Управление ассортиментом сока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

При выполнении выпускной квалификационной работы выпускник должен показать способность решать задачи, соответствующие его квалификации:
- анализировать ассортимент предприятия, формулировать ассортиментную политику;
- анализировать и работать с нормативными документами и законодательными актами;
- осуществлять оценку и экспертизу качества товаров

Содержание

I.Введение. Состояние и перспективы развития ассортимента сока на местном рынке ………….……………………………………………………………………стр.2
II. Основная часть
2.1Управление ассортиментом сока……………………………………………..стр.4
2.1.1Классификация и ассортимент сока…………………………………...…….стр.4
2.1.2Принципы формирования торгового ассортимента сока…………………..стр.6
2.1.3Фальсификация и идентификация сока…………………………………..…стр.7
2.2Маркетинговая характеристика ассортимента сока на местном рынке….....стр.9
2.2.1Анализ уровня конкурентоспособности сока на местном рынке………стр.10
2.2.2Продвижение сока на местном рынке……………………………………...стр.12
2.2.3Состояние и вид спроса на сок……………………………………………..стр.13
III.Выводы и предложения…………………………………………………….…стр.15
IV.Источники…………………………………………………………………..….стр.16
V.Приложения……………………………………………………………...……..стр.17

Вложенные файлы: 1 файл

вкр.docx

— 89.81 Кб (Скачать файл)

1.) Ассортиментная идентификация  – установление соответствия  наименования товара по ассортиментной  принадлежности, обусловливающей предъявляемые  к нему требования. Используется  для выявления соответствия товара  его наименованию.

2.) Качественная идентификация  – установление соответствия  предназначенного для сертификации  товара требованиям качества, предусмотренным  нормативной документацией. Применение  качественной идентификации: определяет  градации качества – стандартная  или нестандартная продукция, соответствие  товарного сорта сорту, указанному  на маркировке и в сопроводительных  документах и т.п.

3.) Товарно-партионная идентификация – установление принадлежности представленной выборки товара к конкретной товарной партии. Средства идентификации товаров:

• маркировка товаров;

• нормативные документы (ГОСТы, технические условия), регламентирующие показатели качества;

• технические документы, в том числе товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты),

• документально оформленные результаты испытаний образцов сертифицируемого товара.

 

 

2.2Маркетинговая характеристика  ассортимента сока на местном  рынке.

