Экономические потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:00, реферат

Краткое описание

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. У всех людей есть различные потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг_1.doc

— 494.00 Кб (Скачать файл)

 

Понятие экономических  потребностей

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально  это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе  оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность человека в знаниях), однако в большей части оно возможно.

Каждая конкретная потребность  может по-разному восприниматься отдельными людьми. Это зависит от уровня образованности и культуры, характера и интересов каждого человека. Если какая-то нужда человека не удовлетворяется, то он будет искать выход из создавшегося положения. Выхода может быть два: либо найти возможность для удовлетворения той или иной нужды, либо просто отказаться от ее удовлетворения.

Экономические потребности -  часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием производства. Они выражают отношение между людьми по поводу производства и использования благ и услуг.

На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами.

Удовлетворение экономических  потребностей, осуществляющиеся через  потребление материальных и духовных благ является естественной и главной  целью производства. Связь производства с потребностями носит довольно сложный «кругообразный» характер: производство служит удовлетворению потребностей, удовлетворение потребностей обуславливает (стимулирует) дальнейшее развитие производства, в ходе которого вновь рождаются потребности.

С течением времени потребности  растут и усложняются. Однако это  не только количественный рост, но и качественное изменение. Поэтому говорят не о росте, а о возвышенности потребностей.

 

Классификация потребностей

 

Было бы заманчивым распределить все потребности по группам, в  соответствии с которыми выделить в  обществе социальные классы и группы, организовать материальное производство с целью удовлетворения всех потребностей людей. Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию  потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные  авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов в своей книге "Потребности человека" считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.

 

Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:

 

    1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.
    2. Потребности познания.
    3. Потребности всемирного объединения людей.

 

У Гегеля 4 группы:

 

  1. Физические потребности.
  2. Потребности права, законов.
  3. Религиозные потребности.
  4. Потребности познания.

 

Первую группу, по Достоевскому и  по Гегелю, можно назвать потребностями  витальными; третью, по Достоевскому, и  вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными.

       Человеческие  потребности весьма многообразны  и их можно классифицировать  по разным признакам. В частности,  по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) потребности людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности в труде, общении, рекреации (отдыхе, восстановлении работоспособности).  
       Классификации потребностей уделялось внимание начиная с древних времен. По крайней мере со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время в основу классификации потребностей положены выводы американского психолога и экономиста А. Маслоу. Существуют и другие теории классификации потребностей, в частности теория К. Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста, которые соответствуют классификации А. Маслоу и также имеют иерархическую структуру. Д. Мак-Клелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти, которые не имеют иерархической структуры и их взаимодействие зависит от индивидуальной психологии человека.

 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ  А.МАСЛОУ

 

          В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Абрахам Маслоу (1908-1970) - видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Из рис.2 видно, что пирамида состоит всего из пяти видов потребностей: физиологических, в защищенности и безопасности, в принадлежности к социальной группе, в уважении и признании, в самовыражении[3].

 

 

                                                                                                                                            

   Рис.2: Пирамида  А.Маслоу

  Итак, снова обратимся  к пирамиде человеческих потребностей  Абрахама Маслоу как наиболее  близкой к реальности[4]. На ее  примере и рассмотрим, как человек  обустраивает свою жизнь.

Не вызовет возражений фраза о том, что самое важное для человека есть удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, теплой одежды в холодное время, личность, не имеющая других нужд, прекращает свое существование. Именно поэтому автор ставит эти потребности в основании пирамиды. Предположим, что они удовлетворены.

Потребность в защищенности и безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей, появления излишков, человек осознает необходимость защитить нажитое имущество, он нуждается в гарантии собственной безопасности и свободы. В этот момент основание пирамиды кажется чем-то уже готовым и незыблемым. Потребность в еде угасает, на первый план становится забота о личной безопасности. Приходит время, и эта проблема решается. Мы переходим на следующую ступень.

Потребность в принадлежности к социальной группе. Мысль об ужине не вызывает беспокойства, квартира плотно заперта, пока мы на работе. Но с того самого момента, как мы начали мыслить, мы постоянно причисляем себя к кому-то, к кому-то похожему на нас или наоборот, отличающемуся от нас, но мы не можем отделаться от того животного стадного чувства, начиная с разделения на мальчиков и девочек, и заканчивая клубами по интересам в Интернет-чатах. Определившись с социальными группами, обращаемся к четвертой строчке.

