Финансовая политика государства на примере РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработка мер по совершенствованию государственного управления финансовой деятельностью в Республике Беларусь.
Методы исследования: статистический метод, метод сравнения, детализации и синтеза.
Исследования и разработки: рассмотрены основы государственного управления финансовой сферой в РБ; отражена государственная политика в области финансов; предложены меры по совершенствованию государственного управления финансовой деятельностью в РБ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….….4
1. Теоретические аспекты финансовой политики государства…………………….………….4
1.1 Сущность финансовой политики государства…………………………………….………..6
1.2. Понятие, цели и задачи государственного управления финансами………….…….……..8
1.3. Роль финансовой системы в регулировании экономики……………………….………..14
2. Анализ финансовой политики Республики Беларусь………………………………………18
2.1. Особенности денежно-кредитного регулирования экономики в Республике Беларусь ………………………………………………………………………….........................18
2.2. Анализ бюджетной политики Республики Беларусь……………………………………..24
2.3. Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь………………..33
Заключение……………………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………………………...41
Приложение………………………………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

02 Финансовая политика государства цели, задачи, инструменты и эффективность проведения Макроэкономика Курсовая.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

Комиссия осуществляет рассмотрение ключевых тенденций в  экономике и денежно–кредитной сфере и их значимости для обеспечения финансовой устойчивости банков, а также разрабатывает меры по недопущению дестабилизации банковской системы и поддержанию ее устойчивого функционирования.

Кроме того, Комиссия осуществляет координацию действий структурных подразделений центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь по накоплению и обработке информации, характеризующей состояние и перспективы развития банковской системы.

Глобализация экономики  порождает тенденцию интернационализации денежной политики, валютной консолидации. Международной валютой уже стал евро. Не исключено, что в XXI веке получат хождение в основном три валюты: для Европы — евро, Америки — доллар, Азии — иена. Для многих стран своя валюта стала дорогим удовольствием, вызывая инфляцию, девальвацию, финансовые кризисы. Присоединение к международной валюте снимает с государства ряд сложных проблем, но, с другой стороны, лишает государство экономической самостоятельности. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь определяется внешними факторами, зависит от международных финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Однако здесь еще достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики в интересах развития национальной экономики.

В соответствии с концепцией Программы социально-экономического развития Республики Беларусь для стабилизации финансовой системы, стимулирования инвестиционной активности и роста производства, концентрации ресурсов для развития ведущих звеньев экономики предусматривалось:

1) постепенное снижение  уровня централизации финансовых  ресурсов государства до 35–40% ВВП;

2) демократизация бюджетного  процесса;

3) завершение формирования  казначейства для более полного  учета, контроля и управления государственными ресурсами;

4) ограничение дефицита, покрытие его большей доли  за счет кредитов Национального  и коммерческих банков, выпуска  государственных ценных бумаг, привлечения внешних займов.

На сегодняшний день финансовые ресурсы Республики Беларусь образуются главным образом (80%) за счет прибыли, НДС, акцизов, отчислений в социальные фонды и около 80% расходуется на народное хозяйство.

 

 

 

2.2. Анализ бюджетной политики Республики Беларусь

 

 

Бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также для выполнения необходимых социально-экономических функций. По сути, государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей и иных поступлений. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом страны, а по завершении года исполнительная власть отчитывается об его исполнении.

Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский  и местные бюджеты. Государственный  бюджет Республики Беларусь разрабатывается Министерством финансов и утверждается Национальным собранием в виде государственного закона. Отчеты об исполнении республиканского и местного бюджетов представляются на рассмотрение Парламента и местных Советов депутатов соответственно в определенный законодательством срок.

Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:

1. Налоги, влияющие на  развитие производства, спрос и  предложение на отдельные виды  услуг, товаров, работ.

2. Прямое бюджетное  финансирование общегосударственных  программ, обеспечивающих расширение  общественного воспроизводства,  совершенствование его структуры. К ним относятся крупные природоохранные, инвестиционные программы, программы приватизации, фундаментальных исследований, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса.

