Цели и задачи маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В процессе интенсивного развития экономики и постоянно повышающейся роли малых и средних предприятий с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей, увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений.
Проблемность темы. Очень часто, особенно в нашей стране, производство товаров и услуг начинается без достаточных маркетинговых исследований.

Содержание

1 Маркетинговое исследование как функция маркетинга
1.1 Сущность маркетингового исследования, его роль, цели и задачи
1.2 Структура маркетингового исследования. Технология и этапы проведения

2 Виды маркетинговых исследований
2.1 Сущность и виды маркетинговой информации
2.2 Виды маркетинговых исследований
3 Кабинетные исследования
3.1 Полевые исследования
4.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИГОНИНОЙ.docx

— 36.17 Кб (Скачать файл)

. Исследование системы  стимулирования сбыта и рекламы - преследует цель выявить, как, когда  и с помощью каких средств  лучше стимулировать сбыт товара, повысить авторитет товаропроизводителя. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы.

Использование результатов маркетингового исследования направлено на принятие решений в области сегментирования рынка, разработки плана маркетинга и его отдельных инструментов, конкурентоспособности товара и фирмы.

. Сегментирование рынка - это процесс деления потребителей  данного рынка на отдельные  группы (сегменты), каждая из которых  предъявляет свой специфический  спрос на рынке.

. Разработка комплекса  маркетинга. Маркетинговая деятельность  в процессе формирования спроса  предусматривает воздействие на  внешнюю среду с помощью таких  инструментов, как товар, его цена, система распределения и продвижения, которые все вместе составляют  комплекс маркетинга. Деятельность  по управлению свойствами какого-либо  объекта называют политикой. В  маркетинге используются следуюшие направления политики: товарная, сервисная, ценовая, сбытовая, коммуникационная политика.

2. Виды маркетинговых  исследований

 

2.1 Сущность и виды маркетинговой информации

 

В основе маркетингового исследования лежит информация, т.е. знания и сведения о рынке и рыночной деятельности. Маркетинговая информация относится к категории управленческих функций, необходимых для осуществления маркетинга.

Маркетинговая информация - это систематизированный набор количественных и качественных характеристик в отношении определенного рыночного параметра или группы параметров, описывающих рыночную ситуацию.

Маркетинг сам стимулирует потребность в информации и охватывает деятельность по сбору, обработке, сводке и хранению данных. Наличие информации - средство уменьшения неопределенности, свойственной стохастическим процессам рынка.

Маркетинговая информация позволяет предприятию:

-снизить финансовый риск и опасность для фирмы

-получить конкурентные преимущества

-следить за маркетинговой средой

-координировать стратегию

-оценивать эффективность деятельности.

В маркетинговом исследовании, в соответствии с различными целями, его проведением и возможностями исследования методов сбора информации, выделяют следующие виды маркетинговой информации:

По характеру маркетинговую информацию разделяют на:

- Количественная - отвечает на вопросы кто? и сколько?. Это, как правило, цифры, статистика.

-Качественная - отвечает на вопросы как? и почему?. Это мнение, оценки, характеристики.

По срочности маркетинговую информацию подразделяют на:

-Оперативная - это срочная информация, которая применяется в оперативном исследовании для неотложного использования. Например, информация о текущих предпочтениях посетителей супермаркета.

-Стратегическая - это среднесрочная и долгосрочная информация, которая отличается глубиной и длительным охваченным периодом.

По месту получения маркетинговую информацию делят на:

- Внутренняя - находится внутри компании. К ней относятся все файлы, папки с отчетностью и различными показателями (статистика заказов, калькуляция затрат и т.д.), а так же знания сотрудников компании.

- Внешняя - находится за рамками компании. Это информация из внешней среды: газеты, справочники, сайты, мнение потребителей и т.д.

По способу получения маркетинговую информацию разделяют на:

-Первичная - это информация об объекте исследования, полученная непосредственно от источника в результате специально проведенных для решения конкретных проблем полевых исследований.

Недостатки - большое время на сбор и обработку; дороговизна.

Достоинства - сбор в соответствии с точно поставленной целью; результаты доступны для компании и могут ограждаться от конкурентов; известна надежность.

