Внешяя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за ее существование. Как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает. В последнее время в связи с усилением и усложнением конкуренции, а также резким ускорением процессов изменения окружающей среды организация все в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с внешней средой, все в большей мере развивать способности адаптации к ее изменениям.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя среда организации.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Значение технологии производства объясняется ее существенным влиянием на организационную структуру, которая должна соответствовать технологии, внешней среде и размерам компании. Но в сфере производства и сфере услуг используются принципиально различные технологии. Наиболее авторитетное исследование взаимозависимости технологий  производства и организационных структур было проведено английским социологом  Джоан Вудворд. Были проанализированы следующие базисные структурные характеристики организации: административное руководство, норма контроля, централизация и формализация. Джоан Вудворд пришла к выводу, что исходя из типа технологии рабочего потока, компании-производители подразделяются на три основные категории:

1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий. Суперкомпьютеры, космические корабли, мебель и одежда, изготавливаемые по индивидуальным заказам, могут служить примерами использования таких технологий.

2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или подобны. Такой тип производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на основе таких технологий. Примером массового производства являются конвейеры автомобильных заводов, технологии, используемые для производства компьютеров « Macintosh», табачных продуктов и текстиля.

3. Непрерывное производство использует автоматизированное  оборудование, на котором круглосуточно изготавливается одинаковый по характеристикам продукт в больших объемах. Примерами такого производства могут служить переработка нефти, работа электростанции.

Различия технологий производства обуславливаются их технической сложностью, или степенью вовлеченности в производственный процесс техники и оборудования с целью исключения из него людей. Задействованные в сложных технологиях сотрудники заняты прежде всего наблюдение за работой оборудования. Для технологий массового производства характерны высокие степени формализации и централизации, а для непрерывных производственных процессов- низкие. В отличие от мелкосерийного и непрерывного производства стандартизованное массовое производство требует централизованного принятия решений и четко сформулированных правил и процедур. С повышением сложности технологии возрастает значение административного управления и повышается роль вспомогательного персонала. Чем менее однородным является производственный процесс, тем более тщательным должен быть контроль. Высокая сложность технологического оборудования обуславливает возрастание значения вспомогательного труда, поэтому для массового производства характерно высокое соотношение вспомогательного и прямого труда.

Джоан Вудворд пришла к важному выводу: « Разные технологии предполагают различные требования к людям и организациям, удовлетворение которых предполагает соответствующие структуры». Взаимосвязи структур и технологий оказывают прямое влияние на результаты деятельности организации.

Социолог и теоретик организаций Д. Томпсон разработал свою классификацию технологий с разделением на три категории:

1. Многозвенные технологии характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно. Сборочные линии массового производства являются типичным образцом такого вида технологии. Каждая операция по сборке автомобиля должна выполняться в определенной последовательности.

2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Например, банковское дело- это посредническая технология, связующая вкладчиков и тех, кто берет займы в банке. Телефонные компании выступают посредниками между людьми, которые хотят позвонить сами и хотят, чтобы им позвонили.

3. Интенсивная технология характеризуется применение специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство. Примером можно считать монтаж видеофильма.

Многозвенные технологии во многом эквиваленты технологиям массового и некоторым формам непрерывного производства, а интенсивные технологии эквиваленты индивидуальным технологиям. Целью последних является достижение максимальной гибкости производства. Посреднические технологии, в известной мере, занимают промежуточное место между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства. Ими в основном пользуются, когда возможна и эффективна хотя бы некоторая стандартизация, но выпуск продукции не может быть полностью стандартизирован. Посреднические технологии позволяют организациям использовать многочисленные вариации потребностей сторон, вступающих во временную связь. Например, некоторые вкладчики банков хотят иметь свободный и постоянный допуск к своим вкладам, в то время как другие, желая иметь более высокий процент, готовы ждать.

