В 
русле финансовой поддержки и 
для ее обеспечения целесообразно 
также осуществить меры по дифференциации 
системы налогообложения предприятий 
и физических лиц, аккумулирования 
соответствующих средств в федеральном 
и региональном бюджетах.         Обеспечение 
статусной поддержки образования может 
быть реализовано через: поддержку и укрепление 
благоприятного общественного мнения 
в кругах работодателей и среди населения, 
через осуществление правовой защиты 
субъектов рынка ОУ (прежде всего потребителей) 
от монополизма, от недобросовестности 
в бизнесе, рекламе, через аттестацию качества 
ОУ. 
Практически 
любое программное решение властных 
органов должно сопровождаться соответствующим 
образовательным, кадровым обеспечением. 
           Статус образовательного учреждения поддерживается 
государством в том числе и через систему 
государственных заказов на ОУ. Заказчиками 
выступают органы федеральной власти, 
в т.ч. министерства, комитеты и др., в т.ч. 
- субъектов Российской Федерации. Формирование, 
размещение и реализация государственного 
заказа в образовательных учреждениях 
могут  осуществляться на следующих основных 
принципах: 
  - Государственный 
  заказ служит средством инициации, формирования, 
  поддержки спроса на образовательные 
  услуги, укрепления благоприятного общественного 
  мнения среди государственных служащих 
  и органов государственной власти в отношении 
  образовательных учреждений, которым 
  он адресован. 
- Государственный 
  заказ формируется на основе анализа, 
  прогноза и моделирования потребностей 
  органов государственной власти Российской 
  Федерации (субъектов федерации) в образовательных 
  услугах. Аналитическая, прогностическая 
  и моделирующая деятельность осуществляется 
  федеральными органами исполнительной, 
  законодательной и судебной властей совместно 
  с соответствующим образовательным учреждением 
  или объединением образовательных учреждений. 
- Государственный 
  заказ по своей структуре соответствует 
  Реестру должностей, действующему в федерации, 
  регионе. 
- Государственный 
  заказ размещается в образовательных 
  учреждениях при наличии у них соответствующей 
  лицензии на реализацию профессионально-образовательных 
  программ по обусловленным в государственном 
  заказе направлениям и уровням образования. 
- Государственный 
  заказ размещается по уровневому и территориальному 
  принципам, ориентируясь на потенциал 
  и с учетом размещения образовательных 
  учреждений. 
- Выполнение 
  государственного заказа финансируется 
  правительством Российской Федерации, 
  субъектами федерации с применением налоговых 
  льгот, прежде всего по НДС и спецналогу. 
- Обеспечение 
  соответствия качества выполнения государственного 
  заказа выявленным потребностям органов 
  государственной власти достигается при 
  участии их представителей в информационном 
  обеспечении, в осуществлении учебного 
  процесса, в организации учебной практики 
  и стажировки, в промежуточном и итоговом 
  контроле его результатов. 
- Качество 
  реализации, выполнения государственного 
  заказа на образовательные услуги по подготовке, 
  переподготовке и повышению квалификации 
  государственных служащих подтверждается 
  процедурами аттестации, аккредитации 
  и нострификации, проводимыми в соответствии 
  с законодательством РФ с участием органов 
  государственной власти, образовательных 
  учреждений и общественных организаций. 
Аналогичный 
комплекс принципов целесообразно 
внедрять и в регионах, определяя 
контрольные цифры трудоустройства, 
резервируя квоты мест выпускников 
вузов в бюджетных организациях 
регионов.    Управленческая поддержка прямо 
связана со статусной и предполагает последовательную 
децентрализацию управления образованием, 
одновременно с налаживанием связей по 
кооперации образовательных учреждений 
с органами обеспечения занятости, банками, 
другими элементами рыночной инфраструктуры, 
заинтересованными социальными институтами. 
Это направление работы предполагает 
изменение структуры предложения ОУ. Например, 
в высшей школе и последипломном образовании 
возможно изменение предложения ОУ в пользу 
услуг высших технических школ, юридических, 
экономических, управленческих, социологических 
и педагогических факультетов вузов.      Информационно-консультационная 
и научная поддержка реализуема путем 
статистического обслуживания, содействия 
проведению масштабных рыночных исследований, 
консультирования через создание соответствующих 
маркетинговых центров - федерального 
и региональных. Существенную роль здесь 
должна сыграть поддержка дальнейшей 
разработки теории маркетинга в сфере 
образования, и прежде всего по проблемам 
обновления ассортимента ОУ, ценообразования 
(особенно цены потребления ОУ), коммуникаций. 
Причем, если традиционная для маркетинга 
проблема организации продаж применима 
в отношении образования только в его 
коммерческой сфере, то другие же вышеназванные 
проблемы актуальны для всего образования. 
