Анализ маркетинговых исследований на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.

Содержание

Введение
1 Основные понятия и опыт проведения маркетинговых исследований
1.1 Сущность и основные направления маркетинговых исследований
1.2 Процесс и методика проведения маркетинговых исследований
1.3 Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований
2 Анализ маркетинговых исследований ОАО «Этанол»
2.1 Технико - экономическая деятельность ОАО «Этанол»
2.2 Маркетинговая информационная система ОАО «Этанол»
2.3 Исследование маркетинговой деятельности ОАО «Этанол»
3 Предложения по совершенствованию проведения маркетинговых исследований на ОАО «Этанол»
3.1 Подходы к изучению рынка на основе маркетинговых исследований
3.2 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Этанол»
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

пример по маркетингу.docx

— 150.48 Кб (Скачать файл)

Результаты группы представляются в виде опытного образца  новой техники, технологии. Если изделия  принимаются, для него разрабатываются  маркетинговые программы, оно получает путевку в жизнь”.

Метод Делфи характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов: анонимность; использование результатов предыдущего тура опроса; статистическая характеристика группового ответа.

В ходе проведения процедуры Делфи участники группы не знают друг друга, их взаимодействие при использовании анкет полностью устраняется, так как каждый высказывает свою идею решения проблемы письменно. Затем каждая идея рассматривается с точки зрения ее преимущества независимо от того, кто ее разрабатывал и какую он получил оценку со стороны авторов других идей, т.е. каждый из участников знает только свою идею, а участвует в обсуждении всех идей.

Групповое взаимодействие осуществляется с помощью ответов  на анкеты. Отдельное лицо или организация, проводящая исследование по методу Делфи, извлекает из анкет только ту информацию, которая относится к решению данной проблемы, и представляет эту информацию группе специалистов. Группа специалистов составляет прогноз, содержащий точку зрения большинства или в лучшем случае особое мнение большинства.

Для оценки степени  различий мнений используются статистические характеристики ответа, которые включают мнения всей группы. Далее производится математическая обработка всех мнений, определяется величина их разброса. Опрос  группы производится в четыре тура (с помощью четырех анкет). Результаты каждого тура производит жюри. По результатам  последнего четвертого тура жюри составляет прогноз решения проблемы, которые  передаются руководству предприятия  и используются для принятия окончательного решения. Подходы, методы и средства маркетинговых исследований и маркетинговая  информационная система составляют инструментарий маркетинга, без овладения  этой техникой невозможно осуществлять маркетинг.

 

2.3 Исследование  маркетинговой деятельности ОАО  «Этанол»

Для выявления тенденций  и описания зависимости воспользуемся  стандартными методами статистической обработки информации показателей.

Исходная информация с данными статистической обработки  предприятия в таблице 3:

Таблица 3 -Динамика абсолютных показателей деятельности предприятия ОАО «Этанол».

Показатели

Период исследования

Ср.знач

Q

W

K

1

2

3

4

Сртемп

Q продукции

абс.зн.

145533

108043

135090

318481

176787

82943

0,469172

2,94773

индекс

1

0,74239

0,92824

2,18837

1,2983

Выручка

абс.зн.

211196

284920

212260

83070

197862

72700

0,367431

3,42988

индекс

1

1,34908

1,00504

0,39333

0,73269

Себестои-мость

абс.зн.

179180

24208

140025

40263

95919

65417

0,682008

7,40169

индекс

1

0,1351

0,78148

0,22471

0,60796

Прибыль от реализации продукции

абс.зн.

32016

260712

72235

42807

101943

92840

0,910709

8,14318

индекс

1

8,14318

2,25622

1,33705

1,10166


 

Анализируя таблицу 3: в рассматриваемом периоде среднее  значение объема продукции составляла 176787 руб. Рассматриваемый показатель во втором периоде снизился на 26%, в последствии сложилась ярко выраженная тенденция его роста и в 4-ом периоде. Показатель достигает его максимальной величины. Средний разброс данных от среднего уровня составил 82943 руб. или 47%, что является нестабильностью показателя. Резерв роста объема продукции составил 2,947 раза, т.е. объем продукции мог бы еще увеличиваться. 