Люди. Люди определяют окончательную пригодность технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной. Организация и руководители, и подчиненные ничто иное, как группы людей. Когда закрывается завод, принимает решение конкретный человек, а вовсе не абстрактное руководство. Когда выпускается продукция низкого качества, виноваты не «рабочие», а несколько конкретных людей, которые недостаточно мотивированы или обучены. Если руководство – отдельные менеджеры - не признают, что каждый работник представляет собою личность с неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу. Руководство, вообще говоря, достигает целей организации через других людей. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой модели управления.

 

 

 

 

 

Структуру управления мы рассмотрим на примере предприятия ООО «Эжватранс». Предприятие занимается перевозкой лесопродукции, оказывает услуги по перевозке продукции на дальние расстояния. 

Для  предприятия ООО «Эжватранс» характерна линейно- функциональная структура управления. На предприятии функционируют девять отделов: отдел материально- технического снабжения , отдел кадров, юридический отдел, отдел по эксплуатации, бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел ГО, служба безопасности. Каждый из руководителей отделов имеет право давать указания по вопросам входящим в его компетенцию. Руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня управления и связаны с вышестоящей системой  только через него. Каждый из сотрудников отделов выполняет предписанные ему рабочие задачи, имеет определенную линию полномочий и несет ответственность за принимаемые решения.

Во главе предприятия ООО «Эжватранс» стоит директор. Он решает все вопросы деятельности предприятия, действует от имени предприятия, представляет его интересы в других организациях, фирмах. Также он распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом, заключает договора, издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность предприятия, обеспечение сохранности товарно- материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. В подчинении директора находятся: главный бухгалтер, начальник отдела материально- технического снабжения, зам. директора по кадрам и быту,  старший юрисконсульт, зам. директора по эксплуатации, начальник планово- экономического отдела, начальник штаба ГО, главный инженер, инспектор службы безопасности.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно- финансовой деятельности предприятия и  контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует учет поступающих денежных средств, ТМЦ и основных средств, правильное начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, учет издержек производства и обращения, расчетных и кредитных операций. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств, нарушению законодательства. 

В подчинении у главного бухгалтера находятся бухгалтера, они выполняют работу по различным участкам бухгалтерского учета. Осуществляют прием и контроль первичной документации и подготавливают ее к счетной обработке. Отражают в учете бухгалтерском операции, связанные с движением денежных средств. Следят за сохранностью бухгалтерских документов, оформляют их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.

Начальник отдела кадров возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях предприятия.

Начальнику отдела кадров подчиняются инспектора отдела кадров. Они организуют своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с законодательством; выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности трудящихся, хранение и заполнение трудовых книжек, ведение установленной документации по кадрам.

Начальник планово- экономического отдела осуществляет организацию экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, снижение себестоимости перевозок, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования. В подчинении  у начальника планово- экономического отдела находятся экономисты, они подготавливают различные экономические отчеты, проверяют правильность расчета экономических показателей.

Главный инженер определяет техническую политику. Обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства. Обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования. Главному инженеру подчиняются: главный механик, начальник планово-технического отдела, старший энергетик, начальник участка по ремонту зданий и сооружений, начальник отдела технического контроля, начальник отдела охраны труда и техники безопасности, руководитель группы АСУ. Каждый из руководителей отделов выполняет определенные функции, входящие в его компетенцию, осуществляет управление нижестоящими кадрами.

Для совершенствования структуры управления предприятия следует наладить взаимосвязи между функциональными отделами т.к. невидимые и формальные границы между отделами замедляют реакцию на изменения внешней среды,  решить проблемы  с распределением ответственности за устранение проблем, обеспечить правом принятия решений более низших руководителей с согласованностью на прямую с самым высшим руководством. 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. О.С.Виханский , А.И. Наумов «Менеждмент»: учебник.-М.: Гардарики, 2001.

2. Р.Л.Дафт «Менеджмент».-СПб: Питер, 2002.

3. под.ред. Д.Д.Вычугова «Основы  менеджмента».-М.: Высшая школа, 2003.

4. М.Мескон и  др. «Основы менеджмента».-М.: Дело, 2002.

 


Информация о работе Внешяя среда организации