Наряду с непосредственной подготовкой 
студентов, кадров преподавателей и особенно 
организаторов образования (в т.ч. маркетологов 
образования) перспективы межгосударственного 
сотрудничества (прежде всего в рамках 
СНГ) видятся в первую очередь: 
  - в 
  выработке и согласовании общих «правил 
  игры» вплоть до формирования единого 
  образовательного пространства на территории 
  СНГ; 
- в 
  создании общей информационно-консультационной 
  и научной среды образования, строительстве 
  инфраструктуры рынка ОУ; 
- в 
  организации межгосударственной практической 
  поддержки маркетинга образования, 
- в 
  развитии форм кооперации образовательных 
  учреждений и структур. 
Заключение
На 
основании вышеизложенного материала 
можно сделать некоторые выводы.              В работе 
обоснована необходимость и перспективность 
реализации потенциала маркетинга в сфере 
образования, применительно как к коммерческим, 
так и к бюджетным (государственным) образовательным 
учреждениям, в связи с переменами, происходящими 
в российском обществе. Формирование эффективной, 
современной рыночной экономики возможно 
только благодаря масштабным усилиям 
в сфере образования. Отечественному образованию, 
в условиях жесткого дефицита государственных 
ассигнований, необходим цивилизованный, 
эффективно работающий образовательный 
рынок, нужно многообразие организационных 
форм и рыночных стратегий образовательных 
учреждений, необходимы содействующие 
им и потребителям их услуг элементы и 
связи рыночной инфраструктуры, важен 
маркетинговый подход, ориентированный 
на успешное удовлетворение образовательных 
запросов личностей, фирм, социальных 
институтов и групп, всего общества.           Рассмотрена 
концепция маркетинга в сфере образования, 
в том числе  определены его миссия, сфера 
действия, предмет, роль, объекты, структура 
задач, состав и функции участников, содержание 
и направленность маркетинговых отношений, 
основные принципы и методы маркетинговой 
деятельности с учетом выявленных принципиальных 
особенностей этой сферы, а также особенностей 
существующей в России окружающей маркетинговой 
среды трансформационного периода.      В числе 
особенностей, определяющих специфику 
маркетинга в сфере образования как таковой, 
выделены прежде всего следующие: 
  - активная 
  роль конечного потребителя образовательных 
  услуг - личности - в образовательном процессе 
  в корне меняет содержание и характер 
  маркетинговой деятельности, задает ей 
  особые требования и предоставляет новые 
  возможности; 
- отсроченный 
  характер проявления результатов образования, 
  в т.ч. дифференцированного в зависимости 
  от степени фундаментальности и прикладной 
  ориентации знаний существенно изменяет 
  динамику спроса и диктует особенности 
  ценовой, коммуникационной политики, а 
  также политики в отношении ассортимента 
  услуг и его обновления; 
- сущность 
  маркетинга образовательных услуг как 
  маркетинга систем, открытых для информационного 
  и другого обмена задает приоритет сотрудничества 
  и ограничивает эффективность конкуренции 
  производителей образовательных услуг; 
- сохраняющаяся 
  высокая значимость и необходимость участия 
  государства (в лице федеральных и региональных 
  органов управления) в развитии образования 
  диктует целесообразность тесного взаимодействия 
  коммерческих и некоммерческих ориентаций 
  в маркетинге образовательных услуг. 
Выявлены 
особенности реализации маркетинга образовательных 
услуг в отечественной среде, ведущими 
среди которых выступают: 
  - кризисный 
  характер динамики политической и экономической 
  среды, эрозия социально-политических 
  институтов, традиционно ответственных 
  за развитие образования, фактическая 
  отстраненность государства от решения 
  злободневных и особенно перспективных 
  задач развития образования; 
- низкий 
  социальный статус образования, кризис 
  ресурсной базы воспроизводства интеллектуального 
  потенциала общества, структурные диспропорции 
  в ассортиментной политике, предложении 
  образовательных услуг, особенно в отношении 
  перспектив спроса на них; 
- разрозненность 
  усилий образовательных учреждений различных 
  организационных форм, уровней и профилей 
  подготовки, неразвитость инфраструктуры 
  рынка образовательных услуг и отсутствие 
  многих необходимых для его развития элементов 
  инфраструктуры, особенно - элементов 
  активного содействия становлению маркетинга 
  в сфере образования, равно как и отсутствие 
  сколько-нибудь комплексных теоретических 
  и методических разработок маркетинга 
  в этой сфере. 
В 
русле рассмотренной концепции проанализирован 
комплексный маркетинговый подход к решению 
актуальных и перспективных проблем высшего 
и дополнительного образования в условиях 
формирующегося рынка образовательных 
услуг. Рассмотрены рекомендации российских 
маркетологов, раскрывающие направления, 
последовательность и содержание работ 
по становлению и поддержке маркетинга, 
по организации работы маркетинговой 
службы и управления ее деятельностью 
в образовательном учреждении. Также определены 
возможности и направления содействия 
маркетингу ОУП со стороны федеральных, 
региональных органов управления и общественных 
организаций. 
