«Сущность маркетинга и основные факторы эффективности фирмы в современных российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будет рассмотрены следующие вопросы:
- сущность маркетинга, а именно: цели и задачи маркетинга, функции, принципы и методы маркетинга, история возникновения маркетинга;
- основные факторы эффективности фирмы в современных российских условиях;
- роль маркетинга в повышении эффективности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА……………………………………………………5
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА…...…………………………………….5
1.2. ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МАРКЕТИНГА………………13
1.3. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКЕТИНГА………………………..16
2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИРМЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ …..…………………………………………………21
2.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СИСТЕМА………………………………………….21
2.2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.....................................23
3. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………... 30
3.1. МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………………….…..30
3.2. ТРУДНОСТИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ …..……50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..……………………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Внешние факторы эффективности

Внешние факторы эффективности — это макроэкономические факторы эффективности, которые либо ускоряют ее рост, либо препятствуют ему. Хорошо известно, что эффективность работы компании в значительной степени зависит от внешних экономических, социальных, политических и других связанных с инфраструктурой условий, которые оказывают влияние на эффективность и процесс принятия решений руководством предприятия. Внешние факторы должны осознаваться и приниматься во внимание руководством компаний при принятии им стратегических и оперативных решений. То, что в краткосрочном плане находится за пределами сферы контроля отдельных компаний, может оказаться контролируемым на более высоких уровнях общественных структур и государственных институтов.

1. Цикл деловой активности  и структурные изменения

Наиболее важными структурными изменениями во внешней среде  являются перемены в экономике и  демографии. Структурные изменения в экономике связаны с переменами в характере занятости населения, структуре капитала, технологиях, экономии, обусловленной увеличением масштаба производства, и в конкурентоспособности. Еще одной исторически значимой структурной переменой в экономике стал сдвиг от сферы промышленности к сфере услуг — торговле, финансам, страховому делу, операциям с недвижимостью, услугам для бизнеса и отдельных граждан и т.д.

Изменения в  структуре капитала, относительная капиталоемкость, возраст и тип основных фондов — влияет на эффективность. Увеличение капитала зависит от накоплений и инвестиций. Возраст основных фондов оказывает влияние на внедрение нововведений и зависит от технологических изменений, воплощенных в средствах производства. Однако капитальные затраты в расчете на одного рабочего выше среднего уровня совсем не обязательно обеспечат рост выпуска продукции на одного рабочего.

Конкурентоспособность воздействует на эффективность экономики в целом и отдельной компании в частности. В производительном секторе она зачастую ассоциируется со способностями и возможностями предпринимателей разрабатывать, производить и продавать на своих рынках товары, цены и качество которых более привлекательны, чем цены и качество товаров, предлагаемых конкурентами.

Социальные и демографические  изменения. Структурные изменения в составе персонала компаний являются как демографическими, так и социальными. Например: совершенствование здравоохранения в мире привело к сокращению числа заболеваний, росту продолжительности жизни и возросшей жизнеспособности населения; в России рабочим приходится конкурировать не только друг с другом, но и с притоком рабочей силы из других регионов и стран СНГ; под давлением экономических обстоятельств некоторые пожилые люди могут принять решение не уходить с работы; уровень безработицы может расти также за счет притока большего числа молодых людей на рынок труда.

 

2. Ресурсы 

Важнейшими ресурсами являются рабочая сила, земля, сырье и энергоносители.

Важным источником роста компаний являются люди с их квалификацией, уровнем  образования, профессиональной подготовкой, отношением к труду, мотивацией и стремлением к развитию. Земля является еще одним исходным ресурсом, ее использование требует надлежащего управления. Стоимость земли в городах влияет на эффективность ее использования, а также на промышленную и жилую архитектуру. Резкий рост цен на сырье и энергоносители, происшедший в последнее десятилетие, стал одной из причин, обусловивших падение темпов экономического роста. Большая часть капиталовложений, осуществленных в это десятилетие, имела мало общего с повышением эффективности производства и была предназначена для переоснащения экономики с целью ее приспособления к условиям возросших цен на энергоносители.

