Анализ внутренней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение внутренней среды предприятия.
Задачами работы являются:
- рассмотреть внутреннюю среду предприятия и ее переменные;
- рассмотреть, как осуществляется анализ внутренней среды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Внутренняя среда предприятия и ее переменные…………………………….5
1.1 Понятие внутренней среды организации………………………………….5
1.2 Основные переменные внутренней среды организации………………….7
2. Анализ внутренней среды……………………………………………………..17
2.1 Анализ использования трудовых ресурсов……………………………....18
2.2 Анализ производства и реализации продукции……………………….....20
2.3 Анализ маркетинговой деятельности…………………………………......25
2.4 Анализ финансовых результатов……………………………………….....29
2.5 SWOT-анализ……………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курс.р.маркетинг.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 


 


НОУ ВПО  «Институт управления)

(г. Архангельск)

 

Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента организаций

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Маркетинг

Тема №1 «Анализ внутренней среды предприятия»

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

___________факультета

____курса _______группы 

____________________________

_____________________________

(Фамилия, имя, отчество)

 

Шифр _______________________

 

 

Проверил:

___________________________

 

 

 

 

 

Архангельск, 2013 г.

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Внутренняя среда предприятия  и ее переменные…………………………….5

   1.1 Понятие внутренней среды организации………………………………….5

   1.2 Основные переменные внутренней среды организации………………….7

2. Анализ внутренней среды……………………………………………………..17

   2.1 Анализ использования трудовых ресурсов……………………………....18

   2.2 Анализ производства и реализации продукции……………………….....20

   2.3 Анализ маркетинговой деятельности…………………………………......25

   2.4 Анализ финансовых результатов……………………………………….....29

   2.5 SWOT-анализ……………………………………………………………….31

Заключение………………………………………………………………………..35

Список использованной литературы……………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Жизнедеятельность каждой фирмы представляет собой двухсторонний процесс. Деятельность фирмы, с одной стороны, - это ориентация на внешнюю среду рынка. С другой стороны - это ориентация на внутреннюю среду фирмы, функционирующую в условиях рынка, обеспечение работы с кадрами, что в единстве характеризует максимальную эффективность фирмы, выживаемость социально-экономическую, социально-психологическую. Внутренняя среда фирмы является своего рода лакмусовой бумажкой общего состояния компании. Работа с персоналом, отслеживание конфликтов между руководителями и подчиненными, корпоративные издания, совместные мероприятия, отчеты, финансовый контроль и многое другое входит в обязанности отдела по работе с персоналом или группы людей в составе департамента PR. Human relations - такое название получила работа с персоналом в сфере маркетинга.

В настоящее время на первый план в управлении фирмой выходит работа с репутацией, и неизменно важную роль в поддержание репутации играет персонал. Внутренний климат компании, доверие и обязательства – это слагаемые успеха при стратегическом планировании, кризис менеджменте, выстраивании отношений с конкурентами. В крупных компаниях существуют целые группы специалистов, разрабатывающие специальные программы и проводящие маркетинговые исследования внутри фирмы.

Маркетинговые исследования структурно включают два главных направления - это исследование характеристик рынка и исследование внутренних действительных потенциальных возможностей производственной или посреднической деятельности фирмы. Проведение маркетинговых исследований связано с необходимостью уменьшения риска осуществляемой предпринимательской деятельности.

Целью курсовой работы является рассмотрение внутренней среды предприятия.

Задачами работы являются:

- рассмотреть внутреннюю среду  предприятия и ее переменные;

- рассмотреть, как осуществляется  анализ внутренней среды.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблемам формирования внутренней среды, ее воздействию на предприятие уделяется достаточно пристальное внимание учеными и специалистами. Вместе с тем, достаточно явно она обозначается редко. Как правило, подразумевается, что обоснованный механизм управления предприятием будет решать связанные с этим проблемы автоматически. Между тем, необходимость более конкретной, целенаправленной постановки и решения проблем взаимодействия предприятия с внутренней средой становится все более настоятельной. На их решение нацеливаются усилия многих ученых, среди которых, в первую очередь, следует отметить Н. Алексеева, С. Глазьева, В. Долгого, А. Касатова, Д. Кононова, Н. Костецкого, В. Кошкина, А. Крутика, Д. Львова, А. Муравьева, А. Подкосистого, Б. Райзберга, М. Римера, Д. Стиглица, Э. Уткина, И. Цыкина, Е. Таркановского, Г. Шепеленко, К. Штайльманна, Д. Эллермана, Е. Янковского и др.

Однако актуальные вопросы обоснования основных факторов внутренней среды, механизма взаимодействия с ней предприятий, учета и обеспечения соответствия их деятельности предъявляемым ими требованиям еще не нашли достаточно полного теоретико-методологического и методического решения, что снижает эффективность этой деятельности, наносит существенный ущерб как трудовым коллективам, так и обществу в целом.

 

 

 

1. Внутренняя среда предприятия и ее переменные

1.1 Понятие внутренней среды организации

 

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Понятие внутренней среды организации можно определить следующим образом: внутренняя среда — это совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним относятся миссия, стратегия, цели, задачи и структура организации, распределение функций (включая собственно управленческие), прав и ресурсов, интеллектуальный капитал (в том числе организационный и человеческий потенциал, обучаемость, ожидания, потребности и групповая динамика, включая отношения лидерства), стиль управления, ценности, культура и этика организации, а также системные модели взаимосвязей всех упомянутых характеристик1.

