Экономическая природа дефицита и методы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разбор проблем вызванных бюджетным дефицитом.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и причины бюджетного дефицита;
- рассмотреть основные виды бюджетного дефицита;
- исследовать источники финансирования бюджетного дефицита;
- проанализировать основные пути преодоления бюджетного дефицита.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава I: Теоретические основы экономической природы дефицита
Понятие бюджетного дефицита………………………………..5
Причины бюджетного дефицита……………………………….9
Виды бюджетного дефицита…………………………………..12
Глава II: Анализ методов регулирования дефицита бюджета
2.1- Источники финансирования бюджетного дефицита………...19
2.2- Пути преодоления бюджетного дефицита……………………24
Глава III: Проблемы вызванные бюджетным дефицитом……...…27
Заключение…………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 59.59 Кб (Скачать файл)

во-вторых, привлеченные средства направляются исключительно на инвестиционные цели и на обслуживание государственного долга РФ.

Но иногда само государство создаёт бюджетный дефицит, это приводит к стимулированию экономического роста, особенно в период кризисов. Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе - люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).3

 

    1. -Виды и классификации бюджетного дефицита

Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.

Первичный дефицит - это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный, операционный, квазифискальный и циклический дефицит государственного бюджета.4

1) Фактический дефицит бюджета - это реальная разница между доходами и расходами бюджета при существующих налоговых ставках и фактическом уровне ВВП.

На его величину влияют и циклические колебания деловой конъюнктуры и фискальная политика государства. Размер фактического дефицита бюджета находится под влиянием автоматической фискальной политики и поэтому может изменяться независимо от того, осуществляло правительство фискальные меры в связи с сокращением национального производства.

Таким образом, фактический бюджетный дефицит или избыток не обязательно является проявлением целенаправленной текущей бюджетно-налоговой политики.

2) Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

Формула для расчета структурного дефицита:

Встр = G – t * Yf, где

Где Встр – структурный дефицит государственного бюджета

Yf – ВВП при условии полной занятости

t – ставка подоходного налога

3) Операционный дефицит – это дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. При высоких темпах инфляции, когда разница в динамике номинальных и реальных процентных ставок довольно значительная, такое завышение размера дефицита государственного бюджета может оказаться существенным

4) Циклический  дефицит  (излишек)  государственного   бюджета   является результатом  действия  встроенных  стабилизаторов  экономики.   "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий  снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не  прибегая  к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов  в индустриальных    странах    обычно    выступают    прогрессивная    система налогообложения,  система   государственных   трансфертов   (в   том   числе страхование по безработице) и  система  участия  в  прибылях.  "Встроенные" стабилизаторы  экономики относительно  смягчают  проблему   продолжительных временных лагов дискреционной фискальной  политики  так  как  эти  механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

 При  дискреционной  фискальной   политике   в   целях   стимулирования совокупного спроса в период  спада  экономической  активности  правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней  занятости и  выпуска.  В  ходе  осуществления  этих  решений   вследствие   увеличений госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых  рабочих мест) или снижения налогов  правительство  целенаправленно  создает  дефицит госбюджета.  Соответственно,  в   период   подъема   в   целях   сдерживания инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная  политика   правительства   связана   со   значительными

внутренними временными лагами, так как изменение структуры  госрасходов  или ставок  налогообложения  предполагает  длительное  обсуждение  этих  мер   в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты  и  излишки возникают автоматически, в  результате  действия  встроенных  стабилизаторов экономики,  так  как  эти  механизмы  "включаются"   без   непосредственного вмешательства правительства.

Создание   эффективных   систем   прогрессивного   налогообложения   и страхования  занятости  является  первоочередной  задачей   для   переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики  сочетаются  с отсутствием адекватных  налоговых,  кредитно-денежных  и  других  механизмов макроэкономического управления.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно  зависит  от величин  циклических  бюджетных   дефицитов,   которые   выполняют   функции автоматических  "амортизаторов"  колебаний  совокупного  спроса.  Он  вызван автоматическим   сокращением   (увеличением)   налоговых    поступлений    и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на  фоне  циклического спада (подъема) деловой активности.

