Экономические потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:00, реферат

Краткое описание

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. У всех людей есть различные потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг_1.doc

— 494.00 Кб (Скачать файл)

 

 

         Помимо этого, важно рассмотреть основания для различения типов потребностей. Прежде всего, различаются первичные и вторичные потребности. Первичные или висцерогенные потребности связаны с характерными органическими явлениями и физическим удовлетворением. Например: потребность в воздухе, воде, пище, сексе, лактации, уринировании и дефекации. Вторичные или психогенные потребности предположительно выводятся из первичных и характеризуются отсутствием очевидной связи с каким бы то ни было специфическим органическим процессом или физическим удовлетворением. Примерами служат потребность в приобретении, конструировании, достижении, признании, эксгибиции, доминировании, самостоятельности, уважении.

Во-вторых, различаются открытые и скрытые потребности, то есть проявляющиеся и латентные. Речь здесь идет о тех потребностях, которым позволительно проявляться более или менее непосредственно, и о тех, что в общем случае сдерживаются или вытесняются. Можно сказать, что открытые потребности обычно проявляются в моторном поведении, тогда как скрытые – в мире фантазий и сновидений. Существование скрытых потребностей – в значительной мере следствие образования интернализованных структур (Сверх-Я), определяющих правильное или приемлемое поведение. Некоторые потребности не могут быть непосредственно выражены без нарушения условностей и стандартов, привнесенных обществом через родителей, и эти потребности часто действуют на скрытом уровне.

          В-третьих, существуют потребности проактивные и реактивные. Проактивные потребности преимущественно детерминированы изнутри, когда человек становится "спонтанно действующим" в результате чего-то, происходящего в личности. Реактивные же потребности активируются вследствие некоторых событий в среде, как реакция на них. Различие здесь во многом то же, что между реакцией, вызванной соответствующим стимулом, и реакцией, вызванной отсутствием важной стимульной переменной. Эти понятия Мюррей использует также для описания взаимодействия между двумя или более людьми, когда один индивид выступает как проактор (инициирует взаимодействие, задает вопросы, вообще продуцирует стимулы, требующие чужой реакции), а другой – как реактор (реагирует на стимулы, продуцируемые проактором). [8]

Взаимоотношение потребностей

Очевидно, что потребности  не полностью изолированы друг от друга, и природа их взаимодействий или взаимовлияний имеет огромное теоретическое значение. Мюррей принимает  положение о том, что существует иерархия потребностей, при которой  определенные тенденции занимают более высокое положение, чем другие. По отношению к потребностям, которые, "не будучи удовлетворенными, начинают главенствовать с наибольшей силой", используется понятие доминирования. Так, в ситуации, когда две или более потребностей требуют несовместимых реакций, именно доминирующая потребность (связанная с болью, голодом, жаждой, например) станет действующей, так как ее удовлетворение не может быть отсрочено. Минимальное удовлетворение таких потребностей необходимо прежде, чем смогут вступить в силу другие. При исследовании личности Мюррей обычно рассматривал конфликт, в который включены потребности. В его работах каждый субъект обычно оценивается в плане интенсивности конфликта в определенных ключевых сферах, например – самостоятельность против уступчивости, достижение против удовольствия.[8]

В определенных обстоятельствах  посредством единой линии поведения  может быть удовлетворено множество  потребностей. В тех случаях, когда  различные потребности осуществляются в одном и том же поведении, Мюррей говорит о смешении потребностей. Другая важная разновидность взаимоотношений потребностей описывается понятием субсидиации. Субсидирующая потребность – та, что служит удовлетворению другой: например, индивид может проявлять потребность в агрессии, но это служит лишь удовлетворению потребности в приобретении. Во всех случаях, когда действие одной потребности служит лишь инструментом удовлетворения другой, мы называем ее субсидирующей другую. Отслеживание звеньев субсидиации может иметь большую ценность для выявления доминирующих основных мотивов индивида.

 

  1. Классификация К. Хорни.

 

          К. Хорни (Карен Хорни (1885-1952) относится к числу наиболее выдающихся психоаналитических мыслителей двадцатого столетия.) в работе «Наши внутриличностные конфликты» писала: «Чем больше мы узнаем человека, тем более мы способны познавать конфликтующие элементы, которые объясняют симптомы, противоречия и внешние конфликты, и, следует добавить, тем более запутанной становится картина из-за числа и разнообразия противоречий. Это подводит нас к вопросу: существует ли какой-нибудь базисный конфликт, лежащий в основе всех частных конфликтов и действительно ответственный за них? Можно ли представить структуру конфликта в терминах, скажем, какого-либо неудачного брака, где нескончаемый ряд явно не связанных друг с другом разногласий и ссор из-за друзей, детей, времени приема пищи, служанок указывает на некоторую фундаментальную дисгармонию самой связи».[7]

