Экономическая природа дефицита и методы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разбор проблем вызванных бюджетным дефицитом.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и причины бюджетного дефицита;
- рассмотреть основные виды бюджетного дефицита;
- исследовать источники финансирования бюджетного дефицита;
- проанализировать основные пути преодоления бюджетного дефицита.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава I: Теоретические основы экономической природы дефицита
Понятие бюджетного дефицита………………………………..5
Причины бюджетного дефицита……………………………….9
Виды бюджетного дефицита…………………………………..12
Глава II: Анализ методов регулирования дефицита бюджета
2.1- Источники финансирования бюджетного дефицита………...19
2.2- Пути преодоления бюджетного дефицита……………………24
Глава III: Проблемы вызванные бюджетным дефицитом……...…27
Заключение…………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 59.59 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное высшее профессиональное  учреждение высшего профессионального образования

Тверской государственный технический университет

(ТвГТУ)

Кафедра экономики и управления предприятием

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                                            На тему:        

” Экономическая природа дефицита и методы его регулирования”

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студент

Специальности экономика

1 курса ФУСК

Макаров С.А

Руководитель К.Э.Н., доцент

Нестерева К.И.

 

 

 

 

 

 

                                  Тверь 2014

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава I: Теоретические основы экономической природы дефицита

    1. Понятие бюджетного дефицита………………………………..5
    2. Причины бюджетного дефицита……………………………….9
    3. Виды бюджетного дефицита…………………………………..12

Глава II: Анализ методов регулирования дефицита бюджета

2.1- Источники  финансирования бюджетного дефицита………...19

2.2- Пути  преодоления бюджетного дефицита……………………24

Глава III: Проблемы вызванные бюджетным дефицитом……...…27

Заключение…………………………………………………………...29

Список использованной литературы………………………………31

 

 

Введение

 

Экономическая природа дефицита является очень актуальной в наше время. Недостаточная степень разработки теоретических проблем в области государственного бюджета обусловила не только его долгое непризнание в качестве самостоятельной экономической категории, но одновременно пре-пятствовала выработке модели бюджетного фонда страны, исследованию количественной его характеристики в составе используемых финансовых ресурсов. Бюджетный фонд, являющийся материально-финансовой базой деятельности государства, формировался исходя из задач функционирования административно-командной системы. Его величина была ориентирована не на оптимальные пропорции, необходимые для регулирования экономики и решения социальных задач, а на затратный подход, призванный обеспечить финансовыми ресурсами деятельность многочисленных органов государственной власти — в центре, республиках и на местах. При таком подходе сфера действия пере распределительной функции бюджета была почти безграничной, объектом перераспределения выступали все элементы стоимости общественного продукта.

Бюджетный дефицит — это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Однако в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. При этом качество самого дефицита может быть различным: а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства; б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

Целью курсовой работы является разбор проблем вызванных бюджетным дефицитом.

Задачи курсовой работы:

- раскрыть  понятие и причины бюджетного  дефицита;

- рассмотреть  основные виды бюджетного дефицита;

- исследовать  источники финансирования бюджетного  дефицита;

- проанализировать  основные пути преодоления бюджетного  дефицита.

 

 

Глава I: Теоретические основы экономической природы дефицита

    1. -Понятие бюджетного дефицита

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен для большинства развитых стран.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

    Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития.

    Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

    Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.

    Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

    Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию финансовокредитной системы, корректировке бюджетной политики.

    В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и др.), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

 Таким образом, в конечном счете дефицит бюджета является следствием:

   •  чрезмерных государственных расходов;

   •  ограниченности финансовых возможностей  государства мобилизовать необходимые  доходы (сознательное сокращение  налогов в целях стимулирования  деятельности субъектов хозяйствования  или из-за низкой собираемости  доходов);

   •  циклических спадов в экономике.

    К важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной тому являются изменения, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Ведь во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительство принимает меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов.

    Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

  Наиболее  важной характеристикой деятельности  правительства и функционирования  экономической системы страны  в целом является сумма дефицита (ДЕФ) (абсолютная величина дефицита  государственного бюджета, т.е. превышение  суммы расходов над доходами). Она исчисляется по формуле1

 

ДЕФ = Р - Д,

 

где Р - расходы бюджета; Д - доходы бюджета.

    Если доходы превышают расходы, то дефицит будет со знаком «-», что означает профицит бюджета; если расходы превышают доходы, то дефицит будет со знаком «+» - дефицит бюджета.

    Однако абсолютный размер суммы в различные периоды и в различных странах нельзя сопоставлять без дополнительного пересчета. Для получения более обобщающей характеристики дефицита госбюджета абсолютную величину дефицита относят к стоимости валового внутреннего продукта. Полученный показатель называют уровнем дефицита (У):

 

У = ДЕФ/ВВП,

 

где ДЕФ - сумма дефицита; ВВП - валовой внутренний продукт.

   Он  показывает, какой объем дефицита  государственного бюджета приходится  на принятую стоимостную единицу  валового внутреннего продукта, или, если выразить уровень дефицита  в процентах, сколько процентов  составляет дефицит бюджета от  стоимости валового внутреннего  продукта. Следует отметить, что, исходя  из мировой практики, предел бюджетного  дефицита в условиях стабильной  рыночной экономики следует ограничивать 2-3% объема валового внутреннего  продукта.

   Бюджетный  дефицит - это не показатель плохого  хозяйствования. Еще в 30-е гг. XX в. Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

 

    1. -Причины бюджетного дефицита

Основными причинами дефицита бюджета являются войны, расходы на военные цели в мирное время, а также спады, стагнация и периоды депрессии производства. Неэффективная экономика испытывает трудности. Доходы падают, а вместе с ними и налоговые поступления. В период спада растет безработица, растут расходы на выплаты пособий по безработице, что усугубляет дефицит государственного бюджета. Дефицит может возникнуть и по причине просчетов в руководстве народным хозяйством. Кроме того, правительства могут его создать сознательно, предполагая, что увеличение государственных расходов увеличит совокупный спрос, а через него и совокупное предложение, обеспечив толчок для экономического роста.

Помимо вышесказанных причин появления бюджетного дефицита, так же можно выделить следующие:2

    • рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег;
    • неоправданно раздутые социальные программы;
    • возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса;
    • значительный оборот «теневого» капитала;
    • непроизводительные расходы и потери и т.д.

 

В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:

• дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

• дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);

• дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.

Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит. Так, в случае принятия бюджета очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета. В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Текущие расходы утвержденного бюджета субъекта РФ или местного бюджета не могут превышать объем доходов их бюджета.

Размер дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Если в законе субъекта РФ о бюджете утвержден размер поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать приведенное выше ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. Аналогичная норма регулирует размер дефицита местного бюджета, но здесь этот размер не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.

Из всего перечисленного можно сделать два важных вывода:

во-первых, текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами;

Информация о работе Экономическая природа дефицита и методы его регулирования