Цены на сырьевые ресурсы также  подвержены колебаниям. По мере истощения  богатых и легко доступных  месторождений минерального сырья приходится переходить к разработке месторождений с более низким содержанием руд, находящихся в более труднодоступных районах, что влечет повышение капитало- и трудоемкости производственных процессов. Что отрицательно скажется на темпах роста эффективности добывающей промышленности.

Поскольку стоимость материалов растет, все более очевидной становится экономическая целесообразность их восстановления, повторного использования  и рециркулирования. С точки зрения долгосрочных интересов общества такой  подход направлен на сохранение высококачественной природной среды обитания человека, в которой вопросы экологии играют существенную роль.

3. Роль государства. Правительственная  политика

Многие структурные изменения, оказывающие влияние на эффективность  компаний, — результат действия соответствующих законов, нормативных актов или институциональной практики государства. Кроме того, чрезвычайно важна эффективная работа самих органов государственного управления. Хотя государственный контроль и вмешательство необходимы, они эффективны только в том случае, если применяются с осторожностью и известной гибкостью. Возрастающая конкуренция, быстрая смена технологий, бюджетные дефициты и неэффективность государственных компаний побудили многие правительства к использованию корректирующих мер, включая дерегулирование и приватизацию предприятий, а также движение в направлении большей опоры на рыночные силы.

Поскольку эффективность зависит  от многих факторов, находящихся или  выходящих за рамки контроля отдельной  компании или сектора экономики, крайне важно наличие таких экономических, социальных, политических, юридических и организационных условий, которые бы способствовали ее повышению. Перечисленные факторы взаимосвязаны, разработка и реализация единой региональной или государственной программы повышения эффективности может оказать катализирующее влияние на аналогичные программы, на уровне конкретных компаний.

В рамках данных программ целесообразно  рассмотрение ряда вопросов, таких  как: разработка новых систем и методов  определения эффективности деятельности, сбор информации и обработка статистических данных; ведение прикладных исследований; составление экспертных оценок по запросам компаний; сопоставление межфирменных и межотраслевых показателей эффективности деятельности; реализация реальных проектов и консультирование по вопросам эффективности деятельности компаний; оказание услуг в области подготовки и переподготовки кадров компаний.

Компании работают сегодня  и сейчас, и вопросы эффективности  волнуют их в текущем и стратегическом режиме, следовательно, руководителям  компаний важно разрабатывать и  внедрять систему критериев оценки эффективности деятельности. Наличие  такой системы позволит компании создавать и контролировать адекватную стратегию развития компании [7].

 

 

  1. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ 

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Маркетинговые службы предприятия исследуют различные стороны рынка, с которыми соприкасается предприятие в процессе функционирования; разрабатывают и осуществляют тактику поведения фирмы на рынке.

      1. Маркетинговые исследования предприятия.

3.1.1.1. Исследование потребителей

Предприятие в современном  мире может добиться успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя. Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности и требования.

Изучение потребителей начинается с изучения их потребностей. Наибольшую распространенность получила иерархия потребностей по А. Маслоу. По этой системе потребности растут от физиологических (голод, холод, жажда), через потребность самосохранения (безопасность, защита), социальные потребности, потребности самоуважения (социальный статус, признание) до потребностей в самоутверждении (самореализация и саморазвитие) [8].

Выявление потребностей – одна из ключевых целей маркетингового исследования. Когда маркетолог узнает потребность потребителя, он может спрогнозировать его дальнейшее поведение и возможность покупки данного товара.

Важную роль в исследовании потребителей играют мотивационные  факторы покупки товара. К таким факторам причисляются: мотив выгоды (желание человека разбогатеть), мотив снижения риска (потребность в безопасности), мотив признания (потребность в статусе, престиже), мотив удобства (стремление скрасить свое существование), мотив свободы (потребность в независимости) и, наконец, мотив познания (потребность в развитии).

3.1.1.2. Исследование конкурентов и фирменной структуры рынка

Первым этапом в исследовании конкурентов должна явиться оценка степени конкуренции на выбранном  рынке (совершенная, несовершенная конкуренция или монополия).

Здесь следует переходить к самим конкурентам. Следует  определить: какую часть рынка  контролирует конкурент, насколько  быстро происходит его развитие, качество товара конкурента, его цену, форму  рекламы и сбыта, техническую поддержку.