Производство соков имеет большое значение для населения и народного хозяйства нашей страны. Высокое содержание минеральных веществ и витаминов в овощных соках обусловливает их высокую пищевую ценность. Фруктовые соки выпускают неосветленными и с мякотью, из одного вида овощей и смешанные из двух или более видов плодов. Проводя маркетинговое исследование рынка соков необходимо решить несколько задач. Во-первых, изучить доступные данные, проводившиеся раннее исследования, то есть использовать при проведении маркетингового исследования вторичную информацию. Таким образом, нужно найти информацию, собранную ранее из внешних источников (интернет, журналы, газеты и др.). Во-вторых, необходимо собрать первичные данные. При сборе первичных данных из всех известных орудий исследования выберем самое распространенное - анкету. Таким образом, нужно составить анкету, которая поможет определить покупательские предпочтения населения рынка соковой продукции в Плесецке. В-третьих, после опроса респондентов нужно проанализировать полученные маркетинговые исследования, то есть сделать соответствующие выводы и рекомендации для рынка соков в Плесецке. На развитие Рынка влияет ситуация на рынках сырья (рынок фруктов и рынок овощей) и рынке упаковки. По прогнозам аналитиков, рост на рынке сырья возобновится с 2014 года. Что касается рынка упаковки, то в настоящее время помимо количественных изменений на нем происходят важные структурные перемены. Ввиду кризиса производители соков переориентировали производственные мощности с натуральных соков на выпуск сокосодержащих безалкогольных напитков. В натуральном объеме продаж продукции отрасли, ведущие позиции начали занимать фруктово-ягодные нектары. В настоящее время идет бурное развитие нижнего среднего и нижнего ценовых сегментов сокового рынка - вместе эти сегменты занимают более 70% рынка. Более зажиточная часть потребителей уходит в премиум-сегмент: ими востребованы свежевыжатые соки, специальные продукты для занятий фитнесом и другие пищевые напитки. Так как продукция рынка соков не является, в первую очередь, продуктом первой необходимости, люди начинают покупать её, когда их доходы достигают определенного уровня. Однако около 80% потребителей не отказались от соковой продукции. Эксперты считают, что в 2014 году, если покупательная способность будет расти, среднеценовой сегмент Рынка также будет увеличиваться. Теперь обратим внимание на вопрос качества соков. С января 2010 года вступил в силу новый ГОСТ на соковую и сокосодержащую продукцию, который обязывает производителя, указывать на этикетке достоверную информацию о продукте, его качественных характеристиках. В новом ГОСТе строго закреплена классификация этой продукции на сок, нектар и сокосодержащие напитки, также он вынуждает производителя указывать на этикетке все используемые продукты и добавки, как сахар, лимонная эссенция, красители, ароматизаторы, консерванты, и прочие составляющие. С одной стороны, внедрение нового ГОСТа это значительное движение рынка вперед к цивилизованному и социально-этичному маркетингу, но с другой стороны, низкая осведомленность потребителей вкупе с дизайнерскими уловками производителей значительно снижает эффект созданного стандарта. Например, повсеместно на упаковке используются все слова, говорящие о качественном продукте, как о соке - «100%, персиковый», а вверху упаковки, там, где взгляд неискушенного потребителя обычно не останавливается, мелким шрифтом белого цвета написаны такие слова - «нектар персиковый». Предложение соков сегодня очень интенсивно, и хотя количество марок уже не столь велико как ранее, их маркетинговая активность заметно повысилась. Наиболее популярными и представленными на рынке Плесецка марками считаются соки и нектары марок «Добрый», «Моя семья», «J7», «7up», «Фруктовый сад», «Rich» и другие. Причем, плесецкие потребители предпочитают в первую очередь апельсиновый, яблочный, томатный и персиковый, абрикосовый соки. Осознавая, что наиболее важными являются качественные характеристики сока, потребители изменили предпочтения по месту покупки этого продукта с рынка на магазины и супермаркеты, подразумевающие гарантию качества продукции. Среди множества видов следует отметить по степени снижения популярности, следующие соки: Яблочный, Апельсиновый, Томатный, Ананас, Персик, Вишня, Грейпфрут, Мультивитамин, Виноград. В январе 2011 года экспертами Института аграрного маркетинга было проведено маркетинговое исследование "Рынок соков, ориентация потребителей". Целями данного исследования было определение ситуации на рынке соков, а также выявление тенденций развития этого рынка.

2.2.1Анализ уровня конкурентоспособности  сока на местном рынке.

Конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации. Главной целевой установкой исследования товаров является определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности. Исследования товара позволяют получить сведения относительно того, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры изделия он более всего ценит. Результаты исследования дают возможность предприятию разработать собственный ассортимент товаров в соответствии с требованиями покупателей, исследовать конкурентоспособность, определить направления деятельности в зависимости от различных стадий «жизненного цикла» изделий, найти идею и разработать новые товары, модифицировать выпускаемые изделия, усовершенствовать маркировку, выбрать фирменный стиль, определить способы патентной защиты. Исследование цены направлено на определение такого уровня и соотношения цен, который бы давал возможность получения наибольшей прибыли при наименьших затратах. В результате проведенных исследований выбираются наиболее эффективные соотношения «затраты - цены» и «цена - прибыль». Исследование товародвижения и продаж преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации. Исследования включают также анализ функций и особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений с производителями. Такие исследования позволяют определить возможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизировать товарные запасы, разработать критерии выбора эффективных каналов товародвижения, разработать приемы продажи товаров конечным потребителям. Исследование систем стимулирования сбыта и рекламы - также одно из важных направлений маркетинговых исследований. Оно преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товаров, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия. Результаты исследований позволяют выработать политику «взаимоотношения с публикой», создать благоприятное отношение к предприятию, его товарам, определить методы формирования спроса населения, воздействия на поставщиков и посредников, повысить эффективность коммуникационных связей, в том числе рекламы. Исследование внутренней среды предприятия ставит целью определение уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды. Именно здесь нужно получить ответ на вопросы о том, что нужно сделать, чтобы деятельность предприятия была полностью адаптирована к динамично - развивающимся факторам внешней среды.

