировать свою деятельность  и вырабатывать свою  соответствующую маркетинговую  политику. Однако, вторичные данные могут быть устаревшими, неполными, неточными или ненадежными. Существует несколько способов сбора первичных данных.  Они адекватны целям и задачам работы для конкретного заказчика. 

Голубков Е.П. в своей  статье «Общая характеристика методов  сбора данных», опубликованной в  журнале «Маркетинг в России и за рубежом» различает качественные и количественные методы маркетинговых исследований.  К качественным он относит наблюдения, фокус-группы, глубинные интервью, анализы протоколов, проекционные и физиологические измерения.  К количественным – различного вида опросы. Рассмотрим три метода маркетинговых исследований - наблюдение, эксперимент, опрос.

Наблюдение – один из способов сбора первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.  Другой способ сбора данных – эксперимент.  Эксперимент подходит для выявления причинно-следственных связей. Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, тогда как опрос, один из наиболее трудоемких способов сбора первичной информации, наиболее удобен при проведении описательных исследований.  Опросы проводятся обычно для выявления предпочтений клиентов о качестве или ассортименте предоставляемых услуг.  Это позволяет  предприятию общественного питания определиться в выборе маркетинговых воздействий.

Опросами, наблюдениями и экспериментами могут заниматься агенты по сбыту или другие сотрудники предприятия общественного питания совмещающие их проведение со своей основной работой или занимающиеся этим в специально выделенное время. Для проведения опроса предприятие общественного питания может пригласить временных работников.  Чаще всего приглашаются старшеклассники или студенты, поскольку выполнение этой работы не требует особой квалификации.

Иногда предприятие  общественного питания приглашает для этой цели специалистов, однако такое привлечение должно быть хорошо продуманно и обоснованно, так как затраты на использование специалиста должны окупиться.

Таким образом, используя  результаты такого опроса, менеджер отдела маркетинга предприятия общественного  питания может планировать и проводить какие-то конкретные акции по привлечению клиентов.

3.2.2. Маркетинговая  среда и служба маркетинга  предприятия

Маркетинговая среда  ООО «Трактир на Парковой»  состоит из внешних факторов и сил, которые влияют на ее способность поддерживать и развивать успешные торговые операции клиентами своих целевых рынков. Она включает в себя микро - и макросреду. 

Информация о работе Этапы маркетингового иследования