Финансовая политика государства на примере РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработка мер по совершенствованию государственного управления финансовой деятельностью в Республике Беларусь.
Методы исследования: статистический метод, метод сравнения, детализации и синтеза.
Исследования и разработки: рассмотрены основы государственного управления финансовой сферой в РБ; отражена государственная политика в области финансов; предложены меры по совершенствованию государственного управления финансовой деятельностью в РБ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….….4
1. Теоретические аспекты финансовой политики государства…………………….………….4
1.1 Сущность финансовой политики государства…………………………………….………..6
1.2. Понятие, цели и задачи государственного управления финансами………….…….……..8
1.3. Роль финансовой системы в регулировании экономики……………………….………..14
2. Анализ финансовой политики Республики Беларусь………………………………………18
2.1. Особенности денежно-кредитного регулирования экономики в Республике Беларусь ………………………………………………………………………….........................18
2.2. Анализ бюджетной политики Республики Беларусь……………………………………..24
2.3. Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь………………..33
Заключение……………………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………………………...41
Приложение………………………………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

02 Финансовая политика государства цели, задачи, инструменты и эффективность проведения Макроэкономика Курсовая.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

За 2008 год организациями республики было получено 19 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 20,3% ВВП (в 2007 году – 14,8%). По сравнению с 2007 годом сумма прибыли до налогообложения увеличилась в 1,6 раза в реальном выражении. Чистая прибыль возросла в 1,7 раза, составив 13,4 трлн. рублей.

В 2008 года 681 организация, или 6,5% от их общего числа, по результатам  деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных  организаций по всем отраслям экономики составила 349,3 млрд. рублей вместо 495,6 млрд. рублей в 2007 году. Доля убыточных организаций в реальном секторе экономики сократилась по сравнению с 2007 годом в 1,7 раза, что отражает рисунок 3.

На 1 января 2009 года организации республики имели суммарную просроченную задолженность в размере 5 трлн. рублей. За 2008 год ее сумма сократилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 2%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 9,1% общей просроченной задолженности, уменьшилась на 3,5% в реальном выражении и составила 456,4 млрд. рублей.

Основную долю суммарной  просроченной задолженности организаций  республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 90,9%.

Рисунок 3 - Финансовые результаты деятельности организаций республики в 2007-2008 гг.

Примечание – Источник: [19]

 

Ее сумма на 1 января 2009 года составила 4,6 трлн. рублей, или 11,5% всего объема кредиторской задолженности (вместо 14,7% на 1 января 2008 года). По сравнению с началом 2008 года она сократилась в реальном выражении на 1,9%, а относительно 2007 года – на 11,4%.

Задолженность промышленных предприятий формировала 39,1% общей просроченной кредиторской задолженности по республике, организаций сельского хозяйства – 30,3%, торговли и общественного питания – 9,8%

Просроченная кредиторская задолженность по республике на 1,1% была меньше просроченной дебиторской  задолженности.

В 2008 году в консолидированный бюджет поступило 47 986 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), или 85,2% годового плана (за аналогичный период прошлого года – 76,3% годового плана). В реальном выражении это на 21,9% больше, чем за 2007 год, что показано в Приложении А. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП (централизация доходов) в 2008 году составило 51,5% (в 2007 году – 49,4%).

Рост поступлений в  бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста бюджетных поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2008 год динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (за 2007 год динамичность доходов была 1,037).

Динамика ежемесячных  поступлений доходов в консолидированный  бюджет представлена на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4 - Реальные темпы роста доходов консолидированного бюджета (в % к предыдущему месяцу)

Примечание – Источник: [19]

 

Основными доходными  источниками консолидированного бюджета  были НДС, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов консолидированного бюджета, что отражает таблица 1.

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые  бюджетные фонды по состоянию на 01.01.2009 года составила 78,6 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 47,5%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,51% на 01.01.2008 г. до 0,2% на 01.01.2009 г., т.е. более чем в два раза.

