Анализ современного состояния маркетинга и пути его совершенствования на предприятиях АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

В основные задачи входит дать теоретическое обоснование маркетинговой стратегии предприятия, проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и деятельность на рынке молочной продукции, предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы развития маркетинга на предприятиях АПК
Понятие и экономическая сущность маркетинга на предприятиях АПК
Концепции маркетинга на предприятиях АПК и их характеристика
Особенности исследования маркетинга на предприятиях АПК
Анализ современного состояния маркетинга и пути его совершенствования на предприятии АПК (на примере ОАО « Заинский молочный завод»)
Оценка современного состояния маркетинга в ОАО «Заинский молочный завод»
Обобщение зарубежного опыта в области маркетинга на предприятиях АПК
Направления развития маркетинга на предприятиях АПК в РФ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 57.38 Кб (Скачать файл)

Производственная  мощность позволяет перерабатывать до 270 тонн молока в сутки. В настоящее  время предприятие производит более 80 наименований молочной продукции. ОАО  «Заинский молочный завод» выпускает конкурентоспособную продукцию высокого качества с длительным сроком реализации в герметичной упаковке.

Помимо  поставок продукции в торговую сеть города Заинска продукция поставляется в Альметьевский, Тукаевский, Лениногорский, Бугульминский районы, однако, не все ниши рынка регионов охвачены предприятием, что позволит расширить рынок сбыта по республике и увеличить объем продаж.

ОАО «Заинский молочный завод»- это динамично развивающееся предприятие, обладающее передовыми технологиями и новейшим оборудованием. Специалисты предприятия высококвалифицированы. Налажена работа по изучению и внедрению мирового опыта данной отрасли. Продукция ОАО «Заинский молочный завод» имеет хорошую репутацию и пользуется успехом на рынке.

На  предприятие поступает в среднем 230 тонн молока в сутки. Предполагается, что в ближайшие год- два объемы поставок сырья не изменятся, и будут находиться в этих же пределах.

Основными видами деятельности завода являются производство продуктов питания, розничная  торговля, внешнеэкономическая деятельность, транспортные услуги, перевозка опасных  грузов.

Наибольший  удельный вес в общем объеме товарной продукции занимают сырки глазированные- 28,7%. Незначительное внимание уделяется  производству йогурта, плавленого сыра, майонеза, напитков из сыворотки. Массы  жирные, творог нежирный производятся в незначительных размерах: 3,3 и 4,0% соответственно.

Целью деятельности ОАО «Заинский молочный завод» является: удовлетворение спроса покупателей на качественные молочные продукты питания путем переработки закупленного в хозяйствах и у населения молока и молока, поступившего на давальческих условиях, а также получение прибыли для развития производственной базы, приобретения нового оборудования, улучшения условий труда и быта членов трудового коллектива, их оздоровление и оказание шефской помощи.

За 2010 год поступило молока от заготовок 83950 тонн, в том числе от населения 28123 тонн, что составляет 33,5% в общем  объеме молока. По сравнению с 2009 годом  объем закупа молока увеличился на 8089 тонн или на 9,6% за счет общественного  сектора.

Для увеличения сырьевых ресурсов проводилась  большая работа по закупу молока у  населения. В целях материальной заинтересованности молокосдатчиков разработаны условия соревнования по закупу излишков молока у населения и поощрение победителей.

Все специалисты завода закреплены за хозяйствами  сырьевой зоны для оказания практической помощи в получении хорошего качества молока. Стимулирующим фактором для увеличения закупа молока у индивидуального сектора является и то, что в зимний период расчеты за сданное населением молоко производится по цене молока высшего сорта.

Регулярно хозяйствам оказывается помощь в  обеспечении припасами и материалами  для приемки молока и проведения анализов. Проводимые мероприятия дали возможность закупить у населения  по 1196 кг молока в расчете на одну корову, что больше по сравнению  с 2008 годом на 189 кг, или темп роста  по закупу молока у населения составил 108,4%.

По  итогам работы за 2011 год балансовая прибыль составила 4526 млн. руб.

в том  числе:

1) от  реализации продукции3230 млн. руб.

2) от  фирменной торговли316 млн. руб.

3) от  прочей деятельности 980 млн. руб.

Фонд  накопления и пополнения СОС забирает 47% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, 50% направляется в фонд потребления, незначительная часть  идет на создание резервного фонда - 3%.

