Эволюция концептуальных подходов к логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы изучить теоретические аспекты возникновения логистики и определить ее основные этапы.
Задачи контрольной работы
Исследовать развитие логистики 1950-1960г.г.;
Определить утверждение концепции логистики 1960-1970г.г.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция концептуальных подходов к логистике 4
2. Этапы развития логистики 5
2.1. Первый этап: 1950-1960 5
2.2. Утверждение концепции: 1960-1970 5
2.3. Изменение приоритетов и моделей: 1970-1980 5
2.4.Экономическое и техническое развитие: 1980-1990 5
Заключение 5
Список использованных источников 5

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы развития логистики как экономической дисциплины_Унсервиса_Логистика_кр_ЕВ.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «логистика»  происходит от греческого слова logistike, что означает искусство вычислять, рассуждать. Этот термин имеет многовековую историю. Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов, и специальные государственные контролеры назывались логистами.

Согласно свидетельству  Архимеда, в IV веке до нашей эры в  Греции имелись логисты, в Риме, в период Римской империи существовали служители, носившие титул «логисты» или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания.

В первом тысячелетии  нашей эры, в военном лексиконе  ряда стран, с логистикой связывали  деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Царь Византии Леон VI (865-912 гг.), живший в IX-X веке н.э., использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении «тыл, снабжение войск».

Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам этот термин в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

В генезисе логистики XX в. можно выделить несколько исторических этапов.

Цель контрольной работы изучить теоретические аспекты  возникновения логистики и определить ее основные этапы.

Задачи контрольной  работы

Исследовать развитие логистики  1950-1960г.г.;

Определить утверждение  концепции логистики 1960-1970г.г.;

Исследовать изменение  приоритетов и моделей: 1970-1980г.г.;

Рассмотреть экономическое  и техническое развитие: 1980-1990г.г.

1. Эволюция концептуальных подходов к логистике

 

Несмотря на большое  число научных российских и зарубежных публикаций по логистике и значительный опыт ее использования в практике предпринимательства, следует признать, что наука логистика находится пока в стадии становления и развития. Это выражается в разных и довольно противоречивых концепциях о сущности логистики, используемых ею методах и сферах применения. Проведенный анализ существующих в российской экономической науке концепций логистики показывает, что они в значительной степени отражают различные эволюционные этапы ее развития под влиянием новых объективных процессов в мировой экономике.

В первой их конкурирующих  концепций, зародившейся на Западе в  середине 20-го века и нашедшей сторонников  в основном из числа бывших специалистов «снабженцев», обнаруживается стремление отождествить современные формы материально-технического обеспечения производственной и другой деятельности, а также сбыт продукции в условиях рынка с логистикой. При этом предметом исследования становится организационно-экономические основы формирования самих материальных и товарных потоков. Данная концепция является по мнению большинства российских логистов малосодержательной, вульгарной и бесперспективной, так как, во-первых, ориентируется на улучшение локальных результатов деятельности этих звеньев безотносительно к конечному результату, во-вторых, способствует научной профанации логистической науки, придавая псевдоновизну тривиальным и устаревшим положениям по экономике и организации снабжения и сбыта, прикрываясь иноязычным словом «логистика» со ссылками на его семантику[3,c.88].

Вторая, более прогрессивная концепция, продолжая считать главным объектом своего исследования материальные и товарные потоки, делает предметом исследования сквозную организационно-аналитическую оптимизацию всей совокупности этих потоков в рамках производственной и материальной инфраструктуры (снабжения, сбыта, транспорта, складского хозяйства, связи, информационного и финансового обеспечения и др.). Начиная с 60-х годов в экономически развитых странах сбыт как содержательная часть производственной инфраструктуры, а также организация транспортных, информационных и финансовых потоков становится функцией единой службы, которая реализует сквозные функции управления и регулирования материальных потоков на предприятии-производителе, начиная с момента поступления материалов на склад и заканчивая выходом этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Тем самым объединяются управление такими ранее независимыми процессами, как снабженческо-заготовительные, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные и таможенно-складские операции, регулирование запасов и прочие виды деятельности, которые создают и направляют все движение материальных ценностей с ориентацией на конечную цель предприятия. Согласно данной концепции логистика трактуется как научная организация управления инфраструктурными потоковыми процессами путем их интеграции и оптимизации с целью более полного и своевременного обеспечения процесса производства и реализации продукции с наименьшими издержками. Однако эта концепция не распространяется на внутри производственные процессы.

