Управление маркетинговой деятельностью некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Управление маркетинговой деятельностью некоммерческих организаций имеет большую экономическую и социальную значимость, так как способствует повышению эффективности решения широкого круга первостепенных для общества проблем. Результаты этой деятельности призваны удовлетворять определенные общественные потребности, и могут быть доведены до потребителя посредством передачи и некоммерческого обмена информацией, сотрудничеством, доверием, уважением и поддержкой.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya2.docx

— 131.08 Кб (Скачать файл)

Нам представляется важным разграничить продукты образовательной деятельности, которые возникают в основной, образовательной сфере функционирования образовательного учреждения, и продукты, которые рождаются в связи с дополнительной, коммерческой деятельностью, предусмотренной уставами этих учреждений. [3, С.42]

На рынке некоммерческих продуктов, как на любом другом рынке, основными элементами являются предложение некоммерческих продуктов, спрос на них и цена некоммерческого продукта. Под спросом при этом подразумевается готовность потребителей к восприятию и потреблению некоммерческого продукта, отражающая степень их заинтересованности в деятельности некоммерческой организации. [2, С.23]. Показателями такого спроса является общественное мнение о некоммерческой организации.

1.4. Социальное влияние образовательного учреждения в контексте некоммерческого маркетинга.

 

Некоммерческие продукты могут быть и материальные, и нематериальные: идеи, концепции, услуги, физическое место. Объединяет все типы некоммерческих продуктов то, что вне зависимости от сферы обмена (политика, образование, культура, брак и личная жизнь человека), они произведены некоммерческими субъектами для того, чтобы удовлетворять нужды общества и потребителя и получить от них в процессе обмена некоммерческое средство платежа – поведенческий отклик потребителя [2, С.37-39]. Ф.Котлер, рассматривая процессы обмена на рынке, не употребляет термин «некоммерческое средство платежа», но подчёркивает значимость каких-либо символических действий, свидетельствующих об обратной связи между производителем и потребителем: «Обычно дающий предполагает получить что-то взамен, например, благодарность или хорошее отношение понимающего. В чисто психологическом смысле субъекты ранка пытаются вызвать поведенческий отклик другой стороны. Коммерческим фирмам нужен отклик в форме купли, политик ожидает отклик в виде голосования, церковь – в виде присоединения, социально активная группа – восприятия идеи» [6, С.41].

Потребление в некоммерческом маркетинге связано с предпочтительным использованием продукции той или иной некоммерческой организации или в избрании её индивидом в качестве референтной группы. В первом случае модель взаимодействия потребителя и организации будет аналогична потреблению услуг: те или иные свои потребности субъект удовлетворяет, установив контакт с некоммерческой организацией (например, вступив в политическую партию, участвуя в волонтёрском движении). Это видимый эффект потребления некоммерческого продукта (услуги). На субъективном, невидимом уровне, предпочтение индивида той или иной некоммерческой организации выражается в принятии её принципов, в солидарности с её идеями. Например, человек может разделять принципы какой-то партии или движения (например, пацифистского или экологического), хотя формально к ним не принадлежать. Но при этом он носит значки или иные символы, свидетельствующие о его симпатиях. Выбор абитуриентом образовательного учреждения, выбор клуба по интересам или политические выборы – это ситуации, когда действуют законы некоммерческого маркетинга [3, C.25]. Как некоммерческая организация, образовательное учреждение имеет задачей не только удовлетворять социальные потребности граждан, но и получать от них поведенческий отклик, которые проявляется в рейтинге образовательного учреждения на территориальном рынке, в получении спонсорской поддержки, грантов, субсидий. Это возможно, если деятельность образовательного учреждения значима для его социального окружения. Рассматривая маркетинг образовательных услуг, такой эффект деятельности открытых систем А.П. Панкрухин называет экстерналитис (от external – наружный, внешний) – «социально значимый внешний эффект, возникающий в тех случаях, когда решение или сделка затрагивает интересы, содействующие удовлетворению потребностей посторонних для данной сделки людей, общественных слоёв или групп» [11, С.55].