         Убеждение в существовании базисного конфликта в человеческой личности восходит к древности и играет заметную роль в различных религиях и философских концепциях, вот некоторые выражения этих убеждений: силы света и тьмы, Бога и дьявола, добра и зла. Хорни видела базисный конфликт в фундаментальном противоречии аттиюдов друг другу, которые сформировал человек в отношении других людей.[7]

Чтобы понять происхождение  конфликта Хорни вводит понятие  «базисной тревоги»,[7] подразумевая под ним чувство, которым обладает ребенок, будучи изолированным и  беспомощным в потенциально враждебном мире. Большое число враждебных внешних факторов может вызвать у ребенка такое чувство опасности: прямое или косвенное подчинение, безразличие, неустойчивое поведение, отсутствие внимания к индивидуальным потребностям ребенка, отсутствие руководства, унижение, слишком большое восхищение или отсутствие его, недостаток подлинного тепла, необходимость занимать чью-либо сторону в спорах родителей, слишком много или слишком мало ответственности, чрезмерное покровительство, дискриминация, невыполненные обещания, враждебная атмосфера и др.

      Так,  по мнению Хорни, обычно существует  некоторая комбинация вызывающих  страдание факторов, которые могут  оказаться совершенно скрытыми. Поэтому в процессе анализа  можно только постепенно осознавать  их воздействие на развитие ребенка. «Измотанный тревожными факторами, ребенок ищет пути к безопасному существованию, выживанию в угрожающем мире. Несмотря на свою слабость и страх, он бессознательно формирует свои тактические действия в соответствии с силами, действующими в его окружении. Поступая таким образом, он не только создает стратегии поведения для данного случая, но и развивает устойчивые наклонности своего характера, становящиеся частью его личности.»[7]

         Для базальной тревоги характерны, но мнению Хорни, как отмечалось выше, ощущения отсутствия безопасности, собственной беспомощности и враждебности окружения. Чтобы справиться с ними ребенок часто бессознательно прибегает к помощи защитных стратегий. Хорни выделила несколько таких стратегий, которые получили название невротические потребности.

Таблица №2: Невротические потребности по Хорни

Избыточная потребность

Проявления в поведении

Потребность в ощущении любви и  в одобрении

Эта потребность характеризуется  огульным желанием доставлять другим удовольствие и соответствовать их ожиданиям. Человек живет ради хорошего мнения о нем окружающих и чрезвычайно чувствителен к любому знаку отвержения и недружелюбия

Потребность в руководящем партнере

Человек с такой потребностью –  паразит. Он переоценивает любовь и  чрезвычайно боится быть брошенным  и остаться в одиночестве.

Потребность в четких ограничениях       

Такой человек нетребователен, удовлетворяется  малым, предпочитает оставаться незаметным и превыше всего ценит скромность

Потребность власти 

Проявляется в стремлении к силе ради нее самой, неуважении к другим, презрении к слабости. Люди, боящиеся проявлять силу открыто, могут пытаться управлять другими посредством  интеллектуальной эксплуатации и превосходства. 

Потребность в эксплуатировании

Страх быть используемым другими, выглядеть  «тупым» в их глазах. Однако при  этом нежелание что-то сделать такое, чтобы изменить ситуацию 

Потребность в признании обществом

Стремление стать объектом восхищения. Представление о себе самом формулируется в зависимости от статуса в обществе 

Потребность в восхищении собой

Желание создать приукрашенный  образ себя, лишить себя недостатков  и ограничений. Постоянная потребность  в комплиментах и лести со стороны других 

Избыточная потребность

Проявления в поведении

Потребность в честолюбии

Большое желание и стремление быть самым лучшим, несмотря на последствия, при этом сильный страх перед  неудачей 

Потребность в самодостаточности  и независимости 

Свойственна изоляция, дистанция. Разуверившись в возможности теплых, отношений с другими людьми, человек отделяет себя от других и отказывается от привязанностей к кому-либо или к чему-либо. Он становится "одиночкой".

Потребность в безупречности и  неопровержимости 

Боясь совершить ошибку и подвергнуться  критике, люди с этой потребностью стараются  стать неуязвимыми и непогрешимыми. Они постоянно ищут в себе пороки с тем, чтобы их можно было скрыть прежде, чем они станут очевидны для остальных.


