Туристический рынок Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Санкт-Петербург — крупнейший и наиболее привлекательнейший туристический центр России. Две трети потока зарубежных туристов в Россию проходит через город на Неве.
Санкт-Петербург имеет широкую сеть курортов городского и федерального значения, составляющих современный полифункциональный комплекс для круглогодичного лечения и отдыха. Он расположен на обширных близлежащих к Санкт-Петербургу территориях, обладающих уникальными природно-ландшафтными особенностями.
Санкт-Петербург — не только привлекательнейший туристический центр России. Он также один из крупнейших центров выездного туризма России, что во многом обусловлено его геополитическим положением и численностью его жителей. Здесь опять же не обойтись без организаторов путешествий — туроператоров.

Содержание

Введение или общая характеристика рынка услуг туроператоров
Оценка конъюнктуры рынка услуг
Масштаб рынка
Тип рынка
Сбалансированность рынка
Уровень цен
Степень государственного регулирования рынка
Конкурентная среда
Сегментация рынка услуг
Мотивационные критерии
Транспорт
Демографические критерии
Социально-экономические критерии
Тенденции развития рынка услуг
Выездной туризм
Въездной туризм
Внутренний туризм
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Marketingovye_issledovania_Kursovaya.docx

— 138.20 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет управления

 

Кафедра менеджмента и  маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Маркетинговые  исследования и ситуационный анализ»

тема

«Туристический  рынок Санкт-Петербурга»

 

 

 

 

Научный руководитель: к.э.н., доцент Гладкова М.В.

 

                                                                              Исполнители: Круглицкая М.М.

  Чанидзе Е.Г.

 

 

 

 

Сыктывкар 2013

 

Содержание

 

  1. Введение или общая характеристика рынка  услуг туроператоров
  2. Оценка конъюнктуры  рынка услуг
    1. Масштаб рынка
    2. Тип рынка
    3. Сбалансированность рынка
    4. Уровень цен
    5. Степень государственного регулирования рынка
    6. Конкурентная среда
  3. Сегментация рынка  услуг
    1. Мотивационные критерии
    2. Транспорт
    3. Демографические критерии
    4. Социально-экономические критерии
  4. Тенденции развития  рынка услуг
    1. Выездной туризм
    2. Въездной туризм
    3. Внутренний туризм
  5. Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербург — крупнейший и  наиболее привлекательнейший туристический центр России. Две трети потока зарубежных туристов в Россию проходит через город на Неве.

Санкт-Петербург имеет  широкую сеть курортов городского и  федерального значения, составляющих современный полифункциональный комплекс для круглогодичного лечения и отдыха. Он расположен на обширных близлежащих к Санкт-Петербургу территориях, обладающих уникальными природно-ландшафтными особенностями.

Санкт-Петербург — не только привлекательнейший туристический центр России. Он также один из крупнейших центров выездного туризма России, что во многом обусловлено его геополитическим положением и численностью его жителей. Здесь опять же не обойтись без организаторов путешествий — туроператоров. Именно они направляют тысячи российских туристов за рубеж и в регионы России. Таким образом, туроператоры играют огромнейшую роль на рынке туристических услуг, как в Санкт-Петербурге, так и где бы то ни было. (см. Приложение 1)

Схему реализации турпродукта  туроператором можно представить  следующим образом:

Рисунок 1. Схема реализации турпродукта  туроператором1

В настоящее время в  Санкт-Петербурге вряд ли можно найти  в чистом виде туроператора. В условиях зарождения нового туризма в России в начале 90-х многие туристские фирмы  избрали себе стиль и технологию работы по принципам многофункционального туристского агентства. Они делали и делают в настоящее время  все, что получается. Они и операторы, они же и агенты, они же принимают, они же отправляют в туристские путешествия  и по России и за рубеж и туда, куда попросят. В основном это малые  туристские фирмы, осваивающие небольшие  туристские потоки, не имеющие значительных исходных капиталов и основных средств.