Нам представляется, что экстерналитис может быть рассмотрен в двух плоскостях: а) как комплекс масштабных культурных влияний образовательного учреждения на окружающую социальную систему; б) как индивидуальные личностные изменения, происходящие с потребителями образовательных услуг. То есть, можно говорить о двух видах социального влияния образовательного учреждения: опосредованное социальное влияние, которое оказывается на местное сообщество, и непосредственное влияние на потребителей образовательных услуг, связанное с реализацией миссии образовательного учреждения. В первом смысле влияние образовательного учреждения на социум проявляется в следующих процессах:

1) Трансляция культурного опыта от старших поколений к младшим;

2) Формирование трудовых знаний и навыков обучающихся как потенциала производительных сил территории;

3) Развитие творческого потенциала всех субъектов, вовлечённых в деятельность образовательного учреждения;

4) Развитие коммуникативных навыков обучающихся и совершенствование их межличностных отношений в социальном пространстве территории;

5) Влияние на этику поведения и общую культуру населения территории;

6) Формирование социально значимых личностных качеств (толерантность, патриотизм, национальное самосознание и пр.) у субъектов, причастных к деятельности образовательного учреждения.

Такие масштабные социокультурные влияния образовательного учреждения могут возникнуть как результат основной его деятельности – просвещения, профессионального и личностного развития потребителей образовательных услуг. В этих эффектах проявляется развитие человеческого потенциала территории под влиянием системы образования.

Если рассматривать непосредственное социальное влияние образовательной организации, то можно увидеть вполне конкретные показатели личностных изменений, которые происходят с потребителями её услуг. Это уровень знаний, навыков, профессиональная культура, уровень воспитанности, мировоззрение. Чтобы такое личностное влияние произошло, необходима корреляция установок, целей и ценностей производителей образовательных услуг (работников образовательных учреждений) и потребителей данных услуг. Для выявления этой корреляции был проведён мониторинг в 52 учреждениях основного общего образования г. Ульяновска, опрошено более 3849 респондентов [4]. Анализировались мнения об услугах основного общего образования трёх категорий респондентов: выпускников школы, родителей, учителей. Сопоставлено видение образовательных услуг их потребителями и теми, кто их предоставляет. В качестве дополнительных методов исследования применялись интервью с руководителями образовательных учреждений и контент-анализ 12 наиболее популярных периодических изданий г.Ульяновска за 2006-2008гг., что позволило определить, какие образовательные учреждения и в каком контексте упоминаются в прессе, каково  общественное мнение об их услугах, какую пиар-деятельность ведут образовательные учреждения города. Результатом мониторинга является и сама первичная информация о рынке образовательных услуг города, и характеристики экстерналитис участвовавших в исследовании организации. Контент-анализ подтвердил основные выводы мониторинга.

Анализ социального влияния организации позволяет судить о её конкурентных позициях, а также определяет направление инноваций, которые позволят улучшить эти позиции. С одной стороны, источником инновационного развития образовательного учреждения можно рассматривать постоянно меняющиеся потребительские запросы. С другой стороны, если уровень социального влияния организации небольшой, это отражается на её конкурентоспособности, тогда для улучшения своих конкурентных позиций организация начинает инновационную активность. То есть, само существование образовательной организации в ситуации рыночной конкуренции является фактором её инновационного развития. Это характерно как для коммерческого образования, так и для бюджетных образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Маркетинговый анализ деятельности МБОУ Гимназия №44

2.1 Общая характеристика МБОУ Гимназия №44

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №44 образовано в 1993г.

Адрес: г. Иркутск, ул. К. Либкнехта 159.

Телефон: 24-49-13, 24-49-19.

Адрес эл. почты: gym44irk@mail.ru

Учредитель: департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска.

Адрес учредителя: 664003 г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба 9.

e-mail: dep_obr@irkadm.ru.

Основной целью учреждения является удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и нравственном развитии, в приобретении основного общего образования.

Приоритетными направлениями деятельности МБОУ Гимназия №44 являются:

а) построение такой образовательной системы, которая способствовала бы оптимальному развитию задатков и способностей каждого ребенка в его интеллектуальной, духовно-нравственной и социально-культурной сфере личности;

б) формирование человека, стремящегося к личностному росту, умеющему адаптироваться к изменяющимся условиям жизни;

в) воспитание нравственной, гражданской позиции и патриотизма;

г) личностно-ориентированные развивающие педагогические технологии, обеспечивающие повышение качества и эффективность образования;

д) непрерывность образования в течение всей жизни ученика, будущего гражданина;

е) профилизация старшей ступени образования;

ж) стандартизация образования, сохранение государственно-регионального, образовательного, культурного, информационного пространства;

з) светский характер образования.

