Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 22:08, курсовая работа
Цель работы: провести маркетинговое исследование рынка молочной продукции с позиции предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн». В связи с данной целью были сформированы следующие задачи: определение направления маркетинговой деятельности компании «Вимм-Билль-Данн»; выявление целевых сегментов и выявление потребительских предпочтений относительно их продукции; определение потенциальной емкости рынка и доли рынка исследуемого товара, изучение рынка молочной продукции с целью выявления конкурентов; анализ динамики рынка молочных продуктов и прогнозирование его развития.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ и оценка свойств продуктов ОАО «Вимм-Билль-Данн»…….4
        1.1.Ситуационный анализ…………………………………………………...4
        1.2.Субъективные оценки свойств продуктов……………………………..7
        1.3.Оценка отношений к разновидностям продуктов……………………11
Глава 2. Оценка ассортимента, конкурентоспособности и позиционирования продуктов ОАО «Вимм-Билль-Данн»…….16
         2.1. Оценка конкурентоспособности  продуктов………………………...16
         2.2. Позиционирование продуктов……………………………………….17
Глава 3. Сегментация и  анализ динамики и прогнозирования…………...…..22
         3.1. Сегментация и совмещение сегментации  с позиционированием….22
         3.2. Анализ динамики и прогнозирования……………………………….26
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………………...34
Корпоративные ценности:
Заинтересованность 
Внедрение нового оборудования 
и технологий требует специальной 
подготовки и навыков, для чего проводятся 
специализированные и производственно-
ОАО "Вимм-Билль-Дан Продукты Питания" укрепляем свои кадровые возможности на центральном и региональном уровнях, привлекаем и удерживаем квалифицированных менеджеров, имеющих опыт работы в глобальной индустрии потребления. Одновременно фирма продвигает одаренных сотрудников в пределах своей организации, причем не только вверх по карьерной лестнице, но и в другие регионы и сферы деятельности. На производственных предприятиях предприятие стремится повысить эффективность работы имеющегося персонала путем обучения и установки нового оборудования.
Рассмотренные слабые и сильные стороны ОАО «Вимм-Билль-Данн» сведены в таблице 3.
Талица 3
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| Прочные позиции компании на рынке молочной продукции | Сильное давление со стороны конкурентов | 
| Организация придерживается политики снижения издержек, и увеличения доли прибыли в общем объеме продаж, это приводит к значительному увеличению всех показателей рентабельности | Большое число дочерних компаний 
  усложняет руководство  | 
| Высокое качество продукции при невысокой цене | Высокая динамика роста операционных 
  расходов компании по отношению к 
  выручке, вызванная ростом затрат на 
  продвижение продукции и  | 
| Хорошие деловые связи с потребителями продукции и поставщиками | |
| новое и модернизированное оборудование, вытесняющее участки с тяжелыми условиями труда | |
| Достойная заработная плата, 
  социальная защищенность работников, 
  большие возможности для  | |
| Сильный портфель брендов | 
Таким образом, можно отметить, что у организации имеются внутренние слабости, которые необходимо устранять для дальнейшего успешного развития. На внутренние же силы, такие как высокое качество и ассортимент продукции следует делать упор для достижения поставленных целей.
Глава 3. Сегментация и анализ динамики и прогнозирования
3.1. Сегментация и совмещение сегментации с позиционированием
В 2011 году Группа ВБД получила более 68% выручки от реализации за счет молочной продукции.
Таблица 4. Основные операционные результаты молочного бизнес-направления ВБД
| 2009 | 2010 | 2011 | |
| Объемы выпуска, тыс. тонн | 948 | 853 | 945 | 
| темп роста | 11% | 35% | 18% | 
| Выручка, $ млн. | 563 | 485 | 432 | 
| темп роста | 16% | 49% | 35% | 
Источник: ВБД
ВБД производит широкий спектр упакованных молочных продуктов, включая:
- Традиционные продукты (стерилизованное и пастеризованное молоко, масло, сливки и сыр, а также кефир, творог и сметана)
- Йогурты и молочные десерты (традиционные и жидкие йогурты, муссы, пудинги и творог с фруктовыми добавками)
- Диетические продукты с различными добавками (молоко и кисломолочные продукты с витаминами, микроэлементами, бифидобактериями и другими добавками)
- Молочные продукты, изготовленные специально для детей в возрасте до 3 лет
- Сыры и плавленые сыры
Рис. 3 Структура выпуска молочной продукции ВБД
по объемам производства
Продукция реализуется под широко рекламируемыми торговыми марками, занимающими значительные доли в своих ценовых сегментах рынка. Компания присутствует во всех ценовых сегментах рынка, а в наиболее крупных сегментах представлена несколькими брэндами.
