Анализ макросреды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель- провести анализ макросреды предприятия ООО "Мулен-Руж"
Необходимо решить задачи:
1.раскрыть понятие, рассмотреть структуру,характеристики предприятия
2.Изучить методы анализа макросреды предприятия
3.Провести комплексный анализ макросреды предприятия
4. Определить направления развития предприятия на основании результатов анализа макросреды

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 68.42 Кб (Скачать файл)


 

Введение

 

        В управленческой мысли представление о значении макроокружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов прошлого столетия.

      Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода и необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь имеющую разветвленные связи с внешним миром.

      Помимо системного подхода возникает примерно в тоже время концепция ситуационного подхода, согласно которому, наиболее подходящий в данной ситуации метод, определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.

     Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем прежде. Даже если бы изменения не были столь значительными, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая относительно обособленная система, зависит от внешнего мира в отношении материальных потоков - поставок ресурсов, энергии, кадров, конкретного спроса потребителей и информационных потоков - законодательных актов, решений различных органов, ситуаций на рынке и т.д. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Т.е. иначе говоря найти методы, способствующие адаптации к условиям внешней среды. Безусловно что учесть все существующие и оказывающие влияние на организацию факторы просто невозможно, в связи с этим возникает проблема определить именно те аспекты, от которых решающим образом зависит деятельность организации.

 

 

 

 

 

 

    Любое предприятие находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред, они предопределяют успешность функционирования предприятия и в тоже время накладывают определенные ограничения на оперативную деятельность, поскольку каждое действие предприятия возможно лишь в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне, но ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие предприятия, поэтому всегда существует вероятность того, что предприятие не сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды. Такое положение может ослабить потенциал и привести ко многим негативным для предприятия последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия предприятия с внешней средой, которое позволяло бы ему поддерживать потенциал на уровне, необходимом для достижения поставленных целей, и тем самым давало бы возможность выживать в долгосрочной перспективе. Единственно правильным вариантом поведения предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является повышенное внимание к осуществлению анализа внешней среды.

Поэтому цель данной курсовой работы - провести анализ макросреды предприятия. Объектом исследования в данной работе является внешняя среда предприятия ООО «Мулен-Руж», предметом исследования стали методы и методики анализа макросреды данного предприятия.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие, рассмотреть структуру и характеристики макросреды предприятия.
  2. Изучить методы анализа макросреды предприятия.
  3. Провести комплексный анализ макросреды предприятия.
  4. Определить перспективные направления развития предприятия на основании результатов анализа макросреды.

Теоретической и методологической основой курсовой работы стали труды российских и  зарубежных ученых в области стратегического  менеджмента, таких, как И. Ансофф, О.С. Виханский, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, М.Э. Портер, А.Дж. Стрикленд, Н.Н. Тренев, Э.А.Уткин, Р.А. Фатхудинов и др.

Информационной  базой исследования являются данные предприятия «Мулен-Руж», статистические сборники Федеральной службы государственной статистики РФ и Приморскстата, интернет-ресурсы.

В курсовой работе использованы следующие общенаучные  методы: методы анализа и синтеза, системного подхода к объекту  исследования; а также методы стратегического  анализа.

Практическая  значимость курсовой работы заключается  в том, что определенные в процессе анализа направления развития предприятия могут быть использованы при разработке стратегического плана салона «Мулен- Руж».

Перечисленными  задачами обусловлена структура  курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе  курсовой работы рассмотрены теоретические  аспекты анализа макросреды предприятия: сущность влияние макросреды на деятельность предприятия, методы и методики анализа макросреды.

Во второй главе  представлена характеристика салона «Мулен-Руж», проведен анализ глобального макроокружения отрасли, движущих сил, доминирующих экономических характеристик, анализ по методике Майкла Портера, дана оценка комплексной привлекательности отрасли, проведен SWOT-анализ и определены основные направления развития предприятия.

В заключении представлены краткие выводы о проделанной  работе.

1.1 Сущность и влияние макросреды  на деятельность предприятия

В теории менеджмента существует такое понятие, как «предпринимательская среда», под которой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование организации и требуют принятия или приспособления к ним. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю [2, с. 45].

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности [8, с. 132]. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.

Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно  учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.

Состояние внешней среды  имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.

Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие  в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе планирования само определяет, какие факторы, и в какой степени могут

воздействовать  на результаты его деятельности в  настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений [11, с. 67]. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

Внешняя среда  является источником, питающим организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача планирования состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы  определить стратегию поведения  организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим планированием в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении [16, с. 24].

Наука об управлении рассматривает внешнее окружение  как совокупность двух сред: макроокружения и непосредственного окружения (микроокружения) [3, с. 57].

Макроокружение создает  общие условия нахождения организации  во

внешней среде. В  большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций.

Изучение экономической  компоненты макроокружения позволяет  понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы [12, с. 74].

Для стратегического  планирования при изучении перечисленных  показателей и факторов представляют интерес не значения показателей как таковые, а в первую очередь то, какие возможности для ведения бизнеса это дает. Также в сферу интереса стратегического планирования входит и вскрытие потенциальных угроз для фирмы, которые заключены в отдельных составляющих экономической компоненты. Очень часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой связке. Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к снижению издержек. Но, с другой стороны, она таит в себе угрозу снижения качества труда.

Анализ экономической  компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу отдельных ее составляющих. Он должен быть направлен на комплексную оценку ее состояния. В первую очередь, это фиксация уровня риска, степень напряженности конкуренции и уровень деловой привлекательности.

Анализ  правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных  актов, устанавливающих правовые нормы  и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства [19, с. 84].

При изучении правовой компоненты макроокружения стратегическое планирование интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за деятельностью правовой системы общества. Очень важными являются выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также того, распространяется ли их действие на все организации или же существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых норм [11, с. 114].

Политическая  составляющая макроокружения должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, как правительство относится к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом важно уяснить базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет

политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии  проводить свою политику, какова степень  общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.

Ключевым процессом  политической компоненты макроокружения является борьба за власть. Власть же в свою очередь связана с регламентацией того, как обращаются деньги. Власть, с одной стороны, определяет то, как осуществляется доступ к деньгам, и, с другой стороны, то, как и в каком размере отчуждаются деньги у организаций на государственные нужды. Оба эти процесса являются источником возможностей и угроз для функционирования фирмы [7, с. 68].

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений  и процессов, как отношение людей  к работе и качеству жизни, как  существующие в обществе обычаи и  верования, как разделяемые людьми ценности, как демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п. Особенность социальной компоненты состоит в том, что она влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Еще одной отличительной особенностью социальных процессов является то, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

Информация о работе Анализ макросреды предприятия