Наиболее распространенная организационно-правовая форма фирмы-туроператора – общество с ограниченной ответственностью. Типовую структуру управления петербургского туроператора можно представить  следующим образом:

Рисунок 2. Укрупненная  типовая структура управления туроператора на примере ООО «Прима-Трэвел»2









 

 

Авиа      Авто    Ж/д





 


Как видно из типовой структуры  крупнейших туроператоров, спектр их услуг  весьма широк. Практически их деятельность покрывает внутренний, международный, выездной и въездной туризм. Наличие  собственных автобусных и автомобильных  парков ставит крупные в выгодное положение перед остальными фирмами  города, масштабы которых не позволяют  им иметь таковых. А возможность  организации чартерных перевозок  делает их услуги по выезду за рубеж  недорогими и привлекает большую  аудиторию туристов.

 

2.КОНЪЮКТУРА РЫНКА

2.1 Масштаб рынка

Индустрия гостеприимства Санкт-Петербурга располагает более чем 200 объектами  размещения различных категорий  и форм собственности (около 18 тыс. номеров  на 35 тыс. мест). В это число входят как объекты размещения общего назначения, так и специализированные, в том  числе пансионаты, дома отдыха, ведомственные  гостиницы, общежития и т.д.

Санкт-Петербург - самый посещаемый отечественными и иностранными туристами  город страны

В 2013 г. в Санкт-Петербург и Северо-Западный регион России на участке Северо-Западного пограничного округа въехало 3 109 000 иностранных граждан из 165 стран мира, что на 0,12% меньше показателя 2012 г. В эти данные не входят посещения Санкт-Петербурга иностранными гражданами, прибывающими в город через другие участки границы РФ, а также около 1 млн. внутрироссийских туристов. Наиболее активно посещают наш регион граждане из Финляндии, стран Балтии, Германии, США, Франции, Великобритании, Италии.3

В 2013 году основные гостиницы города приняли около 1,1 млн. гостей, в том числе более 0,7 млн. из-за рубежа (на основе данных 30 гостиниц, на долю которых приходится около 60% общего количества гостиничных номеров Санкт-Петербурга (без пригородов)). На фоне незначительного снижения общего количества гостей (-2%), количество иностранных гостей столь же незначительно увеличилось (+1%) по отношению к 2012 году.

В Петербурге функционирует около 1400 предприятий индустрии туризма, однако количество активных игроков  – туроператоров не превышает 100.

Население Петербурга на 2013 год составило 5млн человек.4

Таким образом, рынок туруслуг, в  частности, услуг туроператоров, можно  характеризовать как рынок относительно крупный, с достаточно широкими возможностями  как для продавцов, так и для  покупателей.

 

2.2 Тип рынка

Рынок туроператоров Санкт-Петербурга характеризуется большим количеством  фирм. В основном это малые туристические фирмы, осваивающие небольшие туристические потоки, не имеющие значительных исходных капиталов и основных средств. Однако существуют и более крупные и успешные туроператоры.

Наиболее крупные и популярные компании в Петербурге  -  АРКТУР ТРЭВЕЛ, БАЛТИК ТРЭВЕЛ КОМПАНИ, НЕВА,  НИКА, ТЕЗ ТУР чей  годовой оборот от реализации туристических услуг за любые  12 месяцев с 1-го января 20011 года по 18 марта 2012 года составил более, чем 15 млн. долл. США в рублёвом эквиваленте; а также ТРАНСБИЗНЕСЛАЙН, ФЛАМИНГО, СОЛВЕКС-ТУРНЕ, РИВЬЕРА, ПРИМА, СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ -   компании,  меньшим оборотом,  обеспечившие обслуживание  более 10 тыс. туристов за любые  12 месяцев в течение 2011 - 2012 гг.5  

Таким образом, рынок туроператоров  Санкт-Петербурга можно характеризовать  как рынок монополистической  конкуренции, с небольшой группой  явных  лидеров.

 

 

2.3 Сбалансированность  рынка.

Сильнейшее влияние на туристическую отрасль оказывает  сезонность спроса. Известно, что пик  спроса как на въездной, так и  на выездной туризм приходится на период с мая по сентябрь.