 Вторичная - информация  об объекте исследования, собранная  ранее из внешних и внутренних  источников для целей, отличных  от целей конкретного маркетингового  исследования. Применяется при проведении  кабинетных исследований.

Недостатки - неполнота; устареваемость; невозможно оценить достоверность.

Достоинства - возможность сопоставления информации из нескольких источников; дешевизна; быстрота получения.

 

2.2 Виды маркетинговых  исследований

 
Вид маркетингового исследования зависит от специфических признаков маркетингового исследования. Различают прикладные и фундаментальные исследования.

Виды маркетинговых исследований

Классификационный признак Виды исследований Уровень постановки проблемы Прикладные Фундаментальные Этап изучения информации Первичные (полевые)Вторичные (кабинетные)Периодичность проведения Разовые (специальные)Постоянные Области использования результатов Стандартные (синдицированные)Степень охвата Сплошные Выборочные Уровень измерительной «точности»Качественные Количественные маркетинговое исследование кабинетный полевой

Количественные исследования - это описание проблемы в числовом выражении. Данные, как правило, представляются в виде таблиц и графиков.

Качественные исследования имеют общую цель - выявить проблемы и/или объяснить наблюдаемые явления. С их помощью можно определить различные побудительные мотивы действий потребителей.

Так же вид проводимого маркетингового исследования зависит от применяемых методов и используемых источников информации (первичных или вторичных). Исследования делятся на:

-кабинетные (вторичные);

-полевые (первичные);

Рассмотрим эти виды исследований более подробно.

 

3. Кабинетные исследования

Именно с них имеет смысл начинать любое маркетинговое исследование. В таких исследованиях используется информация, которая уже кем-то собрана. Задачей исследования является ее изыскание, классификация и обработка с целью получения результатов, необходимых для принятия конкретного управленческого решения.

Источниками информации при проведении кабинетных исследований выступают:

-Публикации производителей, СМИ, правительства.

-Законодательство: федеральные законы; местные законы.

-Электронные источники: базы данных; сайты электронных СМИ; новостные ленты информационных агентств.

-Государственные органы: министерства; производственные объединения; местные администрации; ассоциации.

Кабинетное исследование широко применяется для выявления узких мест в системе управления маркетингом, определения стратегических ниш, оптимизации документооборота и т.п. Анализ проводят опытные специалисты в области менеджмента, маркетинга, финансового и бухгалтерского анализа.

Кабинетные исследования реализуются в два этапа:

 Этап постановки проблемы:

1. Формулирование решаемой  маркетинговой проблемы;;

2. Постановка информационных  задач, связанных с решением маркетинговых  задач;

3. Уточнение возможных  способов и источников получения  информации для каждой информационной  задачи;

4. Определение бюджета  информационного поиска.

 Рабочий этап:

1. Сбор информации в  выявленных вторичных документах;

2. Предварительный анализ  вторичной информации;

3. Сбор информации в  выявленных первичных документах;

4. Обобщение информации  из первичных источников и  документов;

5. Анализ собранной информации;

6. Формирование выводов  и рекомендаций;

7. Подготовка информационного  отчета по исследуемой проблеме.

Главными полезными свойствами кабинетных исследований являются:

концентрация рассредоточенной информации;

создание комфортных условий использования.

 

3.1 Полевые исследования

Исследования этого типа проводятся, когда данных, получаемых в результате кабинетных исследований, оказывается недостаточно. Эти исследования подразумевают непосредственную работу с потребителями, дилерами и даже конкурентами, направленную на получение необходимой информации.

В зависимости от применяемого подхода полевые исследования подразделяются на:

 Полные - опрашивается вся совокупность потребителей, имеющихся на рынке. С одной стороны, полные исследования дают самую точную информацию, с другой стороны, при увеличении количества респондентов затраты очень быстро возрастают;

 частичные - охватывается  не вся совокупность потребителей (генеральная совокупность), а некоторая  их часть (выборка).

Основными методами получения первичной информации при полевом исследовании являются: наблюдение, эксперимент и опрос.

 Метод наблюдения. Описательное  исследование, при котором действия  респондента отслеживаются без  прямого контакта с ним. Снятие  информации идет в естественных  условиях. Например, с его помощью  можно оценивать половозрастной  состав посетителей магазинов, частоту  и ассортимент покупаемых товаров.