Например: Товар, который мы будем исследовать, допустим, возьмем натуральный сок J-7.

 

Определим основные его характеристики:

1. Упаковка (тетра пак с  отрезным уголком, с откручивающейся  крышкой или со специальным  отверстием);

2. Состав сока (с добавлением  сахара или без сахара, сокосодержащие, витаминизированный, с мякотью или без);

3. Соответствие цены и  качества;

4. Цена должна быть доступна  всем слоям населения;

5. Пригодность для питания  детей.

На телеэкране мы постоянно видим рекламу тех или иных натуральных соков. И почти каждая из них говорит об удобной упаковке и о том, что их сок самый на 100 процентов натуральный. Также можно посоветовать рекламодателям, чтобы они делали не только рекламу, которая информирует население, но и мотивирующую, т.е. рекламу, которая бы способствовала увеличению спроса на данную марку сока. Для этого необходимо сделать спецпредложение, т.е. например, покупая 2литра сока - третий получаете бесплатно или 20% увеличение объема продается по цене прежнего, и т.д. Но самое главное, чтобы сказанное в рекламе на самом деле соответствовало действительности, т.к. если потребитель найдет несоответствие между написанным на упаковке и содержимом, то он может донести эту информацию до других потребителей и тогда спрос на данный товар стремительно будет падать.

2.2.2Продвижение сока на  местном рынке

Продвижение товара - это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю над физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их производства к местам потребления с целью удовлетворения нужд потребителей и выгодой для себя.

В крупных супермаркетах и гипермаркетах чаще применяют группировку по видам. Например, вертикальным блоком на весь стеллаж выставляются апельсиновые соки всех производителей, яблочные всех производителей и т.п. Такая группировка на больших торговых площадях более удобна для покупателей. А в менее крупных магазинах (районных супермаркетах, магазинах у дома) соки группируют по маркам. Например, блоками выставляются J7, Rich, Тонус и т.п. По ценовым диапазонам: на нижних полках выставляются дешевые марки соков, на уровне груди и глаз – среднего ценового сегмента, наверху – дорогие, например, натуральные соки в стеклянных бутылках.

 

По объему упаковки: крупные упаковки (1,5 – 2 л) и дешевые отечественные соки в 3-литровых стеклянных банках ставятся на нижние полки, от уровня бедра до уровня глаз выставляются упаковки 1 л. Упаковки соков 0,2 л (детские) ставятся на уровне глаз ребенка.

По принципу % от товарооборота и прибыли: марки-лидеры ставятся на уровень глаз, менее продаваемые – на уровень пояса.

Соки одной марки выставляются вертикальными блоками на 2-4 полки, так, чтобы крупные упаковки одной марки находились под литровыми. Что касается выкладки соков одной марки внутри блока, то здесь можно использовать статистику продаж по видам и рекомендации производителя/поставщика. Наиболее продаваемыми видами обычно являются апельсиновый, томатный и яблочный соки, но в разных регионах покупатели могут иметь разные предпочтения.

2.2.3Состояние и вид спроса  на сок.

В течение периода с 2003 по 2008 год объем потребления соков в России увеличился почти в два раза. Если объем рынка соков в 2003 составлял 1,8 млрд. литров, то в 2008 его объем достиг уже 3 млрд. литров.

По оценкам ряда экспертов объем российского рынка соков составил 2,6 млрд. л в 2006 году, или $3 млрд. в денежном выражении. В ближайшие пять (до 2010 г.) лет он будет расти в среднем на $270–320 млн. в год. Согласно прогнозам аналитиков рынка уже в 2007 году произошло постепенное насыщение рынка, поэтому к 2010 году ожидается замедление темпов его роста.

Общий объем произведенных питьевых соков в России в 2006 году составил порядка 6 427 988 тыс. усл. банок. В 2007 г. общий объем произведенных в России соков достиг 8 617 774 тыс. усл. банок.

Если рассматривать сегменты рынка по объему упаковки, то в 2007 году было продано более 500 миллионов литров соков и сокосодержащих напитков в порционной упаковке, объемом 0,3-0,5 литра, что составило порядка 17 % от общего объема рынка.