Однако у показателя выручки сложилось совсем иная тенденция. Во – втором периоде показатель достиг своей максимальной величины, а в 3-ем и в 4-ом периодах заметно  его снижение. При этом средний  разброс данных составил 72700 руб. или 36,7%. Хотя резерв роста этого показателя составил 3,429 раза. Показатель себестоимости  во – втором периоде упал на 86,5% при  среднем значении 95919 руб. В третьем  периоде он снова возрос на 64,5%, а  в 4-ом периоде снова снизился на 55,5%. При этом средний разброс  данных составил 65417 руб. или 68%.

Показатель прибыли  начинал с третьего периода имел тенденцию к снижению. Его среднее  значение составило 101943 руб., но во втором периоде фирма получила наибольшую прибыль, потому что в этом периоде  себестоимость была самой низкой из всех 4-х периодов. Средний разброс  данных составил 92840 руб. или 91%. Однако, остается еще очень большой резерв роста (8,143 раза).

Следует также отметить, что фирма реализует не всю  продукцию, особенно это видно в 4-ом периоде. Это, может быть следствием того, какую фирма избрала товарную политику, политику распределения или  ценообразования.

Во втором периоде  удельные текущие затраты равны 0,18 %, что меньше единицы. Это говорит  о том, что при таком количестве удельных текущих затрат фирма «Кормчий»  получила наибольшую прибыль ( таблиц 2  «Динамика абсолютных показателей деятельности предприятия») и с наименьшей себестоимостью ( таблица 2). Также, еще одним фактором является то, что объем продукции, был выше, чем себестоимость.

В третьем и четвертом  периодах удельные текущие затраты  также остаются меньше единицы (0,84% и 0,102% соответственно), но в течение  этих периодов фирма получала гораздо  меньшую прибыль. Это объясняется  тем, что возрос, объем продукции  и вместе с ним, возросла и себестоимость.

 

Таблица 4 - Влияние  структуры товарной номенклатуры на Rпр-ж и Rпр-ва.

На основе графика  можно сделать некоторые выводы.

Наибольшую долю в реализуемой продукции ОАО  «Этанол »занимает товарная группа «вино – водочная продукция ». Они приносят постоянный и наибольший доход, чем другая товарная группа. А также группа «дрожжи» влияет на рентабельность продаж и рентабельность производства.

Таким образом, ОАО  «Этанол» является одним из лидеров  по объему производства и реализации винно-водочных изделий в Орловской  области в период с 2006 по 2007 годы является платежеспособным. ОАО «Этанол» Спрос на товарную группу «вино –  водочная продукция» продолжался на протяжении всех четырех месяцев. Значит, ОАО «Этанол »выгоднее работать с этой группой, а не с товарной группой «дрожжи».

 

3 Предложения  по совершенствованию проведения  маркетинговых исследований на  ОАО «Этанол»

3.1 Подходы  к изучению рынка на основе  маркетинговых исследований

Рынки потребительских  товаров и продукции производственно-технического назначения изучаются главным образом  на основе использования трех подходов: 1) посредством анализа вторичной  информации; 2) путем исследования мотивации  и поведения потребителей; 3) путем  анализа выпускаемой и реализуемой  продукции.

В рамках первого  подхода изучаются все документы, представляющие интерес для предприятия, изданные статистическими органами, различными министерствами, торговыми  палатами, региональными органами управления, а также являющиеся результатом  специальных не маркетинговых исследований. Такая информация является достаточно дешевой, даже бесплатной, относительно легко доступной. Очевидно, что информация может являться закрытой, неполной, недостаточно детализированной. Поэтому  для получения надежных результатов  ее обычно явно недостаточно.

Изучение документов не может дать оперативной информации требуемого качества; оно дает лишь некоторую статистику о производстве и сбыте изучаемой продукции. Однако номенклатура продукции обычно слишком укрупнена, поэтому данную информацию порой невозможно использовать для нужд конкретного предприятия.

Второй подход к  изучению рынка предполагает исследование мо-тивации и поведения потребителей путем проведения специальных обследований: интервьюирования, собеседований, заполнения анкет. В любом случае в качестве опрашиваемых выступают профессионалы-экспер-ты, глубоко разбирающиеся в проблеме: пользователи, влияющие на выбор продавца, покупатели, для которых продукт не имеет никаких тайн. Поэтому специалист, который проводит подобное исследование, должен хорошо знать соответствующий рынок и исследуемый продукт, обладать информацией о компаниях-производителях и посреднических организациях.