 Метод эксперимента. Это  метод применятся для количественной  оценки причинно-следственных связей. Исследователь изменяет один  или несколько переменных параметров  и одновременно наблюдает за  тем, как это изменение влияет  на другой зависимый параметр. Позволяет выявить реальную реакцию  потенциальных потребителей или  иных групп людей на определенные  факторы или их изменения.

Существует два вида экспериментов:

Искусственное моделирование ситуации;

Эксперимент в реальных рыночных условиях.

 Опрос. Наиболее универсальный, эффективный и распространенный  метод исследования. При проведении  опроса интервьюер обращается  к респондентам для того, чтобы  узнать факты, мнения и настроения  путем непосредственного или  телефонного общения, либо с помощью  анкет.

 Анкетный опрос. Это  не просто перечень вопросов, а весьма тонкий и гибкий  инструмент, требующий тщательной  проработки. Процедура такого опроса  предусматривает следующие этапы:

-Определение цели опроса;

-Разработка бланка (типа) анкеты и метода действия;

-Определение численности респондентов и способа их отбора;

-Проведение опроса;

-Анализ результатов опроса и составление отчета.

 Интервью. Интервью проводят  на этапе поисковых исследований. Прежде чем переходить к сбору  статистических данных о рынке, необходимо очертить круг наиболее  значимых вопросов.

Телефонный опрос. Наиболее простое дешевое и удобное средство скорейшего сбора информации. К недостаткам следует отнести ограниченное число достаточно простых вопросов, требующих однозначных ответов.

 Почтовый опрос. Простое  средство достижения контакта  с лицами, которые либо не соглашаются  на личную встречу, либо не  хотят, чтобы на их ответах  невольно сказывалось влияние  интервьюера. К недостаткам можно  отнести низкий процент получения  заполненных анкет.

Из данного исследования можно сделать вывод: маркетинговые исследования - это не просто выявление желаний покупателей, но это сбор информации о состоянии и перспективах рынка, о конкурентах (ассортимент, цены, маркетинговая политика). Полнота и актуальность маркетинговой информации в значительной степени определяют успех компании на рынке.

Эффективные решения не могут основываться на интуиции или простых рассуждениях. Без планирования маркетинга компании не могут достичь устойчивого преимущества на своих рынках. Без маркетинговых исследований невозможно принятие эффективных стратегических решений в области маркетинга.

 

 

 

Заключение

 

Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют делают периодическое проведение маркетинговых исследований необходимым. Результаты исследования являются существенным «путеводителем» для фирмы.

Можно сказать, что маркетинговое исследование представляет собой эксклюзивную информацию, которая отсутствует в текущем информационном массиве. Управление процессом маркетингового исследования предполагает: постановку задач маркетингового исследования, планирование программы исследования, его реализацию, контроль и анализ результатов, подготовку аналитического отчета. Успешное проведение исследования требует тесного контакта между исследовательским коллективом и руководством фирмы (или его представителем) на всех этапах маркетингового исследования.

Маркетинговое исследование нацелено на информационно-аналитическое обоснование поиска и выбора оптимальных решений, завоевание и освоение новых рынков сбыта, осуществление программ модернизации и диверсификации производства и торговли, оптимизацию товародвижения, совершенствование форм обслуживания потребителей.

В основе маркетингового исследования лежит информация, т.е. знания и сведения о рынке и рыночной деятельности. Маркетинг сам стимулирует потребность в информации и охватывает деятельность по сбору, обработке, сводке и хранению данных. Вид маркетинговой информации зависит от целей исследования и от метода сбора информации.

Вид маркетингового исследования зависит от специфических признаков исследования. Оно зависит от способа сбора информации - полевое исследование, если информация собирается на месте ее возникновения (прямой опрос потребителей в магазине, непосредственно на предприятии т.п.) и кабинетное, если исследуется уже существующая информация, собранная ранее. Задачей кабинетного исследования является изыскание, классификация и обработка информации с целью получения результатов, необходимых для принятия конкретного управленческого решения. Основными методами получения первичной информации при полевом исследовании являются: наблюдение, эксперимент и опрос.

Информация о работе Цели и задачи маркетинговых исследований