Рисунок 36

Операционные  показатели гостиниц за период с начала года по август 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года

Август 2013 по сравнению с августом 2012 ( в годовом исчислении)

Сегмент

Заполняемость, %

ADR , рубли

RevPAR, рубли

 

2013

2012

2013

2012

2013

2012

Высший предел верхнего(upperupscale)

33

51

11 595

11 734

3 826

5 984

Верхний (upscale)

47

65

7 169

7 000

3 369

4 550

Средний (midscale)

44

60

3 119

3 300

1 372

1 980

Рост по сравнению с августом 2012 ( в годовом исчислении) , %

Высший предел верхнего(upperupscale)

  -35,3

  -1,2

-36,1

Верхний (upscale)

  -27,7

   2,4

  -26

Средний (midscale)

  -26,7

  -5,5

  -30,7

 

Источник: исследование Группы гостиничной недвижимости DTZ, STRGlobal


 

В летний сезон загрузка городских гостиниц (см. Приложение 2) была на уровне 40%, что на 30% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Гостиницы верхнего сегмента  характеризовались самой высокой загрузкой, около 47%.

Заполняемость гостиниц среднего ценового сегмента составила  только 44%. Многие из этих отелей имеют  большой номерной фонд (более 500 номеров), чем и объясняются сложности  в заполнении номеров в условиях сокращения группового туризма.

В период высокого сезона спрос на услуги туроператоров значительно  превышает предложение. В период «мертвого сезона» наблюдается  обратная ситуация.

  Крупные туроператоры, т.к. «Ривьера»,  «Нева» и др. справляются с  данным фактором за счет разработки  специальных «зимних» туров в  Египет, Тайланд, Скандинавские страны  и др. и менее болезненно переживают  сезонное падение спроса. Небольшие  фирмы, зачастую не имеющие  возможностей, прежде всего, финансовых, для разработки широкого спектра  предложений, вынуждены существенно  понижать цены. Для «мертвого»  сезона характерна ситуация, при  которой туры продаются по  цене приблизительно равной или  ниже себестоимости. 

Разрыв в ценах между высоким  и низким сезонами может составлять до 35%.

2.4 Уровень цен. 

Как указано выше, туроператоры предлагают широкий спектр направлений, дополнительных услуг и ориентируются на широкий  круг потребителей. Потребитель имеет  возможность выбора тура исходя из своих финансовых возможностей. Существует ряд особенностей ценообразования в туризме:7

 

- Турфирмы сами не производят  туристские услуги. Они выступают  посредниками между производителями  и потребителями услуг. Следовательно,  турфирмы не могут влиять на  условия производства услуг и  в своей ценовой политике всецело  зависят от цен и тарифов,  получаемых от поставщиков этих  услуг. 

- Разрыв во времени между  моментом установления цены, купли-продажи  и потребления продукта.

- Высокая степень влияния конкурентов

- Сезонная дифференциация

- Высокий уровень ориентации  на психологические особенности  потребителя, т.к. цена тура  может быть связана со статусом  клиента. 

- Цены на продукт ориентированы  не на среднего потребителя,  а на типовые группы.

- Цена одной путевки зависит  от вида тура (групповой или  индивидуальный). Чем больше численность  группы, тем ниже стоимость тура  в расчете на одного человека.

К основным факторам, влияющим на цены на туруслуги, относятся:

1) Внешние факторы:

- соотношение спроса и предложения

- уровень и динамика конкурирующих  цен

- государственное регулирование  рынка

- политическая ситуация в стране

- потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы

2) Внутренние факторы или цели  ценообразования:

- выживание – используется, когда  доходность бизнеса резко падает. В этом случае организация  пытается сдержать спад, сокращая  цены.

- максимизация текущей прибыли  – предполагает проведение анализа  спроса и затрат при розничных  ценах. Выбирается тот уровень  цен, который дает максимально  высокую прибыль.

- лидирующее положение на рынке  способствует наращиванию рыночной  доли. В этом случае цены устанавливаются  настолько низкие, насколько это  возможно. Низкая цена создает  спрос, но как только спрос  значительно увеличивается, ориентация  фирмы на низкие цены и низкие  доходы сменяется на политику  высоких цен и высоких доходов. 

Информация о работе Туристический рынок Санкт-Петербурга