Человеку просто необходимо ощущать себя нужным, полезным - в  этом и выражается потребность в уважении и признании. Даже в пьяном состоянии, когда, казалось бы, отключены все моральные тормоза, нам важно знать, что мы уважаемы. Человек – странное животное, ему мало еды и воды, мало гарантии, что эта еда и вода будет, мало друзей и просто людей рядом с ним, но ему просто необходимо ощущать себя нужным, полезным, получать подтверждение своим решениям и словам. В этом и выражается наша потребность в уважении и признании. Без нее мы могли бы перестать удовлетворять нужды первой необходимости.

 Потребность в самовыражении. Вершина пирамиды объединяет все остальные нужды и желания современного человека, здесь любовь и творчество, религия и нравственные нормы, мораль и право, гегелевское познание и достоевское желание всемирного объединения людей. Все в одном. Все в потребности самовыражения.

 

  1. Классификация Мак-Клелланда.

 

Иной подход к классификации  потребностей высших уровней предложил  Дэвид Мак-Клелланд в работе "Два лица власти" в 1970 г. Он выделил потребности власти, успеха и причастности.

 Потребности власти  выражается в желании воздействовать  на других людей. Человек с  этой потребностью чаще проявляет  себя как энергичный, не боящийся  конфронтации, стремящийся отстаивать собственную позицию. Он хороший оратор и требует к себе повышенного внимания со стороны других. Руководящие должности привлекает людей с потребностью власти.

 Потребность успеха  удовлетворяется не провозглашением  и признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с потребностью успеха предпочитают иметь дело с проблемами, при решении которых они могут взять ответственность на себя, но сами проблемы должны быть реально разрешимы, а поощрение за достигнутый результат - конкретным и ощутимым.

 Потребность причастности  по сути совпадает с социальной  потребностью теории А. Маслоу.

 

  1. Теория ERG Клейтона Альдерфера.

 

 Дальнейшее развитие  теории потребностей было предложено  Клейтоном Альдерфером в 1972 г.  в работе "Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации".

 К. Альдерфер выделил  три уровня потребностей:

 E (existence) - потребности существования, то есть потребности, связанные с выживанием и воспроизводством человека;

 R (relatedness) - потребности причастности, которые могут быть удовлетворены за счет общения с другими людьми и за счет ощущения уважения с их стороны;

 G (growth) - потребности личностного роста, например потребности в приобретении новых знаний и в самоуважении.

 Соотношение потребностей  по А. Маслоу и К. Альдерферу  представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Взаимосвязь потребностей по А. Маслоу и К. Альдерферу

 

К. Альдерфер, в отличие  от А. Маслоу, считал, что, несмотря на иерархичность, потребности разных уровней могут в одинаковой степени и одновременно влиять на поведение человека. Более того, неудовлетворенность какой-либо потребности может компенсироваться более полным удовлетворением другой потребности. Данное положение очень важно для руководителей, стремящихся мотивировать своих сотрудников: если выполняемая работа не позволяет удовлетворить потребности роста, то более важными становятся социальные потребности, а если не могут реализоваться и они, то усиливаются потребности существования. Верно и обратное: человек может соглашаться с относительно небольшим материальным вознаграждением, если выполняемая работа позволяет ему иметь широкие социальные контакты или способствует удовлетворению потребности роста.

 

 

  1. Классификация Мюррея.

 

Хотя понятие "потребность" в психологии использовалось и используется очень широко, ни один теоретик не подверг его столь тщательному анализу и не дал столь полной классификации потребностей, как Мюррей (Мюррей (Murray) Генри Александр (13.5.1893, Нью–Йорк – 1988) — американский психолог.). Особенности проведенного Мюрреем анализа отражены в определении: "Потребность – это конструкт, который обозначает силу, действующую в мозге, силу, которая организует перцепцию, апперцепцию, интеллектуальную деятельность, произвольные действия таким образом, чтобы наличная неудовлетворительная ситуация трансформировалась в определенном направлении. Иногда потребность побуждается напрямую определенными внутренними процессами, но чаще (в состоянии готовности) – появлением одного или нескольких обычно эффективных давлений (сил среды). Каждая потребность характерным образом сопровождается определенным чувством или эмоцией и склонна к определенным формам изменения. Она может быть слабой или интенсивной, кратковременной или продолжительной. Но обычно она сохраняется и придает определенное направление внешнему поведению (или фантазиям), что изменяет исходные обстоятельства так, чтобы приблизить конечную ситуацию, которая должна успокоить (умиротворить или удовлетворить) организм"[8].

