SCM с российской спецификой. Отечественный рынок решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Развитие логистики в России идет быстрыми темпами. Появляется все больше промышленных и торговых предприятий, имеющих в своей структуре управления логистические службы (дирекции, департаменты, отделы). Формируется рынок отечественных логистических операторов – 3PL-провайдеров. Расширяется сфера применения в отечественной экономике современных логистических систем и технологий. В российский бизнес стремительно входит новая концепция управления SCM (Supply Chain Management) – управление цепями поставок, являющаяся развитием интегрированного подхода к логистике. В организационных структурах управления передовых компаний, работающих на российском рынке, появились первые SCM-подразделения, а также соответствующий персонал.

Содержание

Введение
1. Понятие об управлении цепочками поставок
2. Эволюция цепочек поставок
3. SCM на Западе. Зарубежный рынок решений
4. SCM с российской спецификой. Отечественный рынок решений
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа логистика.docx

— 55.82 Кб (Скачать файл)

В тех отраслях, в которых 40-60% затрат приходится на закупки, оптимизация  бизнес-процессов такого рода обеспечивает конкурентное преимущество и определяет прибыльность бизнеса в целом. SCM-модули оптимизации закупок помогают реализовать  стратегию поиска поставщиков на основе анализа затрат.

Внедрение SCM-решений по управлению логистикой и ее оптимизации позволяет  снизить расходы на хранение, транспортировку  и дистрибуцию продукции. Средства управления складом (WMS-системы) автоматизируют внутрискладскую логистику, от эффективности которой сегодня, как ни от чего другого, зависит успех 3PL-операторов (Third Party Logistics) и дистрибьюторов. При грамотном подходе к реализации подобных проектов эффект заметен уже в течение первых месяцев после запуска системы.

SCM-модуль для управления  транспортировкой (Transportation Management System, TMS) может стать незаменимым помощником при проведении тендеров на перевозки. Он учитывает ассортимент продукции, размеры партий, ограничения на закупки, маршруты и тарифы. С помощью SCM-систем крупнейшая в мире книготорговая компания Barnes & Noble сумела добиться снижения товарных запасов в своих распределительных центрах на 30-40%, а розничная сеть Best Buy смогла сократить транспортные затраты на 7-12%.

Многие компании используют SCM-модули интегрированные в ERP-системы. То есть в тех случаях, когда компания использует систему SAP, для SCM будет использован модуль, интегрированный в R/3.

У использования решений, интегрированных в общую ERP-систему есть свои преимущества и недостатки. Плюсом решений является использование общей системы, которая позволяет объединять данные различных служб - финансовых отделов, отделов продаж, склада и т.д. для создания общей базы, получения данных и совместного использования клиентских данных.

Решения направлены на два  основных направления:

1)   регулирование операционных процессов (автоматизация приема и обработки заказов, электронный документооборот, учет продаж и т.д.)

2)   оптимизация дальнейших процессов (прогнозирование спроса, расчет оптимальных схем доставки, анализ и планирование сбытовой деятельности).

Инструменты, включенные в SCM-решения, позволяют оптимизировать весь процесс  дистрибуции товаров от приема заказа (выставление счетов, уведомление  клиентов) до поставки товаров клиентам.

Преимущества решений  в том, что они являются элементами единой системы и позволяют осуществлять управление, контроль, планирование и  оптимизацию системы поставок.

В тот же момент специалистами  отмечается и целый ряд недостатков  использования интегрированных  систем:

-   стоимость решения;

-  дороговизна поддержки (по данным экспертов поддержка иногда обходится компании в 3-5 раз дороже, чем покупка);

-  длительность внедрения (опыт многих компаний показал, например, что внедрение R/3 заняло более трех лет);

-   отмечались случаи, когда универсальные решения не могли учесть всю специфику отрасли и автоматизировать все процессы в полном объеме.

 Одной из компаний, предлагающих подобные решения,  является Manugistics. Цель решений – оптимизация текущих процессов компании. SCM решения являются одним из основных направлений деятельности компании, и могут быть использованы как отдельно, так и совместно с решениями в области ценообразования и увеличения прибыли предприятия, а так же консалтинговыми услугами в области внедрения программы и

При использовании отдельных  решений (сейчас их, впрочем, немного), компания может столкнуться с  несовместимостью с другими решениями. К тому же, использование SCM-решений  без интеграции с другими службами может оказаться неэффективным.

При этом технические проблемы не являются единственными, с которыми сталкивается компания. Наряду с внедрением возникает ряд сложностей с обучением  персонала и повышением оперативности  работы. Кроме того, многие компании столкнулись с сопротивлением дистрибуторов, которые предпочитали использовать традиционные способы заказа, а не системы открытого склада в Интернете. Тем не менее, все большее количество компаний используют Интернет и SCM-решения  для оптимизации каналов распределения.

Компании-разработчики предлагают все большее количество отраслевых решений, которые способны учитывать  специфику фирмы и избежать разочарования  от внедрения сложных систем.

Кроме этого, стоит отметить наличие специальных решений, разрабатываемых  специально для определенных компаний. Примером может послужить B2B-система, разработанная компанией Cisco для Ford.