Существует третья cовременная концепция, ориентированная на логистическую  оптимизацию всех процессов прохождения  материального потока и связанных  с ним информационного и финансового  потоков на допроизводственных, внутрипроизводственных и постпроизводственных стадиях. Очевидно, что при такой концепции архаичным выглядит деление логистики на заготовительную, производственную, транспортную, складскую и распорядительную, внутреннюю и внешнюю. Указанное деление логистической цепи на звенья имеет смысл только в том случае, если звенья оптимизируются не только локально, но и в рамках всех цепи. Именно такая концепция должна получить свою особую нишу в системах научной и практической деятельности. С этих позиций логистика является универсальной методологической концепцией, целевая функция которой – общесистемная оптимизация сквозных потоковых процессов экономики[3,c.88].

Вместе с тем, в данной концепции финансовым и информационным потокам отводится пассивная  роль, они являются только отражающим системообразующего материального потока. Каждому материальному потоку в логистической системе соответствует свой финансовый поток противоположной направленности. Оба потока должны быть взаимосвязаны во времени и в пространстве информационным потоком. Несогласованность этих триединых потоков может обернуться для предприятия замедлением движения оборотных средств и значительными потерями. С позиций триединства под системой потоков необходимо понимать континуум – связанное множество входящих в логистическую систему потоков разной экономической природы, с разной интенсивностью, разнонаправленных и т.д. Поэтому нам представляется неудачным и даже методологически неверным говорить о возможности сквозной оптимизации системы потоков.

Главная причина доминирующей сегодня идеи сквозной оптимизации, как нам представляется, несколько устаревшей – отсутствие в науке и практике исключительно важного механизма отражения и регулирования потоковых процессов на всех стадиях воспроизводственной цепи предприятия. Научной базой анализа и синтеза связей между потоками должна быть теория отражения и регулирования, известная в философских подходах к системному изучению проблем производства. Финансовые и информационные потоки необходимо рассматривать не только как отражающие базисного материального потока, но и как способ регулирования отклонений в материальном потоке и во всей логистической системе[3,c.89].

Кроме того, большинство  ученых рассматривают логистическую  систему как закрытую, без диалектической связи внутренней и внешней среды. Поэтому при построении экономико-математической модели логистической системы необходимо ассимилировать такие характеристики внешней среды, как скидки, запаздывание оплаты (поставки), эффект «ухода покупателя». Такой концептуальный подход позволяет найти оптимальный динамический баланс взаимодействия логистической системы с внешней средой, основанный на отрицательных и положительных обратных связях, оптимальные потери в системе, экономически целесообразный уровень удовлетворения спроса, оптимальные значения запаздывания на каждой стадии воспроизводственной цепи в тесной связи параметрами рыночный среды[3,c.92].

Итак, можно сказать, что  в настоящее время, во-первых, в  системе кругооборота финансовый и  информационный потоки рассматриваются  только с одной стороны – как средство отражения материального потока. Во-вторых, отсутствует методология построения исключительно важного механизма отражения и регулирования потоковых процессов, что снижает эффективность управления предприятием. В-третьих, логистический подход к управлению промышленным предприятием сводится к локальному управлению отражающими материальный поток финансовыми и информационными потоковыми процессами в границах замкнутого операционного контура.

Потоковые процессы предприятия, находящиеся в состоянии отражения и регулирования, с системных позиций как объект управления характеризуют следующие основные свойства.

1. Триединство как  организационное, технологическое,  экономическое и информационное  единство.

2. Cложность иерархической  структуры.

3. Динамичность процессов, имеющих стохастический характер. В этих условиях возникает необходимость в прогнозном управлении, которое создаст предпосылки для упреждения факторов cреды и принятия адекватных мер с целью активной адаптации предприятия как сложной системы.

4. Отклонение параметров  и переменных системы от оптимальных,  равновесных значений. С этих  позиций критерием эффективности  управления предприятием как  системой может служить минимизация  отклонения фактического состояния  от равновесного состояния.

5. Приоритет общесистемных целей над локальными. Примат общесистемных целей над локальными обеспечивает повышенную жизнеспособность системы в меняющейся конкурентной среде. Логистическая организация промышленного предприятия соответствует принципам системной оптимизации, когда организация производственного процесса, синтез системы управления оцениваются по общесистемному критерию эффективности.

6. Интенсивность информационных  процессов, обусловленная многочисленными  взаимосвязями между управляющей  и управляемой подсистемами и воздействием внешней среды[3,c.95].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы развития логистики

2.1. Первый этап: 1950-1960

Логистика как наука и практика возникла в начале XIX века. Процесс ее эволюции сопровождался рядом исторических, экономических, социальных и технических преобразований, приведших ее к бурному развитию в настоящее время.