 

    1. Обобщение зарубежного опыта в области маркетинга на предприятиях АПК

 

Исследования  мирового опыта развития маркетинга указывают, что главными тенденциями  на современном этапе являются:

1) адаптация  агропромышленного комплекса к  изменяющимся рыночным условиям, новым технологиям, государственному  регулированию и другим факторам;

2) развитие  вертикальной интеграции и тенденций  к слиянию однородных компаний, совмещению различных уровней  и функций маркетинга в пределах  одной компании;

- изменения  в структуре потока агропромышленной  продукции и продовольствия по  каналам реализации, расширение  прямых торговых связей фермеров  с крупными оптовиками, которые  контролируют количество и качество  продукции;

- функционирование  информационных служб и движений  потребителей, которые оказывают  сильное влияние на деятельность  товаропроизводителей.

В результате обобщения мирового опыта использования  маркетинга выявлено, что в развитых странах его проведение требует  значительных издержек. По данным международных  маркетинговых организаций, доля расходов на проведение маркетинговых исследований составляет в среднем половину розничной (продажной) цены многих товаров. Так, в  мясном подкомплексе США в розничной цене 1 кг говядины, составляющей 5,5 долл., доля маркетинга- 2,3 долл. или 43,2%; свинины соответственно- 4,14 и 2,31 долл., или 55,8%.

Предприятия по переработке молока могут быть независимыми частными кооперативными или иметь совместную форму собственности  в виде молочных компаний общенационального  или регионального масштаба, владеющих  несколькими заводами. Крупные компании производят широкий ассортимент  продуктов, мелкие - ограниченный набор  товаров. Некоторые предприятия  изготавливают разные виды продукции, но большинство маслодельных, сыродельных  заводов и предприятий по выработке  сгущенного молока являются специализированными.

В настоящее  время в переработке молока большую  роль играют кооперативы. В последние  годы на их долю приходилось три  четверти производства сливочного масла, 50 % натурального сыра и свыше 90 % сухого молока. Эти перерабатывающие производства обладают большой гибкостью в  области маркетинга молока, которое  поставляется членами этих же кооперативов.

В связи  с закрытием, слиянием и объединением производств наблюдалось заметное сокращение числа предприятий по переработке молока. Совершенствование технологии переработки молока, снижение затрат и увеличение объемов производства усиливают тенденцию к уменьшению числа и укрупнению перерабатывающих предприятий.

Каналы  маркетинга продуктов переработки  молока, как и других отраслей продовольственного комплекса, претерпели децентрализацию. Раньше сыр и масло отправляли на центральные рынки-терминалы, где  оптовики и посредники продавали  их розничным торговцам. Когда-то главными оптовыми торговцами сыром и маслом были крупные мясоперерабатывающие фирмы; мороженое вырабатывали в  местах потребления и сбывали  через предприятия типа «кафе-мороженое». Развитие сети типовых серийных магазинов, появление супермаркетов, а также  крупных общенациональных компаний молочного профиля изменили каналы маркетинга и стимулировали прямую реализацию товаров. В настоящее  время продажа через супермаркеты - главный способ сбыта продуктов  переработки молока. Производители  отправляют их на склады типовых серийных магазинов и в хранилища индивидуальных розничных торговцев, откуда они  поступают в реализацию. Децентрализация  и прямая продажа благоприятствовали росту числа крупных торгово-промышленных компаний с полным ассортиментом  молочной продукции.

Несмотря  на децентрализацию, рынки по-прежнему служат важными пунктами выявления  цен на сыр и масло. Нередко  цены на масло устанавливаются в  процессе торговых переговоров на основе котировок цен. Например, пунктом  формирования цен на сыр американского  типа является Национальная биржа сыра в г. Грин-Бэй, штат Висконсин. По мере расширения прямых продаж и уменьшения потока товаров через центральные рынки возрастал интерес к процессу выявления цен.

В канале распределения молочных продуктов  широко применяются маркетинговые  контракты. Помимо контрактов, которые  заключают фермеры с кооперативами  и кооперативы с переработчиками, масло и сыр продают по контрактам, в которых оговаривают базис цены и сторону, несущую транспортные расходы. Переработчики молока также конкурируют за право заключить контракты на продажу молочных продуктов для школ и государственных учреждений. Есть кооперативные агентства по сбыту, такие, как «Land O'Lakes», которое имеет маркетинговые контракты приблизительно с сотней членов - кооперативов по реализации масла и сыра под общей фирменной маркой. Эти контракты облегчают маркетинг молочных продуктов и замешают торговые соглашения, заключаемые на открытом рынке.

