Шпаргалка по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:29, шпаргалка

Краткое описание

Маркетинг, основные понятия маркетинга (нужда, товар, сделка, обмен, рынок, цена, покупательский спрос) и их содержание.

Маркетинг- это любая активная деятельность предприятия, связанная с направлением потока товаров или услуг от производителя к покупателю или потребителю.
Нужда- состояние сознаваемой нехватки чего-либо.
Товар- это все, что м.б предложено на рынке вниманию потребителя, приобретено или для последующего использования или потребление ради удовлетворения какой-либо потребности, или желания.

Вложенные файлы: 1 файл

bilety_dlya_ekzamena_po_marketingu.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)
  1. Маркетинг, основные понятия маркетинга (нужда, товар, сделка, обмен, рынок, цена, покупательский спрос) и их содержание.

 

Маркетинг- это любая активная деятельность предприятия, связанная с направлением потока товаров или услуг от производителя к покупателю или потребителю.

Нужда- состояние сознаваемой нехватки чего-либо.

Товар- это все, что м.б предложено на рынке вниманию потребителя, приобретено или для последующего использования или потребление ради удовлетворения какой-либо потребности, или желания.

Сделка - коммерческий обмен ценностями между субъектами. Она может классической (денежной) и бартерной (обмен товарами или услугами в натуральной форме). Для совершения сделки также необходимо соблюдение определенных условий. К ним относятся:

1. Наличие  минимум двух ценностно равнозначных объектов.

2. Согласованные  условия заключения сделки (цена, время, место, условия поставки и  т.д.).

обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта взамен чего-либо.

Рынок - это совокупность существующих (реальных) и возможных (потенциальных) покупателей товаров.

Рынок - совокупность социально - экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг.

Цена- это сумма ценностей, которую потребитель обменивает в виде вознаграждения за возможность обладать или пользоваться товаром или услугой.

Покупательский спрос- это желание человека, подкрепленное его покупательской способностью.

2.История развития маркетинга в России и за рубежом.

Методы маркетинга прошли длительный путь развития и они постоянно менялись, совершенствовались с учетом и в соответствии с развитием рыночных отношений.

В экономической литературе выделяется 4 периода в развитии маркетинга, каждый из которых имел свои приемы и способы.

1860-1930 гг. - “метод товарной ориентации” - означает стремление улучшить качество товара, исходя прежде всего из собственных представлений изготовителя о набор полезных качеств товара, услуги. Вкусы и запросы покупателя были вторичны. Причина заключалась, прежде всего, в нехватке товара и как следствие этого - превышение спроса над предложением.

1930-1950 гг. - “метод сбытовой  ориентации”, то есть стремление  обеспечить максимум продаж благодаря  рекламе и другим методам, привлекающим  покупателя к приобретению товара. В этот период произошло обострение конкуренции, хотя еще имелся большой объем неудовлетворенного спроса.

1950-1960 гг. - “метод рыночной  ориентации” заключается в выделении  товаров, пользующихся особым спросом  из-за высокой потребительской  стоимости и обеспечение максимума их продаж. В этот период рынок уже был насыщен, и только большое разнообразие товаров могло привлечь покупателя, который уже в этом периоде стал диктовать свою волю производителю товаров.

1960 годы и по настоящее  время возник метод - “маркетинговое  управление”, который содержит в себе следующие приемы:

- долгосрочное (5 - 15 лет) перспективное  планирование действий фирмы;

- целенаправленные исследования  рынка, товара и покупателей;

- использование комплексных  методов формирования спроса  и оптимизирования сбыта;

- ориентация на товары  рыночной новизны, удовлетворяющие  потребности тщательно рассчитанной  группы возможных покупателей.

 

1) пассивный - 50-е годы - появление некоторого товарного  убытка, потребители сопротивляются  товарной агрессии,

2) организационный - 60-е годы - упор на активное продвижение товаров с элементами манипулятивного маркетинга (недобросовестная реклама, продажа дефектных и опасных товаров),

3) активный - ускорение  скорости НТП, зрелость рынков  и насыщение базовых потребностей, интернационализация рынка.

Модель “4 - Р”.

Операционный маркетинг – это активный процесс получения заданного объема продаж, путем использования практических средств, относящихся к понятию “ 4 Р”. Эти четыре элемента в совокупности составляют комплекс маркетинга, который разрабатывается  для конкретной рыночной ситуации. При этом говорят про комплекс маркетинговых средств (marketing mix – т. н. маркетинговая смесь).  Таким образом, умение правильно “смешивать” элементы маркетинга для решения практических задач является основой маркетинга

 

Становление маркетинга в России.

1902- Самост.курс мар-га в унив-те  США(Гарвард, Мечиган).

1908-1 комерч. Организ-я мар-га в  США.

1920-Организ. Оформила международ-я  палата пром-ти.

1926- Национальная ассоциац. Мар-га  и рекламы.

1930-40- В дру. Экономич. Рав-х стран. Созданы нац. Ассоциац. Мар-га(Япония..)

1950-60- В Европе сформир.междунар. мар-г организ-и.

1976- Создана секция по вопросам  мар-га при торгов. Промыш. Палате(ТПП) СССР.

1980-Курс мар-га вводится в  экономич.институтах(МГИМО …)

1990-Принято постановлен. Презид.верхов.совета  РСФСР «Об организ.инстит. систем  исследов.мар-га при сов.мине РСФСР.