3. Субсидирование некоторых  отраслей, предприятий для выравнивания  экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства).

4. Выдача беспроцентных  и льготных кредитов, гарантий  для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых предприятий, предприятий топливного комплекса и др.).

5. Создание за счет бюджетных резервов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства (стабилизационный фонд и др.), предупреждения диспропорций в развитии экономики.

Построение бюджета  основано на принципах единства (наличие  в государстве единой бюджетной системы, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации), полноты (учет всех затрат и поступлений по каждой статье), реальности (правдивое отражение в бюджете доходов и расходов государства), гласности (информирование населения об основных расходах и источниках дохода бюджета).

Важнейшими регуляторами в рамках бюджетного регулирования  являются:

- уровень централизации  средств в бюджете;

- соотношение между  республиканским и местными бюджетами;

- дефицит бюджета;

- соотношение между  государственным бюджетом и внебюджетными фондами;

- структура государственного  бюджета по источникам поступления  и направлениям использования.

Чрезмерная централизация  финансовых ресурсов в государственном  бюджете Республики Беларусь является одной из основных проблем бюджетного регулирования. Если на начальной стадии проведения экономических реформ, когда государство нуждалось в значительном объеме централизованных ресурсов, высокий уровень их централизации можно было оправдать, то в дальнейшем это обусловило хронический недостаток финансовых ресурсов у предприятий и населения. Долгосрочной такая стратегия быть не может, ибо она сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций в экономику. В развитых странах уровень централизации средств в бюджете составляет: во Франции — 45%, Великобритании — 39%, Германии — 37%, США — 30% к ВВП. В перспективе ставится задача снижения уровня централизации финансовых ресурсов государства до 43% к 2015 г. [9, c. 86]

Что касается соотношения  средств, аккумулированных в республиканском и местных бюджетах, то здесь сохраняется тенденция незначительного изменения соотношения в пользу местных бюджетов. Вместе с тем задачи, которые стоят перед властями областей, городов, районов и сельских поселений, требуют изменения этого соотношения в пользу последнего.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет  свои особенности. Они зависят от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Если проанализировать динамику изменения структуры доходной части бюджета, то можно отметить, что начиная с 1992 г. основным ее источником стала новая система налогов. К налогу на прибыль и подоходному налогу с населения добавились налог на добавленную стоимость, налог на землю, налог на недвижимость, налог за пользование природными ресурсами, косвенный налог с оборота. Начиная с 1992 г. основными источниками доходной части бюджета являлись налог на прибыль и доходы, НДС, акцизы. Высокий уровень налогообложения привел к сокращению производства, уменьшению налогооблагаемой базы и, как следствие, к снижению налоговых поступлений в бюджет. В дальнейшем для усиления стимулирующей функции бюджета необходимы снижение уровня налогообложения с уменьшением количества налогов и платежей, совершенствование их структуры при одновременном увеличении собираемости налогов.

Наиболее сложной проблемой  как в зарубежных странах, так  и у нас, в республике, является сбалансированность бюджета, т.е. достижение равенства доходной и расходной частей. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Для решения этой проблемы используются различные средства: государственные займы (внутренние и внешние), дополнительная эмиссия денег. Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, получения кредитов в банках. Эмиссия денег чаще используется в кризисных ситуациях (в условиях войны, длительного кризиса).

Однако и та, и другая формы решения проблемы имеют  свои негативные последствия для экономики страны. В результате эмиссии развивается неконтролируемая инфляция, снижается инвестиционная активность, падает уровень жизни населения. Государственные займы в какой-то мере подрывают сами основы рыночной экономики: если имеет место принудительное размещение государственных ценных бумаг или сужаются возможности получения кредитов частными фирмами, это ведет к увеличению спроса на кредиты на рынке ссудных капиталов и способствует удорожанию кредита — росту учетной ставки.