 

         По мнению Хорни, потребности, представленные в таблице, присутствуют у каждого человека. С их помощью человек справляется с такими неизбежными в жизни чувствами, как отверженность, враждебность или беспомощность. Нормальный человек легко заменяет одну потребность другой, если это требуются изменяющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, он стремится ее удовлетворить. В той ситуации, когда возникает потребность власти, он также старается удовлетворить ее и так далее, то есть изменяет стиль поведения в зависимости от возникшей потребности. А в отличие от здорового поведения невротические личности избирают только одну потребность, используют ее во всех социальных взаимодействиях, не разбираясь в ситуациях. Имеется в виду, что реагирует на ситуацию не гибко, неутомимо применяя только одну стратегию поведения. Говоря о невротической потребности любви, она имеет ввиду не возможность получить удовольствие от того объема любви, который есть в данный момент. Невротик в поиске удовлетворения этой потребности никогда не может остановится и насладиться любовью-чем больше он получает, тем большего хочет. Хорни писала: «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви».[7]

Выделяя 10 этих потребностей, Карен Хорни называет их источником развития внутриличностных конфликтов. Все вышеназванные потребности нереалистичны, поэтому никогда не могут быть удовлетворены

Карен Хорни называет эти потребности "невротическими", поскольку они представляют иррациональные разрешения проблемы.

 

  1. Классификация Дж. Роттера

 

Роттер (Джулиан  Роттер (англ. Julian Rotter; р. 1916, Бруклин) — американский психолог, автор влиятельных теорий, включая теорию социального научения и теорию локуса контроля) определяет потребности как поведение или набор вариантов поведения, которые, по мнению человека, приближают его к цели. «Это не состояние недостатка чего-либо или беспокойства, а, в первую очередь, индикаторы, указывающие направление действий».[8] Различие между потребностями и целями представляется в социально-когнитивной теории исключительно семантическим, — когда Роттер фокусируется на окружающей среде, он говорит о целях, когда речь идет о личности, он употребляет слово «потребности».[8]

Разработанная Роттером концепция потребностей позволила ему создать общую формулу предсказаний, при помощи которой можно делать  более общие прогнозы.

          Концептуально потребности можно описать как набор или группу функционально связанных поведений, то есть поведений, ведущих к получению одинаковых или подобных подкреплений. Например, человек может удовлетворять потребность в признании во множестве различных ситуаций и с помощью различных людей. Таким образом, он может получить подкрепление, реализуя группу функционально связанных поведений, каждое из которых приводит к удовлетворению его потребности в признании.

 Шесть категорий  потребностей 

Роттер и Хочрейх  перечислили шесть достаточно широких  категорий потребностей.[8] Следующий  список не является исчерпывающим, но он представляет большинство наиболее важных человеческих потребностей:

1.Физический  комфорт 

        Потребность в физическом комфорте включает поведение, нацеленное на приобретение еды, сохранение здоровья и физической безопасности. Эта потребность, возможно, основная из потребностей, потому что другие потребности развиваются (по Роттеру — выучиваются[8]) в связи с ней.

        Прочие потребности появляются в процессе развития потребностей в удовольствии, в физическом контакте и в благополучии. Включение кондиционера или заключение в объятия другого человека — пример удовлетворения потребности в физическом комфорте.

2.Признание-статус 

        Потребность в признании и статусе включает в себя потребность преуспевать в том, что другие считают важным, например в учебе, в спорте, в работе, в увлечении или в умении хорошо выглядеть. Сюда также входит потребность иметь определенное социально-экономическое положение и пользоваться определенной степенью личного престижа. Желание разбираться в коллекционных французских винах — пример потребности в признании и статусе.

 

3.Доминирование 

        Потребность доминировать или управлять деятельностью других включает любой набор поведений, направленных на достижение власти над жизнью друзей, членов семьи, коллег, начальников и подчиненных. Человек, убеждающий коллег принять его идеи, — пример удовлетворения потребности доминировать.

4.Независимость 

        Потребность в независимости включает набор поведений, нацеленных на приобретение свободы самостоятельно принимать решения, полагаться только на себя и достигать своих целей без посторонней помощи. Это потребность быть свободным от доминирования других.

5.Защита-зависимость 

В эту категорию потребностей входит желание, чтобы другие заботились о нас, предохраняли нас от расстройств  и неприятностей и помогали нам удовлетворять остальные категории потребностей. Фактически эта группа почти противоположна потребностям в независимости и доминировании

6.Любовь и  привязанность 

К потребности в любви  и привязанности относятся типы поведения, нацеленные на сохранение дружеского отношения, интереса и преданности других людей. Большинство из нас ощущает сильную потребность в любви и привязанности, то есть потребность в том, чтобы другие люди принимали нас, которая простирается дальше потребности в признании и статусе и включает желание получать некоторые знаки того, что другие люди испытывают теплые чувства по отношению к нам. Пример этой потребности — человек, оказывающий услуги другим в надежде получить словесное выражение хорошего отношения и благодарности.

Информация о работе Экономические потребности