Виды оказываемых услуг:

а) реализация основных общеобразовательных программ:

- начального общего образования;

- основного общего образования;

б) реализация дополнительных общеобразовательных программ различной направленности.

Дополнительные общеобразовательные программы имеют следующие профили:

а) гуманитарный (профильные предметы – русский язык, литература, история, обществознание, иностранный язык). Для учащихся данного класса предложены следующие предметы из блока «По выбору»:

- основы словесности;

- сопоставительная грамматика;

- основы риторики;

- лексика и фразеология;

- культура России;

- анализ текста;

- лингвострановедение;

- практическая грамматика;

б) физико-математический (профильные предметы – физика, математика). В этом классе предложены следующие спецкурсы и факультативы:

 - решение нестандартных задач по математике;

- технология создания сайтов;

- физический практикум;

- решение нестандартных задач по физике;

- решение задач с параметрами;

- математический анализ;

- дифференциальные уравнения;

в) естественно-научный (профильные предметы – химия, биология). В этом классе ведутся следующие факультативы:

 - регионоведение;

- современные проблемы биологии (ботаники, зоологии, анатомии и физиологии, общей биологии);

- биологический практикум;

- байкаловедение;

- физиология и медицина;

- решение нестандартных задач по химии;

- химический практикум;

Профиль работает по программам:

- единой программе углубленного изучения биологии (5 – 11 классы);

- единой программе углубленного изучения химии (7 – 11 классы).

Спецкурсы по биологии и химии проводятся на базе биолого-почвенного и химического факультетов Иркутского Государственного университета, а также кафедры Нормальной физиологии Иркутского Государственного медицинского университета с привлечением преподавателей вышеуказанных ВУЗов и педагогов МБОУ Гимназия № 44 г. Иркутска;

г) лингвистический (профильные предметы - иностранный язык I, иностранный язык II, русский язык). Для учащихся данного класса предложены следующие предметы из блока «По выбору»:

 - иностранный язык II;

- основы словесности;

- лингвострановедение;

- практическая грамматика английского языка;

д) эстетический (для учащихся второй ступени) – (профильные предметы – МХК, художественный труд, изобразительное искусство и основы архитектуры). Для учащихся данного класса предложены следующие факультативы:

 - мировая художественная культура;

- художественный труд и народная культура;

- основы дизайна и флористики.

В школе ежегодно обучается около 1300 учеников, выпускается каждый год от 60 до 90 выпускников.

Всего педагогических работников 110, из них совместителей – 19. 81,3% имеют высшую и первую квалификационные категории:

- высшую квалификационную категорию имеют 53 из них 14 совместителей;

- первую квалификационную категорию имеют 37 из них 1 совместитель;

- учёную степень, звание имеют 9; 

- правительственные награды  имеют 1. Почётные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель Р.Ф.» имеет Богданова Лидия Александровна.

Отраслевые награды:

- знак «Отличник народного просвещения» - 2;

- знак «Отличник физической культуры и спорта РФ» - 1;

- знак «Почетный работник общего образования» -15;

- почетная грамота Министерства образования и науки РФ – 5;

- благодарность губернатора Иркутской области – 1;

- почетная грамота министерства образования Иркутской области – 4;

- почетная грамота Департамента образования г. Иркутска – 9;

- благодарность Департамента образования Иркутска – 3.

Победители конкурса «Учитель года»:

Призеры окружного конкурса – 8, победитель окружного конкурса – 1, призеры городского конкурса – 1, финалист областного конкурса – 1.

Победитель конкурса «Лидер в образовании»: Финалист конкурса «Признание-2010» - Иевлев Д.В.

Кроме преподавательского состава в школе так же работает: 5 бухгалтеров, 10 сотрудников столовой и 7 работников по уборке школы.

Материально-техническая база. Техническое обеспечение: телевизор – 27, магнитофон – 11, DVD-плеер – 26, видеомагнитофон – 11, компьютерная и оргтехника, компьютер – 48 с доступом к сети интернет, ноутбук – 30, принтер и МФУ – 18, проектор – 9, интерактивная доска – 1.

Библиотечный фонд (тыс. томов): общий книжный фонд библиотеки – 13465 единиц хранения, основной фонд (художественная, справочная и методическая литература) – 5662 экз., фонд учебников – 7803 экз., периодические издания – 41 единица.

Информация о работе Управление маркетинговой деятельностью некоммерческих организаций