 
Список литературы:
  - Андреев С.Н. 
  Маркетинг некоммерческих субъектов — 
  М.: «Финпресс», 2002. – 235с.
- Барблан А. 
  Маркетинг как элемент нового мирового 
  порядка в высшем образовании // Альма-матер. 
  Вестник высшей школы. - 2002. - № 11. - С. 27.
- Белый Е. Количественная 
  оценка конкурентоспособности образовательных 
  услуг /Е.Белый, И.Романова // Маркетинг.-2002.-№ 
  6.-С. 66-71.
- Березин И.С. 
  Маркетинг и исследования рынков. — М.: 
  Владос, 2003. – 278с.
- Васильченко 
  Н. Маркетинговые исследования рынка образовательых 
  услуг в регионе/Н.Васильченко, Е.Бурлюкина, 
  В.Секерин //Маркетинг.-2002.-№ 6.-С.24-28, начало 
  в 2003.-№ 1.-С.21-27
- Денисенко 
  П.А. Совершенствование рекламной деятельности 
  вуза / П.А. Денисенко, В.И.Кандалов // Право 
  и образование. - 2002. - № 5. - С. 146 - 157.
- Гершунский 
  Б.С. Философия образования для XXI века. 
  (В поисках практико-ориентированных образовательных 
  концепций). М., 2003. -  298 с. 
- Голубков 
  Е. П. Маркетинговые исследования: Теория, 
  практика и методология. М.: Финпресс,2000. 
  -  254 с. 
  - Деревягина 
  Л.Н. Опыт подготовки специалистов по маркетингу 
  в системе дополнительного профессионального 
  образования //Маркетинг 
  в России и за рубежом. 
  -  №1. -  2001. 
  - Егоршин 
  А.П. Прогноз (о перспективах образования 
  в России) // Высшее образование в России. 
  — 2000. — № 4. 
- Егоршин 
  А.П. Стратегия развития образования в 
  XXI веке: Научный доклад. — Н. Новгород: 
  НИМБ. — 2000.- 178с. 
- Кельчевская 
  Н.Р. Самомаркетинг - необходимое условие 
  инновационного организационно-экономического 
  управления вузом / Н.Р.Кельчевская, С.Л.Шкавро 
  // Университетское управление: практика 
  и анализ.-2003.-№ 5-6.-С. 47-51.
- Кириллина 
  Ю. Маркетинг образовательных услуг / Ю.Кириллина 
  // Высшее образование в России.-2000.-№ 5.-С.26-29 
  Кириллина Ю. Сегментирование рынка образовательных 
  услуг /Ю.Кириллина //Высшее образование 
  в России. - 2001.-№ 3.-С.30-33
- Котлер Ф. 
  Основы маркетинга. СПб.: Питер, 1998. -  
  715с. 
- Лукашенко 
  М. Маркетинг и PR в учебном заведении / 
  М.Лукашенко //Высшее образование в России.-2002.-№ 
  4.-С. 32-40.
- Маркетинг 
  образовательных услуг/ Под ред. Н.П.Литвинова. 
  - СПб.: Питер, 2001.- 106 с. 
- Менеджмент, 
  маркетинг и экономика образования / Под 
  ред. А.П. Егоршина. — Н. Новгород: НИМБ, 
  2001. -  432с.
- Панкрухин 
  А.П. Маркетинг образовательных услуг 
  //Маркетинг в России и за рубежом. -  
  №7-8. -  1997. 
- Панкрухин 
  А.П. Маркетинг образовательных услуг 
  в высшем и дополнительном образовании: 
  Учебное пособие. — М.: Интерпракс, 2004. 
  -352с.
  - Платонова 
  Н.А. Маркетинговые подходы к изучению 
  потребностей 
 в товарах и услугах в вузах //Маркетинг в России 
  и за рубежом. 
  -  №5. – 2003.
  - Попов Е. 
  В. Сегментация рынка// Маркетинг в России 
  и за рубежом. — 2001. — № 2.
- Сагинова 
  О.В. Маркетинг образовательных услуг. 
  // Маркетинг в России и за рубежом. —2003. 
  — №5. 
- Хруцкий 
  В.Е.  Современный маркетинг. -  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 
  2004. – 436с. 
- Шевченко 
  Д. Маркетинговые исследования на рынке 
  образования /Д. Шевченко // Высшее образование 
  в России.-2003.-№ 5.-С. 37-41
- Шевченко 
  Д.А. Маркетинговые исследования рынка 
  образовательных услуг в России/ Д.А.Шевченко 
  // Маркетинг в России и за рубежом.-2003.-№ 
  4.-С. 23-31