Здесь необходимо иметь  в виду, что мотивация покупок  продукции производственно-технического назначения является рациональной, и  в существенно меньшей степени  эмоциональной, по сравнению с покупкой потребительских товаров.

Человек будет выбирать те товары, которые доставят ему  наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Таким  образом, можно сказать, что запрос – это потребность, подкрепленная  покупательной способностью. Однако запрос – показатель недостаточно надежный. 

Людям надоедают  вещи, которые ныне в ходу, и они  ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться  результатом изменения цен или уровня доходов. «Товары – это по сути дела наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги». 

Все товары, способные  удовлетворить нужду покупателя, называются товарным ассортиментом  выбора. Чем полнее соответствует  товар желаниям потребителя, тем  большего успеха добьется предприятие. Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром  можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить  нужду. Предположим,  женщина  испытывает нужду выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, мы называем товарным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает в себя косметику, новую одежду, курортный загар, услуги косметолога, пластическую операцию и т.д. Не все эти товары желательны в одинаковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь будут приобретаться товары и услуги, более доступные и дешевые, такие, как косметические средства, одежда или новая стрижка. Можно изобразить конкретный товар и конкретную человеческую потребность в виде кругов, а способность товара удовлетворить эту потребность в виде степени их совмещения.

При обследовании продукции  производственно-технического на-значения необходимо учитывать, что в процессе подготовки и принятии решения о покупке принимают участие различные специалисты и руководители предприятия, входящие в состав его закупочного центра.

Помимо изучения мнений потребителей изучается также  мнение руководителей и специалистов посреднических, дистрибьюторских организаций, а также предприятий-производителей.

Здесь важно учитывать  одно важное обстоятельство. Спрос  на продукцию производственно-технического назначения является производным от спроса на конечные потребительские  товары, при изготовлении которых  она используется. Поэтому в прогнозных целях необходимо изучать не только существующих, но  и потенциальных потребителей продукции.

Изучение мнений руководителей и специалистов посреднических торговых организаций, получение у  них необходимой информации зачастую еще более сложная задача, чем  проведение исследований на предприятиях-изготовителях. Здесь возникают проблемы сохранения коммерческой тайны и этического плана, связанные с предоставлением  информации о продукции (отношение  потребителей, объемы продаж и т.п.) фирм-конкурентов. Многое зависит от умения маркетолога добыть необходимую  информацию даже в неблагоприятных  условиях.

3.2 Рекомендации  по совершенствованию маркетинговой  деятельности ОАО «Этанол»

Предприятия-производители  и экспортеры рассматривают маркетинг  как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. 

При этих условиях маркетинг становится фундаментом  для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления  экспортных программ производства, организации  научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом  системы управления предприятием.

Маркетинговая деятельность ОАО «Этанол »должна обеспечить:

- надежную, достоверную  и своевременную информацию о  рынке, структуре и динамике  конкретного спроса, вкусах и  предпочтениях покупателей, то  есть информацию о внешних  условиях функционирования фирмы;

- создание такого  товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет  требованиям рынка, чем товары  конкурентов;

- необходимое воздействие  на потребителя, на спрос, на  рынок. 

Для определения  потребности в проведении маркетинговых  исследований ОАО «Этанол» должно непрерывно проводить мониторинг их внешних  сред, используя мониторинговую систему. Главной целью использования  мониторинговой системы является предоставление оперативной информации руководству  организации. Такая информация позволяет  руководству оценить, соответствует  ли результаты их текущей оперативной  деятельности запланированным целям; оказали ли влияние принятые законом  на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели ли место изменения системы  ценностей потребителей и их стиля  жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии

В ряде случаев может  не возникнуть потребность в проведении маркетинговых исследований. Возможны 4 такие ситуации:

1. Информация уже  имеется в распоряжении;

2. Недостаток времени  для проведения маркетингового  исследования;

3. Отсутствуют необходимые  ресурсы;

4. Затраты превышают  ценность результатов маркетинговых  исследований.

Информация о работе Анализ маркетинговых исследований на предприятии