 

    1.  Направления развития маркетинга на предприятиях АПК в РФ

 

Нынешний  мировой кризис для отечественных  сельхозпредприятий пока не столь глубок и фронтален, как внутрироссийский системный кризис 1990-х годов. Однако кризис обнажил старые хронические пороки отечественного АПК - от технической отсталости до проблем социальной инфраструктуры села. Между тем прогресс в молекулярной биологии, генной инженерии, биотехнологии и селекции выдвигает сельское хозяйство в число «несущих» отраслей грядущего нового технологического уклада. Тем важнее не упустить шанс перейти к инновационной модели развития аграрного сектора.

Глобальные  размеры и системный характер явились основными особенностями  кризисных явлений 2008-2009 гг. Их глубину  можно косвенно оценить по размерам средств, затрачиваемых на антикризисные  программы. По данным Международного валютного  фонда (МВФ), антикризисные вливания в российскую экономику стали  самыми существенными среди стран  «большой двадцатки», составив 4,1% ВВП. И если 2007 г. был рекордным по притоку  капитала в страну, то в 2008-2009 гг. наблюдался его отток. Как на внешнем, так и на внутреннем рынках произошло существенное снижение платежеспособного спроса на сырьевую продукцию, производимую в Российской Федерации - энергоносители, металл, лесоматериалы. В результате падения спроса и цен на сырье только за I кв. 2009 г. сокращение российского ВВП составило 9,5%. Между тем в научном сообществе все более утверждаются понимание современного мирового экономического кризиса как следствия закономерного исторического процесса смены технологических укладов и осознание ключевой роли инноваций в этих глобальных структурных трансформациях. Не менее важен в связи с этим вывод, что в период смены укладов у «догоняющих» стран появляются дополнительные шансы приблизиться к лидерам научно-технического прогресса, поскольку при формировании контуров нового уклада они могут использовать накопленный инвестиционно-технологический опыт развитых государств.

Текущий кризис совпал с периодом перехода передовых стран мира к освоению шестого технологического уклада, характерными чертами которого являются ресурсосберегающие нанотехнологии, нанобиотехнологии, уникальные информационные системы. Импульсом этого процесса послужили непомерно высокие цены на энергоносители, способствовавшие массовому высвобождению капитала из устаревших производств и перетоку его в предприятия новой формации. Необходимо иметь в виду, что новый уклад, являясь заведомо гораздо менее энерго- и материалоемким, не потребует в прежних размерах энергоресурсов, металла, конструкционных материалов.

В этих условиях многократно усиливается  роль долгосрочного прогнозирования, планирования, выбора и обоснования  макроэкономических приоритетов как на уровне национальных экономик, так и их ведущих сегментов и секторов. В качестве ключевой выдвигается задача органического соединения антикризисных мер с долгосрочной стратегией экономического роста, основанной на приоритетах инновационного развития.

Кризисные явления, образно говоря, дают России исторический шанс, вовремя перегруппировав силы и средства, встроиться в новую длинную волну кондратьевского технологического цикла, зарождающуюся на просторах мировой экономики. Пока она находится в турбулентной стадии смены технологических формаций, и потенциальные инвесторы еще не видят отчетливых очертаний и контуров нового уклада. В связи с этим разрабатываемые сейчас долгосрочные прогнозы научно-технического и социально-экономического развития должны непрерывно уточняться, исходя из реальных событий, происходящих в мировой и национальной экономиках. Успешное инновационное развитие в подобных условиях предполагает существенную государственную поддержку и регулирование. Международный и отечественный опыт показывает, что оно наиболее эффективно осуществляется в хорошо сформированной институциональной среде и в рамках крупных целевых программ, где роль и функции государства четко регламентируются как по ресурсной, так и по организационной составляющим. В этой ситуации и частный бизнес способен активно поддерживать своим участием реализацию высокорискованных инновационных проектов.

При этом следует особо подчеркнуть, что за внешне благополучными макроэкономическими  показателями докризисного развития отечественной  экономики в реальности часто  скрывались упущенные возможности  ее модернизации, перевода на траекторию инновационного роста. Норма накопления (отношение объема инвестиций к ВВП), снизившаяся вдвое в начале российских рыночных реформ 1990-х годов, так и  осталась на крайне низком уровне - около 20%. Между тем страны, осуществившие  успешную структурную перестройку  своей экономики, в течение длительного  времени демонстрировали гораздо  более высокие темпы роста  инвестиций. В послевоенной Европе норма накопления вплоть до 1970-х  годов составляла 25%, в Японии - 30%, Южной Корее еще больше. В СССР в период индустриализации и в  современном Китае она достигала  в отдельные годы 40%.

Информация о работе Анализ современного состояния маркетинга и пути его совершенствования на предприятиях АПК