Из этого определения  видно, что понятию "потребность", как и понятию "личность", придается гипотетический статус, но тем не менее оно связывается с основополагающими физиологическими процессами мозга. Понятно и то, что потребности могут побуждаться "изнутри" или актуализироваться под влиянием внешней стимуляции. В любом случае потребность вызывает активность организма и поддерживает ее до тех пор, пока ситуация взаимодействия "организм-среда" не изменяется так, что потребность редуцируется.

Мюррей утверждает, что  о существовании потребности можно заключить на основе: 1) эффекта или результата поведения; 2) конкретного стереотипа или способа осуществления поведения; 3) избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов; 4) выражения конкретной эмоции или аффекта; 5) выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворения, если эффект не достигнут.[8] Дав общее определение, выявив перечисленные показатели, Мюррей на основе интенсивного изучения небольшого числа субъектов составил ориентировочный список из двадцати потребностей: [8]

 

Таблица №1: Краткое определение потребностей по Мюррею

Потребность

                        Краткое определение

В самоунижении

 

 

 

Пассивно подчиняться внешним  силам. Готовность принять обиду, обвинения, критику, наказание. Готовность сдаться. Подчиниться судьбе. Допустить собственную "второсортность", признать свои заблуждения, ошибки, поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде.

В достижении

Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать – в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Соперничать и опережать других. Осуществлять таланты и тем повышать самоуважение.

В аффилиации

Тесно контактировать и взаимодействовать  с близкими (или теми, кто похож  на самого субъекта или любит его). Доставлять удовольствие катектируемому объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе.

В агрессии

Силой преодолевать противостояние. Сражаться. Мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать. Противостоять  насилием или наказывать.

В автономии

Освобождаться от уз и ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать. Пренебрегать условностями.

В противодействии

В борьбе овладевать ситуацией или  компенсировать неудачи. Повторными действиями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать  позор действием. Искать препятствия  и трудности. Уважать себя и гордиться  собой.

В защите

Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения. Отстаивать Я.

В уважении

Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться  влиянию ближних. Иметь пример для подражания. Подчиняться обычаю.

В доминировании

Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других – внушением, соблазном, убеждением. указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать.

В эксгибиции

Производить впечатление. Быть увиденным и услышанным. Возбуждать, удивлять, очаровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять.

В избегании ущерба  

Избегать боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать  предупредительные меры.

В избегании позора

Избегать унижений. Уходить от затруднений  или избегать ситуаций, в которых  возможно унижение, презрение, насмешка, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи.

Потребность

                        Краткое определение

В опеке

Проявлять сочувствие и помогать беззащитным  в удовлетворении их потребностей –  ребенку или кому-то, кто слаб, обессилен, устал, неопытен, немощен, потерпел поражение, унижен, одинок, удручен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, защищать, опекать, лечить

В порядке

Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности, точности

В игре

Действовать "забавы ради" –  без иных целей. Смеяться, шутить. Искать расслабления после стресса в удовольствиях. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх.

В отвержении

Избавиться от негативно катектируемого объекта. Избавляться, отказываться, изгонять или игнорировать нижестоящего. Пренебрегать объектом или обманывать его

В сексе

Создавать и развивать эротические  взаимоотношения. Иметь половые  отношения.

В поддержке

Удовлетворять потребности благодаря  сочувственной помощи близкого. Быть тем, кого опекают, поддерживают, окружают заботой, защищают, любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну. Всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку.

В понимании

Ставить вопросы или отвечать на них. Интересоваться теорией. Размышлять, формулировать, анализировать, обобщать.

Информация о работе Экономические потребности