 

То, как спрос реагирует на изменение цены, называется эластичностью спроса. Розничные цены на соки в 2007 г. составляли 38,4 рублей за литр. Средние потребительские цены на соки, по данным статистики, выросли в 2008 году на 11%, и составляли 42,1 руб./л. Специфическим фактором мог явиться рост цен на импортный апельсиновый концентрат, который повлиял на себестоимость изготовления апельсинового сока.

В 2009 году параметры рынка существенно не изменяются, средняя цена соковой продукции выросла до 44,3 руб. за литр.

Рассмотрим, как будет изменяться спрос с 2007 по 2009 года. Как известно, в 2007 средняя цена на сок составляла 38,4 рубля за литр.

Универсальным методом изучения всех видов спроса является анкетный опрос. Он осуществляется с помощью специальных анкет, содержащих четко сформулированные вопросы, на которые предлагается ответить покупателям. Эти вопросы могут касаться не только исследуемого товара или товарной группы, но и относиться к самому опрашиваемому. При проведении опросов анкеты могут заполняться самими покупателями или специально выделенным сотрудником. Во втором случае информация будет более достоверной.

Итак, для того чтобы изучить покупательские предпочтения на вид спроса, я провел опрос, в котором опрошено 200 человек.

Цели: выявить предпочтения потребителей сока

Задачи:

• определить целевые группы потребителей (пол, возраст, уровень доходов);

• определить критерии покупки сока;

• определить спрос на сок различных марок;

• определить спрос на сок в зависимости от вида и объема упаковки.

Предметом исследования явилось поведение потребителей.

Метод исследования: опрос с помощью анкеты.

Место сбора данных: в различных магазинах п. Плесецк.

Размер выборки (количество опрошенных) – 200 человек.

На графиках хорошо видны результаты анкетных опросов (см. Приложение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Выводы и предложения

По результатам проведённого исследования можно подвести общие итоги и проследить основные мотивы, которыми руководствуются покупатели при выборе сока. В первую очередь потребители учитывают примерно в равной значимости качество и вкусовые предпочтения предполагая, что этот товар будет соответствовать всем требованиям, которые предъявляют покупатели. Можно посоветовать производителям проводить различные рекламные акции, в том числе в супермаркетах, предлагая попробовать тот или иной вид сока, рассказывая о качестве и свойствах продукта. Фирмы, которые уже заняли определённый желаемый сегмент рынка и имеют постоянные высокие объёмы продаж, должны направлять свою деятельность на поддержание существующего уровня, постоянно поддерживая интерес и внимание потребителей. Тем же фирмам, которые не занимают таких устойчивых позиций, следует порекомендовать в первую очередь развернуть обширную рекламную акцию через разные средства, также при возможности можно снизить цены при условии, чтобы потребители были уверены в качестве товара. Такие предприятия должны оценить все свои возможности и в итоге выбрать определённую стратегию, но порекомендовать можно стратегию «внедрения на рынок», она позволит занять определённый сегмент рынка и составить конкуренцию уже стабильным производителям натурального сока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Источники.

1. Теоретические основы товароведения: учебное пособие / В.Е. Сыцко [и др.]; под общ. ред. В.Е. Сыцко – Минск: Высшая школа, 2009.

2. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 544 с. – (Высшее образование).

3. ГОСТ Р 52185-2009 Соки фруктовые концентрированные. Технические условия.

4. ГОСТ Р 52184-2009 Консервы. Соки фруктовые прямого отжима. Технические условия.

5.  Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 27 октября 2010, № 178 - ФЗ " Технический регламент на соковою продукцию из фруктов и овощей".

6. Карташова Л.В. Товароведение продовольственных товаров растительного происхождения: Учебное пособие / Л.В. Карташова, М.А. Николаева, Е.Н. Печникова. - М.: Деловая литература. 2009.

7.  Гранаткина Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами/ Н.В. Гранаткина - М.: Академия, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Приложения

Приложение 1.

Анкета.

1. Ваш пол:

□ Мужской  □Женский

2. Ваш возраст:

□ до 18 □ 26-40

□ 19-25 □ 41 и старше

Информация о работе Управление ассортиментом сока