Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:31, курсовая работа
В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами, современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.
Введение 2
1.Теоретические основы  организации маркетинговых исследований 4
1.1.Понятие, цели и задачи  маркетинговых исследований 4
1.2. Процесс проведения маркетинговых исследований 7
1.3.Методы проведения маркетинговых  исследований 10
2.Организация маркетинговых  исследований в сфере B2B на примере «Intel» 18
2.1.Анализ рынка B2B 18
2.2.Характеристика и основные показатели коммерческой деятельности «Intel».22
2.3.Организация маркетинговых исследований в сфере B2B                29 
Заключение 36
Список литературы 37
Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы. Методы сбора первичных данных, в свою очередь, делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix-методики.
Выбор форм и методов исследования 
рынка связан с множеством факторов: 
доступными источниками информации, 
широтой охвата и т.д. В зависимости 
от уровня постановки проблемы различаются 
прикладные и фундаментальные 
Классификация маркетинговых исследований
| Классификационный признак Уровень постановки проблемы 
 Этап изучения проблемы Источник информации 
 
 Периодичность проведения Области использования результатов | Виды исследований 
 | 
| Степень охвата 
 Уровень измерительной «точности» | 
 | 
Количественные исследования 
– это описание проблемы в числовом 
выражении. Здесь подтверждается или 
опровергается высказанная 
Качественные исследования имеют общую цель – выявить проблемы и/или объяснить наблюдаемые явления. С их помощью можно определить различные побудительные мотивы действий потребителей, а также на основе каких факторов принимается решение.
1.3.Методы маркетинговых исследований
Методологически, все маркетинговые исследования подразделяются на:
-качественное маркетинговое 
исследование — приемы и 
-количественное маркетинговое 
исследование — обычно 
-наблюдательные техники 
— исследователь наблюдает 
-экспериментальные или опытные техники — исследователь создает почти искусственное окружение пытаясь контролировать ложные факторы, которые управляют по крайней мере одной переменной.
Качественное исследование отвечает на вопросы «как» и «почему». Данный тип исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях очень небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно. Такие исследования незаменимы при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач.
Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.
Фокус-группа представляет 
собой групповое интервью(8-
 Глубинное интервью 
— слабоструктурированная 
Анализ протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.
Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом. Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно: разработка, проверка и тиражирование анкеты; формирование выборки; инструктаж интервьюеров; проведение опроса и контроль качества данных; обработка и анализ полученной информации; составление итогового отчета.
Опросы могут различаться: по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Интернет; по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов; по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж; по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.
Как правило, чаще опросы различают по способу контакта с респондентом. Каждый вид опроса имеет свои достоинства и недостатки.
| Метод | Достоинства | Недостатки | 
| Почтовый опрос | -легкость организации опроса -доступен для малой группы исследователей -при заполнении анкеты 
  отсутствует влияние на  -могут быть использованы иллюстрации | -смещение выборки за счет «самовыборки» -респондент не может уточнить у интервьюера вопросы -низкое качество ответов на открытые вопросы | 
| Телефонное интервью | -низкая стоимость -опрос может быть проведен достаточно быстро -пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения -возможен централизованный контроль за ходом опроса | -охватывает только людей, имеющих телефон -не могут быть показаны вопросник и иллюстрации -по телефону трудно 
  поддерживать интерес более 15- -трудно задавать сложные вопросы | 
| Личное интервью | -есть возможность  -сравнительно легко  -появляется возможность слушать живую речь респондента -легко задавать сложные вопросы | -высокая стоимость -присутствует влияние интервьюера на респондентов -требуется большая команда квалифицированных интервьюеров -низкий уровень контроля за работой интервьюера | 
Личное интервью (face-to-face): Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации.
Телефонный опрос: Один из самых оперативных и недорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам.
Почтовый опрос: Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки.
Количественное исследование 
отвечает на вопросы «кто» и «сколько».
Retail Audit (аудит розничной торговли) — это исследование, включающее анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.
Аудит розничной торговли включает в себя анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.
Анализ результатов аудита розничной торговли дает наиболее полную и адекватную характеристику как состояния и движения рынка в целом, так и тенденций по его отдельным позициям — структурным и географическим сегментам рынка, торговым маркам и т. д. Исследование по методу Retail Audit включает в себя разработку анкет, формирование выборки торговых точек, подготовку интервьюеров.
И последним методов 
Основные виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping.
Hall-test — метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.
Для проведения hall-теста 
представители потенциальных 
- «слепое» (без объявления марки продукта) и «открытое» тестирование
- «оценочное» (один товар) и «сравнительное» (несколько аналогичных товаров).
Среди недостатков можно упомянуть трудоемкость организации тестирования. Преимуществом методики является возможность предъявления и оценки не только визуальной информации, но и аудиальной (слуховой), обонятельной, осязательной, вкусовой, а также их комбинаций.
Home-test — тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара. Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя.
Через несколько дней использования 
данного товара респондент отвечает 
на вопросы анкеты, которая определяет 
отношение респондента к 
В данном тесте преследуются 
следующие решения задач; позиционирование 
нового товара, относящегося к определенной 
товарной группе; проверки восприятия 
потребительских свойств 
К недостаткам метода можно 
отнести сложность и 
Mystery Shopping — метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).
При продаже услуг качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию. Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Кроме того, Mystery Shopping позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала розничных торговцев с этим товаром (наличие на складе, презентация и т. п.). Оценка качества обслуживания производится на основании предварительно разработанных критериев, путем личного посещения либо по телефону.
После завершения маркетингового исследования результатами проведенного исследования фиксируются основные ошибки персонала, и разрабатывается программа по их исправлению (проводятся специальные тренинги, корректируются инструкции и т. п.). По результатам мониторинга на основе вычисляется общий индекс качества обслуживания и индивидуальные индексы работников, от которых зависит заработная плата (мотивация персонала).