Ford, являющийся вторым по объемы производства автомобильным концерном, и работающая на 200 рынках, столкнулась с рядом проблем. Сложности были связаны с появлением у потребителей большего количества индивидуальных потребностей и ростом конкуренции, которая требовала снижения издержек.

Cisco совместно со специалистами Ford разработали общую систему, которая позволила компании оптимально взаимодействовать с дистрибуторами, принимать и обрабатывать заказы, вести базу и документооборот. Система совмещена с SCM-решением. Это позволило компании упростить систему поставок, а так же снизить издержки на доставку заказов.

 

4. SCM с российской спецификой. Отечественный рынок решений

 

Концепция управления цепочками  поставок - SCM (Supply Chain Management) вызывает у российских компаний все больший практический интерес. Лидеры отечественного бизнеса осознают, что для закрепления своих конкурентных преимуществ на бурно развивающемся российском рынке и достижения успеха за рубежом необходимо более внимательно относиться к управлению поставками. О значимости для современного бизнеса стратегии, ориентированной на SCM, можно судить хотя бы по тому, что в структуре руководства все большего количества отечественных компаний появляются топ-менеджеры, отвечающие за развитие цепочки поставок. Последние годы тематика SCM входит в повестку дня многих деловых конференций, семинаров-практикумов и находит отражение в специализированных бизнес-изданиях.

Теперь, когда период привыкания к концепции SCM у нас уже прошел, более актуальным становится вопрос о перспективах восприятия принципов  управления цепями поставок и внедрения  соответствующих SCM-решений в российских условиях. У специалистов ИТ-индустрии и управленцев нет единого мнения по поводу востребованности SCM в условиях малоэффективной логистической инфраструктуры отечественной экономики.

Отчасти из-за того, что концепция SCM активно пропагандировалась в  России в первую очередь поставщиками корпоративных ИС, терминология SCM связывается с конкретными информационными решениями. Однако чтобы четко обозначить место SCM в операционной и информационной стратегии компании, следует помнить, что все эти MRP, ERP, SCM, SCE и другие загадочные аббревиатуры - в первую очередь не информационные системы того или иного типа, а управленческие концепции и стратегии, основанные на определенных бизнес-императивах. Концепция управления бизнесом как цепочкой поставок существует в достаточно зрелом виде уже около 20 лет и имеет множество трактовок. В результате появления SCM-продуктов нового поколения к системам управления цепочками поставок уже относят все бизнес-приложения, ориентированные на выработку стратегии, координацию планирования и организацию управления в сфере снабжения, производства, складирования и доставки товаров конечному потребителю.

Насколько реалистично ожидать  столь же блестящих как на Западе результатов от внедрения принципов  управления цепочками поставок в  российских компаниях? С одной стороны, для таких передовых технологий, как SCM, в России сформировалась благодатная  почва. Уже сейчас многие отечественные  производители и дистрибьюторы  столкнулись с усиливающейся  конкуренцией со стороны вторгающихся на наш рынок международных компаний, ростом расходов на складскую и транспортную логистику и необходимостью налаживания  прямых связей с поставщиками и клиентами. Мировые лидеры используют SCM, чтобы  иметь конкурентные преимущества перед  игроками второго и третьего эшелона. Подобной стратегии они придерживаются и в России. Понимая это, ведущие  российские компании присматриваются  к SCM как к способу построения бизнеса, конкурентоспособного на мировом  рынке. Уровень автоматизации многих компаний, особенно в таких отраслях, как розничная торговля и дистрибуция, достаточно высок - иногда даже выше, чем  в развитых странах, в том числе  на родине SCM в США. Немалая часть  таких компаний обладает современными корпоративными сетями, связывающими центральный офис с региональными  филиалами и отделениями.

С другой стороны, построение эффективной цепочки поставок в  российских условиях многими зарубежными  экспертами считается целью труднодостижимой и даже преждевременной. Причины  известны: поскольку уровень доверия  между отечественными компаниями - потенциальными партнерами по цепочке  поставок пока еще низок, таможенное законодательство осложняет эффективную  организацию перемещений товара, а управление в территориально распределенных холдингах пока еще редко охватывает такие операционные задачи, как закупки, логистика и сбыт. Все это затрудняет согласованное развитие бизнеса  как цепочки поставок, в которую  включены также сторонние поставщики и дистрибьюторы, и, следовательно, сужает область применения концепции SCM, сводя ее к немногим вертикально-интегрированным  российским холдингам, строящим в основном собственные цепочки дистрибуции  и логистики. Существует даже мнение, что лишь крупные компании, имеющие разветвленную сеть дистрибьюторов и поставщиков, нуждаются в системах SCM. Считается, что подобные решения - это некий hi-end в бизнесе, который могут себе позволить лишь немногие лидеры, и для внедрения SCM-решения необходимо наличие работающей системы ERP.