Таблица 5. Структура портфеля молочных брэндов компании
по основным ценовым сегментам
| Сегмент | Общие характеристики покупателя | Традиционные продукты | Йогурты и молочные десерты | Обогащённые продукты | Детское питание | 
| Премиум | 25-45 лет Ежегодный доход от $3 000 | Мажитель | Биовит | ||
| Средний и выше среднего | 25-45 лет Ежегодный доход от $1 250 | Домик в деревне | Чудо | BioMax | Агуша | 
| Средний и ниже среднего | 18-65 лет Ежегодный доход от $800 | Весёлый молочник Славяночка Милая Мила Кубанская бурёнка М | Фругурт | Доктор Бифи | |
| Эконом | 35-55 лет Ежегодный доход от $400 | Нижегородское Лада | Десертино | 
До 2002 года компания не производила сыр, но в 2002 году компания начала производство марочных сыров, рассчитанных на сегмент массового потребления. В 2003 году планируется начать производство марочных высших сортов твердых и плавленых сыров. До 2005 года компания предполагает затратить приблизительно 30 миллионов долларов США на создание предприятий по производству сыра и закупку производственного оборудования.
В 2002 году около 78% молочной продукции ВБД было произведено на Лианозовском и Царицынском молочных комбинатах в Москве, остальные объемы были произведены на комбинатах по всей России и в СНГ.
Анализ основных групп ассортиментной продукции ОАО "Вилль-Билль-Дан Продукты Питания" представлен в таблице 6.
 
Таблица 6.
Анализ основных показателей деятельности
ОАО "Вилль-Билль-Дан Продукты Питания" за 2007-2008 гг.
| Наименование | 2007 | 2008 | Отклонения | |
| (+,-) | Темпы прироста,% | |||
| Выручка в т. ч. | 14262660 | 44523358 | 30260698 | 212,17 | 
| "Молоко" | 10949400 | 33824824 | 22875424 | 208,92 | 
| "Напитки" | 2296530 | 7561466 | 5264936 | 229,26 | 
| "Детское питание" | 1016730 | 3137068 | 2120338 | 208,54 | 
| Валовая прибыль | 3417733 | 9829989 | 6412256 | 187,62 | 
| Коммерческие расходы | 1887065 | 6387512 | 4500447 | 238,49 | 
| Общие и административные расходы | 869948 | 1652552 | 782604 | 89,96 | 
| Операционная прибыль | 660720 | 1789925 | 1129205 | 170,91 | 
| Чистые финансовые расходы | 64482 | 812437 | 747955 | 1159,94 | 
| Чистая прибыль (убыток) | 596238 | 977488 | 381250 | 63,94 | 
Таким образом, в соответствии общая выручка от продажи продукции выросла на 212,17%.
Сегмент "Молоко".
Выручка сегмента "Молоко" выросла на 208,92%.
Рост был органическим, главным образом за счет ценообразования, компенсирующего снижение объемов. Средняя отпускная цена увеличилась на 26,7% в 2008 г. ., в основном за счет роста средней рублевой цены в результате запуска новых продуктов с высокой добавленной стоимостью. В 2008 г. закупочная цена на сырое молоко выросла на 21,5% в сравнении с прошлым годом в рублевом выражении. В четвертом квартале 2008 г. закупочная цена на сырое молоко снизилась на 14,6% в сравнении с прошлым годом в рублевом выражении
Рис.4. Анализ продаж по сегментам за 2006-2007 гг.
По данным рисунка 4 видно, что наибольшую выручку предприятие получает от продажи Молочных продуктов.
3.2. Анализ динамики и прогнозирования
SWOT-анализ — метод стратегиче
Составим итоговую таблицу, в которой отражаются результаты оценки важности факторов внешней и внутренней среды для предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн». [10]
Таблица 7
| Возможности | Угрозы | |||||||||||
| Сильные стороны | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
| 1 | х | |||||||||||
| 2 | х | |||||||||||
| 3 | х | |||||||||||
| 4 | ||||||||||||
| 5 | х | |||||||||||
| 6 | ||||||||||||
| 7 | х | |||||||||||
| Слабые стороны | 1 | Х | х | |||||||||
| 2 | ||||||||||||
| 3 | х | |||||||||||
| 4 | х | |||||||||||
Возможности:
1. Региональная экспансия, наращивание доли на рынке, рост объемов производства
2. Возможность создания 
качественно новых продуктов, 
сочетающихся с концепцией 
3. Хороший потенциал роста на рынке детского питания и минеральной воды
4. Участие в программе госзакупок на молочном рынке
5. Развитие экспорта
Угрозы:
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Анализируя данные, расположенные в таблице составляем список возможных действий для нейтрализации слабых сторон компании, в том числе за счет сильных. Так же, разрабатываем возможные варианты развития компании при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.