Родоначальником логистики  считается французский военный специалист барон де Джомени (1779-1869), который определил ее как «практическое искусство движения войсками». Он утверждал, что логистика включает широкий круг вопросов по планированию, управлению и снабжению, определению мест дислокации войск, путей передвижения, и строительства[1,c.23].

Логистика как сформировавшаяся наука получает развитие в военном  деле с середины XIX зека. В широких  масштабах ее практические принципы реализовались уже в XX столетии. Становление логистики в той  форме, которая известна сегодня, произошло при организации военного снабжения в годы второй мировой войны. Именно способность быстро и эффективно оперировать перемещением военных сил и средств, людей, техники, боеприпасов, топлива, медикаментов, обмундирования, продовольствия привела страны антигитлеровской коалиции к победе.

Послевоенный период характерен развертыванием США значительного  числа военных баз на отдаленных зарубежных территориях. США пришлось решать задачи оперативного, маневренного и оптимального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материальными ресурсами.

Рассматривая развитие логистики, экономист Дональд Бауэрсокс  отмечал, что она возникла как реализация ряда проблем маркетинга в 50-60-е годы. П. Друкер (консультант по менеджменту) сформулировал проблему организационной структуры логистики и предложил компаниям сфокусировать внимание на возможных решениях. В 1960 году он писал: «Сегодня мы знаем о логистике примерно столько, сколько современники Наполеона знали об Африке. Мы знаем, что она существует. Мы знаем, что она большая. И это все». В своей статье он отмечает, что логистика является последним барьером на пути управления к достижению более полной эффективности производственно-хозяйственной деятельности компаний[1,c.24].

На ранних этапах развития промышленности товары были однообразными  и основное внимание при их производстве уделялось функциональным качествам, т.е. практически они были идентичны. Но с развитием маркетинга компании становились все более искушенными в удовлетворении требований различных сегментов рынка. Появилось разнообразие в размере, цвете, упаковке и других деталях, что вызвало повышение уровня продаж.

Изменения в характеристиках товаров привели к тому, что их изготовители и продавцы стали оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что потребовало увеличения складских площадей. Одновременно возникла необходимость увеличения объема запасов, так как изготовители не были уверены в предпочтениях клиентов. Это привело к резкому возрастанию затрат и подтолкнуло компании к организации служб логистики. В дополнение к увеличившимся затратам на хранение выросли транспортные тарифы. Изменения создали предпосылки для развития логистики.

2.2. Утверждение концепции: 1960-1970

К 60-м годам логистика  получила достаточное признание. Одним  из факторов, повлиявших на ее дальнейшее утверждение, стала возрастающая заинтересованность в обслуживании покупателей или оказании им сервисных услуг, в олигополистических рыночных структурах. К примеру, в США в этот период рынок оказался разделенным между несколькими крупными компаниями.

Более мелкие фирмы не могли конкурировать, отвоевывать  свою долю рынка, так как крупные компании безболезненно воспринимали снижение цен, а при их повышении обычным результатом становилось сокращение дохода при том же объеме продаж. Тогда конкуренция сместилась в сторону улучшения сервиса. К примеру, сокращение времени цикла заказа повлияло на сокращение среднего запаса товаров, что, соответственно, вело к снижению затрат.

Последним фактором концептуализации логистики явилось развитие компьютерной техники и разработка различных  моделей контроля запасов, что позволило  более эффективно управлять системами логистики и снижать затраты по различным направлениям деятельности.

В этот период появились  условия для разработки теоретического обоснования логистики, ее научных  основ[6,c.18].

2.3. Изменение приоритетов и моделей: 1970-1980

70-е годы были чрезвычайно важным периодом в продолжавшемся развитии логистики. В это время внимание к ней привлекли такие факторы, как энергетический кризис, снижение деловой активности, увеличение процентных ставок и обострение международной конкуренции в сфере готового продукта (автомобили, телевизоры, стереоаппаратура, одежда и др.). Это заставило изготовителей улучшить контроль за затратами как в сфере производственно-хозяйственной деятельности, так и в сфере транспортного и складского хозяйства, стремиться к увеличению объема продаж посредством логистики. Еще одним фактором стала миграция населения как в отдельных странах (например, перемещение населения между штатами в США), так и между ними (перемещение населения из стран Восточной Европы и африканских).

Информация о работе Эволюция концептуальных подходов к логистике