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации

Все внутренние переменные взаимосвязаны. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).

Изменение одной из них в определенной степени влияет на нее другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях2.

Внутренняя среда, в отличие от внешней, вбирает в себя то, что находится непосредственно внутри организации, а не за ее пределами.

Информация о внутренней среде организации необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

 Внешняя и внутренняя среда  организации всегда функционируют  параллельно друг с другом. Об  этом говорит, к примеру, то, что  анализ внешних условий может  очертить благоприятные и неблагоприятные  возможности предложения на рынке, однако, они могут быть оценены только в отношении внутренних сильных и слабых сторон организации. В связи с этим каждой организации необходимо время от времени проводить анализ внутренней среды.

 Можно выделить несколько  причин для проведения анализа  внутренней среды организации:

1. Найти наилучшие способы для  достижения поставленных задач.

2. Основывать действия на реальных, а не на желаемых фактах.

3. Причины важны для понимания  не только того, что сделано, но  и почему это сделано.

4. Прошлый успех не является  достаточной основой для будущего успеха.

5. Идеи каждого могут быть  подвержены сомнению.

Для того чтобы хорошо понять внутреннюю среду организации необходимо подробно рассмотреть ее переменные и дать им подробную характеристику.

 

1.2 Основные переменные  внутренней среды организации

 

Под внутренними переменными понимаются ситуационные факторы внутри организации, являющиеся в основном результатом управленческих решений3.

Основные внутренние переменные организации, требующие внимания руководства, представлены на рис.1.

 
  

Рисунок 1 - Основные внутренние переменные организации, требующие внимания руководства

 

Цели организации

Согласно определению, организация — это группа людей с осознанными общими целями. Под целями понимаются конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых люди стремятся добиться, работая вместе. Таким образом, организацию можно рассматривать как средство достижения целей, позволяющее людям коллективно добиться того, чего они не могли бы выполнить индивидуально.

В результате планирования руководство разрабатывает цели и координировано сообщает их членам организации, давая им возможность понять, к чему они должны стремиться.

У организации могут быть разнообразные цели. В организациях, занимающихся бизнесом, важными целями являются рентабельность, производительность, прибыль. Для получения, например, прибыли, в свою очередь, должны быть сформулированы цели в таких областях, как расширение доли рынка, разработка новой продукции, повышение качества услуг и т.д. Цели некоммерческих организаций больше связаны с вопросами социальной ответственности. В любом случае ориентация организации, определяемая ее целями, пронизывает все последующие решения руководства4.

Цели подразделяются на краткосрочные, промежуточные, долгосрочные (по очереди достижения), большие и малые (по критерию затрат ресурсов), конкурирующие, независимые и дополнительные. Классификация целей позволяет устанавливать приоритеты, одним целям отдавать предпочтение, другие — отложить. В зависимости от изменения условий, возможностей, достигнутых результатов цели могут оставаться теми же, корректироваться или меняться. Новые цели появляются также в результате анализа информации, решений предыдущих лет, т.е. на основе заключений, выводов. Рассматриваются новые варианты: ведут ли они быстрее к достижению цели, что для этого дополнительно требуется. Если требования новых вариантов высоки и в ближайшее время не могут быть удовлетворены, то устанавливаются краткосрочные, но достижимые цели. К достижению больших и сложных целей идут постепенно, начиная с тех, которые имеют наибольший приоритет. При этом фиксируют достижение промежуточных целей5.

Выработка целей необходима как для всей организации, так и для отдельных ее подразделений. Из-за различий в целях подразделений руководство должно прилагать усилия по их координации. Основным направляющим вектором при этом являются общие цели организации. Цели подразделений должны вносить конкретный вклад в цели всей организации, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.

Структура организации

Как важнейшая организационная характеристика структура представляет собой совокупность связей и отношений, сложившихся в системе между ее элементами.

Столь краткое определение структуры должно быть дополнено рядом существенных положений.

1. Структуру организации составляют только системообразующие связи и отношения, формирующие согласованное единство элементов в рамках целостной системы. Разрыв системообразующих связей и отношений нарушает целостность и равновесие системы.

 2. По своему содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на три группы:

- в связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов;

- отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации, определяющие число уровней строения организации;

- соотношения, определяющие пропорциональность строения организации и обеспечивающие соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы между собой.

3. Структура — устойчивая характеристика системы, обладающая собственной стабильности и равновесия. Поэтому ее формирую, только устойчивые связи и отношения. Случайные, эпизодические, одномоментные связи и отношения в состав структуры организации не входят.

4. Составляющие структуру связи  должны быть четкими, достаточно  выраженными и сильными, а отношения  — ясными, определенными и однозначными. Слабость взаимодействий, размытость, неявность и неопределенность отношений ведут к формированию диссипативных структур (структур с ослабленными связями). Многие организации, особенно саморегулирующиеся системы целенаправленного поведения (такие, как предприятия), не могут нормально функционировать, если у них сформировалась диссипативная структура. При более ярко выраженном ослаблении связей происходит полное разрушение структуры, а следовательно, и организации в целом6.

Организации состоят из нескольких уровней управления и подразделений (функциональных областей — маркетинг, производство, планирование финансов и т.д.).

Информация о работе Анализ внутренней среды организации