При правильно проведенном  исследовании возможно открыть недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии несомненно скажется на прибыли и развитии фирмы.

Изучение фирменной  структуры рынка представляет собой исследование поставщиков и посредников, без помощи которых фирма практически не может существовать в современных условиях. Поставщик – это отдельное лицо либо организация, поставляющая предприятию необходимое сырье, оборудование, информацию.

Также исследование фирменной  структуры рынка включает в себя изучение транспортных компаний, страховых  организаций и др. Это помогает фирме сразу почувствовать себя уверенней на зыбкой почве еще  неосвоенного рынка.

3.1.1.3. Исследование товарного рынка

Перед исследованием товарного рынка понимается исследование рынка отдельного товара или группы товаров, например масло (отдельный товар) и продукты потребления (группа товаров). Исследование рынка ставит своими целями изучение соотношения спроса и предложения на товар, определение емкости рынка, определение доли конкурентов на рынке, сегментацию рынка, определение конъюнктуры рынка.

Основная цель изучения конъюнктуры рынка – установить связь между деятельностью предприятия  и рынком, как обеспечить равновесие спроса и предложения. Конъюнктурное исследование включает в себя оценку рынка в текущий период, прогноз изменения показателей рынка, предложения и рекомендации по деятельности предприятия в процессе изменения обстановки на рынке.

Под емкостью рынка понимается объем продукции, который может «вместить» рынок без существенных изменений в своей структуре. Маркетинговая служба исследует показатели потенциала рынка, обрабатывает и анализирует данные и на их основе прогнозирует увеличение или уменьшение потенциала рынка, что ведет к увеличению или уменьшению объема выпускаемой предприятием продукции.

Сегментация рынка –  это разделение рынка на отдельные  области для сбыта товаров. Сегментация  происходит по ряду признаков:

- Географический (учитывается величина региона, плотность и количество населения).

- Демографический (учитываются половозрастные критерии населения).

- Социально-экономический (учитывается образование, профессии, доходы населения).

- Психологический (учитываются особенности отдельного индивида).

Таким образом, изучая различные  аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинг помогает сэкономить средства на пробные выпуски товаров  в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает определенные суммы на исследования, они потом себя полностью окупают. В этом проявляется роль исследований маркетинга для повышения эффективности.

3.1.2. Маркетинговая политика предприятия

Маркетинговая политика предприятия включает в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке.

3.1.2.1. Товарная политика предприятия

На данном этапе маркетологи, используя исследования рынка, конкурентов  и потребителей, разрабатывают программу  действий предприятия в области  производства товара (предполагают, какой  товар будет пользоваться максимальным спросом, соответствовать потребностям покупателя, определяют его качество по сравнению с конкурентами), устанавливают правила для создания новых товаров, прогнозируют жизненный цикл товара.

Сущность товара в маркетинге

В обыденном смысле под товаром принято понимать вещь, предназначенную для потребления, либо конечного, либо потребления ради производства другого товара. Маркетинговая сущность товара несколько отличается от общепринятой, так как то, что принято называть товаром в общем смысле, в маркетинге называется продуктом. Продукт – это составная часть товара, которая несет в себе основные качества, ради которых был куплен товар. Например, произведя сахарин (суррогат сахара) нельзя назвать его товаром без соответствующей поддержки. Поддержкой продукта называется совокупность мер по транспортировке, упаковке, хранению и использованию продукта. В группу поддержки продукта входят следующие меры: все, что помогает продукту сохранить свои потребительские качества до продажи (консервация, упаковка, хранение), меры по правильному использованию продукта (инструкции, способ приготовления), сопутствующие товары (адаптеры, аккумуляторы, шнуры).

И наконец, продукт превращается в товар при использовании  на него инструментов маркетинга, к которым относятся дизайн, реклама, правильно налаженный сбыт, прочная связь с общественностью.

Таким образом, товар для маркетолога состоит из продукта, его поддержки и инструментов маркетинга.

Информация о работе «Сущность маркетинга и основные факторы эффективности фирмы в современных российских условиях