Однако рынок не стоит  на месте. Если в 80-e и 90-e годы прошлого века категорическое утверждение "сначала ERP, потом SCM" было бы в принципе корректным для методологии автоматизации цепи поставок, то уже в XXI веке, в эпоху конвергенции ERP-решений в сферу планирования цепей поставок и с расширением функциональности специализированных (best-in-class) SCM-систем, все эксперты сходятся на том, что компании наконец-то получили до того недостижимую возможность выбора, с помощью каких решений строить и совершенствовать цепочку поставок. Фактически для организации управления цепочкой поставок достаточно, чтобы SCM-система получала необходимые исходные данные хотя бы даже из электронных таблиц Excel.

Реализация концепции SCM и внедрение соответствующих  систем целесообразны там, где затраты  на работу с поставщиками, дистрибьюторами  и логистику составляют заметную долю себестоимости продукции. К  таким компаниям в России в  первую очередь относятся многопрофильные  металлургические холдинги и предприятия  химической промышленности, крупные  дистрибьюторы и операторы розничной  торговли. При этом первым делом  следует переосмыслить их ключевые бизнес-процессы в контексте методологии  управления цепочками поставок. В  них должны быть заложены самые современные  принципы управления, учитывающие специфику  национального рынка, и уже затем  разработана ИТ-стратегия и выбраны SCM-решения, поддерживающие эти стратегии.

Отечественный рынок может  быть разделен на два основных направления - решения российских разработчиков  и западные решения.

Если говорить о западных решениях, можно отметить системы  Renaissance, Axapta и ряд других, продаваемых на отечественном рынке.

1. Renaissance

Система Renaissance, продаваемая компанией "Интерфейс", представляет собой решение, которое позволяет хранить, использовать и анализировать информацию компании по разным направлениям.

В систему входят подсистемы Renaissance Distribution и Renaissance Transport Manager. Как и большинство западных решений, Renaissance Distribution является комплексным SCM-решением, которое позволяет создать единое информационное пространство для всех служб, задействованных в процессе продаж. Решение направлено на сбор и анализ всех статистических данных о спросе, на основе чего планируются дальнейшие поставки товаров, регулируются отношения с поставщиками и дистрибуторами и корректируются производственные планы предприятия.

Renaissance Transport Manager позволяет компании составлять оперативный план перевозок, планировать транспортировки, осуществлять контроль за перемещением товара. В результате использования Transport manager компания может заранее составить план перевозок, определять время доставки товаров клиентам, снижать транспортные издержки. База данных позволит компании обладать актуальной информацией по товарам, которые находятся в пути, оформлять документацию на перевозки.

2. Axapta

Она является пожалуй первой ERP-системой, полностью ориентированной на работу в Интернете. В систему интегрированы SCM-решения, которые позволяют компании отслеживать весь процесс продажи изделия от выдачи предложения до выписки счета на поставку продукции и вести мониторинг складских запасов для выполнения заказа. Так же в системе возможно осуществление планирования, разбиения периода планирования на составляющие, обработка и выполнение заказа, распределение и управление складами, управление транспортировкой, производственная логистика и др. В дальнейшем создатели планируют развивать SCM-решения, предоставляя клиентам дополнительные возможности.

Отечественные разработчики, как и многие западные видят в  управлении цепочкой поставок одну из целей предприятия, поэтому предлагают инструментарий, который внедряется в общую систему управления предприятием. Стоит так же отметить, что для  российских программ характерен акцент на финансовую деятельность предприятия  и бухгалтерский учет. Именно поэтому  инструментарий, включаемый в некоторые  решения подразумевает под собой  автоматическую генерацию бухгалтерской  документации - счетов- фактур, платежных поручений, накладных. Безусловно, это является важным моментом в SCM-решениях, которые обязательно должны быть связаны с финансовыми службами, однако как показывает опыт западного рынка далеко не единственным.

В тоже время, нельзя и сказать, что отечественные решения не предлагают никаких механизмов для  управления цепочкой поставок.

Инструментарий, который  позволяет управлять логистическими процессами, включен, например, в систему "Босс-корпорация" (разработка компании Ай-Ти). Подсистема позволяет компании создавать схему управления запасами, а так же включает механизмы, которые позволяют компании самой настраивать логистические бизнес-процессы, согласно ее потребностям.

Так же стоит отметить и  решение компании "Интеллект-Сервис" - "БЭСТ-предприятие", которое содержит инструменты для управления складской, закупочной и сбытовой деятельностью предприятия. Механизмы, предлагаемые программой "БЭСТ" вести всю документацию, связанную с торгово-закупочной деятельностью, контролировать отгрузку и прием товаров, вести прайс-листы с ценами на продукцию предприятия и автоматизировать прием заказов от клиентов.

В освещении отечественных  решений SCM нельзя не сказать о решении  корпорации "Парус" для корпоративных  клиентов. Входящая в решение программа "Логистика" содержит в себе инструменты, которые позволяют управлять  оперативными процессами и планировать  дальнейшую сбытовую деятельность.

В качестве элементов, которые  позволяют автоматизировать и оптимизировать текущие процессы, предлагается формирование, ведение всей клиентской и внутренней документации, контроль за количеством свободного товара на складе, а так же отслеживание всех платежей.

Информация о работе SCM с российской спецификой. Отечественный рынок решений