Практически во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг, но если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Наиболее тяжелыми для страны являются краткосрочные долги, требующие соответствующих выплат с высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента, т.е. требуется выплата процентов на проценты. Государство, как правило, старается консолидировать краткосрочную и долгосрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, продлив срок выплаты основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за 2008 год составил в текущих ценах 93 164,8 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 10,7% выше, чем в 2007 году, в 2007 году прирост ВВП по отношению к 2006 году составлял 8,4%. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год предусмотрен рост ВВП на 8-9%.

В 2008 году сохранялись  высокие темпы роста основных макроэкономических показателей развития страны, что показано на рисунке 2.

В январе-сентябре 2008 года произведено промышленной продукции, работ, услуг на сумму 98,1 трлн. рублей, что на 13,1% (в сопоставимых ценах) выше уровня января-сентября 2007 года (при прогнозе на год – 8-9%).

Доля предприятий государственной  формы собственности в общем  объеме произведенной промышленной продукции составила 37,7%, предприятий  частной формы собственности, имеющих в уставном фонде долю государства, – 50%.

Рисунок 2 - Изменение основных показателей развития экономики в % к соответствующему периоду предыдущего года

Примечание – Источник: [19]

 

Потребительских товаров в 2008 г. выпущено на сумму 18,2 трлн. рублей, что на 13% выше уровня 2007 года (прогноз на год – 9-10%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 13,4%, непродовольственных – на 12,8%.

В 2008 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 14,3 трлн. рублей - на 23,2% больше, чем в 2007 г. в сопоставимых ценах при прогнозных темпах прироста на 2008 год 15-17%. В результате опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП, доля инвестиций в ВВП увеличилась с 24,2% в 2007 году до 25,8% в 2008 году. Рост инвестиционной активности поддерживался положительной динамикой производства в отраслях инвестиционного комплекса: промышленности строительных материалов (прирост 12,9% по сравнению с 2007 годом), машиностроении (прирост 13,6%). С ростом спроса на инвестиционные товары и работы строительного характера отмечается рост валового накопления в основном капитале.

Значительный рост инвестиций в основной капитал явился следствием улучшения финансовых показателей деятельности практически всех отраслей экономики. Собственные средства организаций в источниках финансирования инвестиций составили 41,1%. Преобладающими источниками финансирования являлись также бюджетные средства (25,3%), кредиты банков, включая кредиты иностранных банков (20,3%) и средства населения (7,6%).

На объекты производственного  назначения использовано 15,3 трлн. рублей капитальных вложений, что на 22,7% больше, чем в 2007 году. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 63,8% (в 2007 году – 64,7%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 25,7%. На строительство жилых домов использовано 4,6 трлн. рублей, что на 20,4% больше, чем в 2007 году.

Объем продукции сельского хозяйства в 2008 году, по оценке, составил 21,1 трлн. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 6,9% (при прогнозе на год – 7-8%). При этом в сельскохозяйственных и других организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах производство сельскохозяйственной продукции возросло на 11% по сравнению с 2007 годом, в хозяйствах населения – 0,8%.

Объем грузооборота предприятий транспорта за 2008 год сложился в размере 43 453 млн. ткм и увеличился по сравнению с 2007 годом на 5,9%.

В 2008 году предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 205,2 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 22,6% больше, чем в 2007 году. Оплаченная выручка составила 193,7 трлн. рублей, или 94,4% от всей выручки.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг за 2008 год сложилась в размере 18,4 трлн. рублей, или 19,8% от произведенного валового внутреннего продукта (за 2007 год – 15%). По сравнению с 2007 годом прибыль от реализации продукции возросла в реальном выражении в 1,5 раза, рентабельность реализованной продукции увеличилась на 3,5 процентных пункта, рентабельность продаж – на 1,8 процентных пункта, составив 15,9 и 9% соответственно.

Информация о работе Финансовая политика государства на примере РБ