1992-Журнал «Маркетинг»

1995-Создана Российск.ассоциац.мар-га.

 

3.Сущность, цели и задачи маркетинга

Маркетинг (от англ. market – «рынок») – это оригинальное единство строгой науки и умение эффективно работать на рынке.

Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.

Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.

По определению основоположника теории маркетинга американского ученого Ф Котлера маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена .

Роль маркетинга в экономике - повышение ее торгово-рыночной эффективности. На современном этапе маркетинг понимается как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, способного не только реагировать на развитие рыночной обстановки, но и самому изменять параметры окружающей среды, обеспечивая выход на рынок, расширение рынка, обеспечение безопасности рынка.

Многие считают, что главной целью этой науки является сбыт и его стимулирование.

Итак, основными целями маркетинга являются следующие.

1. Максимизация возможно высокого уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).

2. Максимизация потребительской удовлетворенности, т. е. цель маркетинга – выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.

3. Максимизация выбора. Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора. Да и некоторые потребители при избытке определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.

4. Максимизация качества жизни. Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества жизни – цель благородная, но в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.

Задачи маркетинга:

1) исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;

2) помощь маркетинга в  разработке нового товара (услуги);

3) обеспечение сервисного  обслуживания;

4) маркетинговые коммуникации;

5) исследование, анализ, оценка  и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;

6) исследование деятельности  конкурентов;

7) сбыт товара (услуги);

8) формирование ассортиментной  политики;

9) формирование и реализация  ценовой политики фирмы;

10) формирование стратегии  поведения фирмы.

 

4.Функции и их содержание, принципы маркетинга

Основными принципами маркетинга является всеобщая нацеленность (ориентация) конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей. Из этого основополагающего принципа вытекает ряд других.

  1. Необходимо знать рынок и всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спроса на конкретный вид товаров или услуг. Полученную информацию использовать для разработки и принятия научно технических, производственных и хозяйственных решений.
  2. Максимально приспособить производство к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования предприятия, выпуская такую продукцию, которую ждет потребитель и производить то, что продается.
  3. Воздействовать на рынок, на потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях.
  4. Развивать и поощрять на предприятии творческий подход в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, и в первую очередь по усовершенствованию и повышению качества выпускаемой продукции и услуг.
  5. Организовать доставку товаров в таких количествах, которые больше всего устраивали бы конечного потребителя.
  6. Не опаздывать с выходом на рынок новой, особенно высокотехнологичной продукции.
  7. Разбивать рынок на относительно однородные группы (сегменты) потребителей и ориентироваться на те из них, в отношении которых предприятие обладает наилучшими потенциальными возможностями, и выпускать продукцию с учетом особенностей отдельных сегментов рынка, характеризующихся определенным типом покупателей и их потребности;
  8. Добиваться преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения технического уровня и качества продукции, представления покупателю большего объема и лучшего качества услуг.
  9. Оказывать помощь и содействие торговым посредникам, обеспечивая их складами готовой продукции для немедленной поставки потребителям продукции и оказывать помощь в решении технических проблем и обучении персонала.
  10. Ориентировать стратегию маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеванию рынка, расширению объема продаж, особенно на перспективных секторах рынка.

Главное в маркетинге это целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности.

На результаты маркетинговой деятельности оказывает большое влияние внешняя и внутренняя среда предприятия.

Функции маркетинга

Общими функциями маркетинга является управление, организация, планирование, прогнозирование, анализ, оценка, учет, контроль. Конкретными функциями являются: изучение рынка, потребителей и спроса, исследование окружающей среды, реализация товарной политики фирмы, организация сервисного обслуживания, ведение ценовой политики, товародвижения, поддержание и стимулирование спроса и т. д.

Функции маркетинга – это взаимосвязь видов деятельности.

Функции маркетинга вытекают из его принципов и бывают следующих видов:

1) аналитическая – это комплексный анализ микро и макросред, который включает в себя анализ рынков, потребителей, спроса, конкурентов и конкуренции, а также товаров;

2) производственная – это производство новых товаров, отвечающих все возрастающим требованиям потребителей и включает в себя организацию производства нового товара, организацию снабжения и управление качеством;

3) сбытовая – это функция, которая включает в себя все то, что происходит с товаром после его производства, но до момента начала потребления, а именно: организация товародвижения, организация сервиса, организация формирования спроса и стимулирования сбыта, формирование товарной и ценовой политики;

4) управленческая: поиск возможных путей развития деятельности предприятия, особенно в долгосрочном периоде, т. е. организация стратегии и планирования, информационное управление, организация коммуникаций;

5) контрольная.

 

5.Виды маркетинга и их содержание.

 

6.Типы маркетинга в зависимости от состояния спроса, задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.

Выделяют следующие типы маркетинга:

1. Конверсионный  маркетинг. Применяется при отрицательном  или негативном спросе. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая часть потенциальных потребителей недолюбливает товар и согласна на определенные издержки, лишь бы избежать его покупки.

 Причины  отрицательного спроса: вредность  товара для здоровья, неприятные ощущения при потреблении товара, товар вышел из моды, отрицательный имидж фирмы-производителя товара.

Задача маркетинга - проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли план, программа маркетинга изменить негативное отношение рынка переделкой товара, снижением цен, более активным стимулированием и рекламой.

Информация о работе Шпаргалка по "Маркетингу"