  Пояснения: В фазе циклического подъема совокупный доход  увеличивается (Y2 > Y0),  и  поэтому  налоговые  отчисления  автоматически  возрастают,  а трансфертные  платежи  автоматически  снижаются.  В  результате   возрастает циклический   бюджетный   излишек,   и   инфляционный    бум    относительно сдерживается. В фазе циклического спада совокупный  доход  снижается  (Y1  < Y0), и поэтому налоги  автоматически  падают,  трансферты  растут.  В  итоге увеличивается циклический бюджетный дефицит  на  фоне  относительного  роста совокупного спроса и  объема  производства,  что  относительно  ограничивает глубину спада.

Величины  циклических  дефицитов  (излишков)   определяются   степенью "крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций.  Угол  наклона  налоговой функции T определяется величиной  предельной  налоговой  ставки  t,  а  угол наклона  функции   государственных   расходов   G   -   величиной,   которая характеризует соотношение между изменением суммы  получаемого  трансферта  и изменением величины дохода. Чем  выше  уровень  дохода,  тем  выше  вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае,  когда  все  государственные  расходы  G  упрощенно

представлены как неизменная величина,  не  зависящая  от  динамики  текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше,  чем выше уровень налоговых ставок t и чем,  соответственно,  круче  линия  T.  В положении T1 величины циклических бюджетных  дефицитов  и  излишков  больше, чем в положении T2,  и  поэтому  встроенные  стабилизаторы  оказывают  более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.

При прочих равных условиях величины циклических бюджетных дефицитов  и излишков, а также степень встроенной стабильности экономики оказываются  тем выше, чем выше  уровень  предельных  налоговых  ставок,  а  также  чем  выше соотношение между изменением суммы государственных трансфертов и  изменением величины национального дохода.

В то же время, увеличение степени  встроенной  стабильности  экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой  политики  - укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства  и  росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, к  предпринимательскому риску и к труду оказываются относительно  сильнее  в  условиях  постепенного снижения   предельных   ставок   налогообложения.   Однако   это    снижение сопровождается  сокращением  величин  циклических  бюджетных дефицитов   и излишков, а  следовательно,  и  снижением  степени  встроенной  стабильности экономики.

Выбор  приоритетов  между  краткосрочными  и  долгосрочными  эффектами бюджетно-налоговой политики является сложной макроэкономической проблемой  и для индустриальных, и для переходных экономик.

Во многих  индустриальных  странах  были  введены  системы индексирования ставок личного подоходного налога  в  зависимости  от  темпов инфляции в сочетании со снижением  предельных  ставок  налогообложения.  Эти изменения в налоговой системе являются элементом сложной налоговой  реформы, нацеленной на долгосрочный рост экономического потенциала.

При  этом  степень  встроенной  стабильности   экономики   оказывается относительно  невысокой  -  например,   в   США   встроенные   стабилизаторы способствуют уменьшению колебаний  национального  дохода  приблизительно  на одну треть.

Встроенные стабилизаторы не  устраняют  причин  циклических  колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального  уровня,  а  только  ограничивают амплитуду этих  колебаний.  На  основании  данных  о  циклических  бюджетных дефицитах  и  излишках  нельзя  оценивать   эффективность   мер   фискальной политики,  так  как  наличие  циклически  несбалансированного   бюджета   не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов,  а  может  иметь место при  любом  уровне  выпуска.  Поэтому  встроенные  стабилизаторы,  как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

5) Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства. Среди квазифискальных операций следует упомянуть:

- финансирование  государственными предприятиями  избыточной занятости в государственном  секторе и выплата ими заработной  платы по ставкам выше рыночных  за счет банковских ссуд или  путем накопления взаимной задолженности;

- накопление  в коммерческих банках большого  портфеля недействующих ссуд, которые  в итоге выплачиваются в основном  за счет льготных кредитов Центрального Банка;

- финансирование  Центральным Банком убытков от  мероприятий по стабилизации  обменного курса валюты.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев:

по характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

 

 

 

 

 

Глава II: Анализ методов регулирования дефицита бюджета

2.1- Источники  финансирования бюджетного дефицита

1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:5

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации в течение соответствующего финансового года;

Информация о работе Экономическая природа дефицита и методы его регулирования