 

Таблица 1 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2006-2008 гг., %

Показатели

Годы

2006

2007

2008

Налоговые доходы - всего 

70,9

70,4

71,2

в том числе:

     

Налоги на доходы и прибыль 

16,3

15,2

17,0

в т.ч. - подоходный налог 

6,4

6,2

5,9

Налоги на фонд заработной платы

1,8

0

0

Налоги на собственность 

3,4

3,2

3,1

Налоги на товары и услуги

38,7

35,1

31,7

в т.ч. - НДС 

19,0

17,9

17,8

- акцизы 

7,5

6,4

6,1

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5,4

12,6

15,5

Взносы на государственное социальное страхование

24,8

23,8

21,7

Неналоговые доходы

4,3

5,8

7,1

Итого доходов 

100,0

100,0

100,0


Примечание – Источник: [19]

 

Расходы консолидированного бюджета в 2008 году профинансированы в сумме 43 042,6 млрд. рублей, в том  числе расходы Фонда социальной защиты населения – 9 232,7 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета на 01.01.2009 г. составила 283,5 млрд. рублей (на 01.01.2008 г. – 368,6 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,13% на 01.01.2008 г. до 0,6% на 01.01.2009 г.

В 2008 году консолидированный  бюджет исполнен с профицитом в размере 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3% к ВВП (за 2007 год профицит составлял 3,9% к ВВП)

В январе-сентябре текущего года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 18,8% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,5 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 32,1%. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 0,3%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.

В 2008 году по сравнению  с 2007 годом на 5,4 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,5 процентных пункта – доля расходов на жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации, что отражает рисунок 5.

Рисунок 5 - Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

Примечание – Источник: [19]

 

Расходы по разделу «Образование»  составили 10,9% всех расходов консолидированного бюджета, «Здравоохранение» – 8,3%, «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» – 2,3%.

В расходах консолидированного бюджета за 2008 год в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 80%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, субсидии и текущие трансферты – 46,8%, обслуживание государственного долга – 1%. Доля капитальных расходов составила 18,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,7% всех бюджетных расходов.

Средства консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в финансировании инвестиций в 2008 году составила 25,3% всех инвестиций в основной капитал вместо 24,1% в 2007 году. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за 2008 год возрос в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом и составил 190,7 тыс. квадратных метров, или 4,8% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в 2007 году – 3,7%).

Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) составили 25 355,6 млрд. руб., или 124,9% (в реальном выражении) к уровню 2007 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23 242,7 млрд. руб., что на 24,5% больше, чем в 2007 году.

Почти четверть (23,7%) всех поступлений в республиканский  бюджет (без учета ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2007 годом его объем увеличился на 21,8% в реальном выражении. В 1,5 раза возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 29,3%.

В 2008 г. финансирование из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2007 года. Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) занимали расходы по разделам «Социальная политика» - 32,6%, «Общегосударственные расходы» - 22,3%.

В 2008 году доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 2 112,9 млрд. рублей, или 2,3% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 3 438,5 млрд. рублей, или 3,7% ВВП.

В целом тенденции  в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

Таким образом, расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. В Республике Беларусь в структуре расходной части бюджета основными направлениями использования средств являются социально-культурные мероприятия и народное хозяйство.

 

 

 

2.3. Пути совершенствования финансовой политики Республики                                              Беларусь

 

 

Для обеспечения устойчивого  роста экономики предусматривается  дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

Так, в соответствии с  основными направлениями социально-экономиче-ского развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

В области налоговой  политики в 2006 – 2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

Одним из важнейших направлений  налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

В целях совершенствования  налоговой системы будут реализованы  следующие мероприятия:

- улучшение налоговой  структуры за счет повышения  доли и значения прямого налогообложения,  применения общепринятых моделей  построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

- снижение нагрузки  на фонд заработной платы; 

- оптимизация ставок  и совершенствования механизма  уплаты страховых взносов в  Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

- повышение стимулирующей  роли таможенной политики;

- выравнивание условий  налогообложения для всех категорий  плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

- совершенствование системы  налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;

- оптимизация соотношения  республиканских и местных налогов  и сборов с ориентацией на  повышение роли и расширение  самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010 годах будет направлена на:

- создание условий для полного  и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

- обеспечение эффективной работы  системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;

- принятие мер по  совершенствованию процедур государственных  закупок, устранению нарушений в данной сфере.

Стратегические цели денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

Денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Предусматривается также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

Информация о работе Финансовая политика государства на примере РБ