Функциональные области логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Объектом логистики, как известно, является сквозной материальный поток, тем не менее на отдельных участках управление им имеет известную специфику.

Вложенные файлы: 1 файл

Функциональные области логистики.docx

— 187.30 Кб (Скачать файл)

Функциональные области логистики


Объектом логистики, как известно, является сквозной материальный поток, тем не менее на отдельных участках управление им имеет известную специфику.

В соответствии с этой спецификой определяют пять функциональных областей логистики:

  1. закупочную;
  2. производственную;
  3. распределительную;
  4. транспортную
  5. информационную;

Ниже преведенна специфика по каждой функциональной области и ее место в общей системе логистики:

1. В процессе обеспечения  предприятия сырьем и материалами  решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и  выбираются поставщики, заключаются  договоры и контролируется их  исполнение, принимаются меры в  случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие  имеет службу, которая осуществляет  перечисленные функции.

Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия — потребителя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного раздела логистики - закупочной логистики.

На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия (рис. 1 ).

2. В процессе управления  материальным потоком внутри  предприятия, создающего материальные  блага или оказывающего материальные  услуги, в основном решаются задачи  производственной логистики. Специфика  этого этапа заключается в  том, что основной объем работ  по проведению потока выполняется  в пределах территории одного  предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товароденежные отношения. Поток идет не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области - управление материальными потоками в процессе осуществления именно производства (рис. 1).

  
Рис. 1. Участки материального потока, на которых преимущественно решаются задачи закупочной, производственной и распределительной логистики

3. При управлении материальными  потоками в процессе реализации  готовой продукции решаются задачи  распределительной логистики. Это  обширный круг задач, решением  которых занимаются как производственные  предприятия, так и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую  деятельность.

К решению этих задач имеют отношение властные структуры, так как от организации распределения существенно зависит состояние экономики региона. Например, в случае неудовлетворительной организации системы распределения продовольственных товаров в регионе положение местной власти будет нестабильным.

Реализация функции распределения на производственном предприятии иначе называется сбытом продукции. На рис. 1 показано, что в сферу внимания распределительной логистики материальный поток попадает еще находясь в производственных цехах. Это означает, что вопросы тары и упаковки, размера изготавливаемой партии и времени, к которому эта партия должна быть изготовлена, а также много других вопросов, существенных для процесса реализации, начинают решаться на более ранних стадиях управления материальным потоком.

4. При управлении материальными  потоками на транспортных участках  решаются специфические задачи  транспортной логистики. Совокупный  объем транспортной работы, выполняемой  в процессе доведения материального  потока от первичного источника  сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие  группы (примерно равные):

  • работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);
  • работа, выполняемая собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.

Также как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяются при организации любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.

5. Информационная логистика. Результаты движения материальных  потоков находятся в прямой  связи с рациональностью организации  движения информационных потоков. В последние десятилетия именно  возможность эффективного управления  мощными информационными потоками  позволила ставить и решать  задачу сквозного управления  потоками материальными. Высокая  значимость информационной составляющей  в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики - информационной логистики. Объект исследования здесь — информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопряженных с материальными).

Информационная логистика тесно связана с остальными функциональными областями логистики. Этот раздел рассматривает организацию информационных потоков внутри предприятия, а также обмен информацией между различными участниками логистических процессов, находящимися на значительных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).

Источник: http://logistic-forum.lv/osnovnye-ponjatija-logistiki/funkcionalnie-oblasti-logistiki


 

 
 
Читать дальше: http://logistic-forum.lv/osnovnye-ponjatija-logistiki/funkcionalnie-oblasti-logistiki#ixzz1dmmwhiqZ

1.Основные понятия и сущность производственной логистики

 

Логистика - наука и практика планирования и организации движения материальных, энергетических, информационных, сервисных, финансовых и людских (рабочей силы) ресурсов в пространстве и во времени, а также управления этим движением с точки зрения семи правил логистики (нужное сырье, материалы, детали, заготовки, изделия в определенном тичестве и качестве должны быть доставлены в нужное место и время конкретному потребителю и с минимальными затратами).

 

Материальный поток (МП) в производственной системе - движение материальных ресурсов в пространстве и во времени между стадиями производственного процесса. Упорядочением такого движения, его рациональной организацией занимается производственная логистика.

 

Производственная логистика (ПЛ), являясь одной из функциональных подсистем интегрированной логистики, решает вопросы организации движения материальных ресурсов и управления им непосредственно между стадиями производственного процесса, включая подачу сырья и материалов на рабочие места. То есть в узком смысле занимается планированием, организацией внутрипроизводственной транспортировки и управлением ей, буферизацией (складированием) и поддержанием запасов (заделов) сырья, материалов и незавершенного производства производственных процессов стадий заготовки, обработки и сборки готовой продукции (ГП), т. е. в целом представляет собой регулирование производственного процесса в пространстве и во времени.

 

Цель производственной логистики заключается в обеспечении своевременного, ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства в соответствии с планами производства и реализации ГП или заказами потребителей.

 

Для обеспечения основной цели ПЛ необходимо в комплексе решать задачи планирования, организации движения материального потока и оперативного управления им не только в основном производстве, но и во вспомогательном и обслуживающем производствах. К вспомогательному процессу относят процедуры закупки, производства и подачи на рабочие места технологической оснастки, запасных частей производственного и обслуживающего оборудования, подачу электроэнергии, 1аза, воды, пара, смазывающих материалов и т. д. Обслуживающие процессы связаны в основном с транспортными и складскими операциями.

 

Взаимосвязанными являются также вопросы организации рабочей силы (основных производственных и вспомогательных рабочих) и управления ее движением, поскольку основная дилемма оптимизации затрат на производство заключается в определении компромисса между обеспечением непрерывности загрузки работников и рабочих мест и обеспечением непрерывности движения предметов труда в производстве.

 

Производственная логистика занимается оперативным планированием и управлением МП в производстве интегрирование и в сочетании с процессами снабжения и сбыта. Современное понимание логистики не только как методологии управления материальными и сопутствующими потоками, но и как концепции системной рационализации управления потоковыми процессами в промышленной организации предполагает постепенное развитие и формирование интегрированных систем управления, построенных на принципах синхронизации, оптимизации и интеграции всех процессов, происходящих в организации.

 

Современные интегрированные системны управления позволяют полностью автоматизировать управление на промышленных предприятиях, в том числе интегрировать в этот процесс проектирование новой продукции и управление ее жизненным циклом, управление гибкими производственными системами и роботизированными комплексами, материальным потоком в снабжении, производстве и сбыте, связями с поставщиками и потребителями в логистических системах более высокого порядка и т. д.

 

Работа подобных интегрированных систем (концепций MRP II, ERP г, т. д.) возможна только в рамках информационной среды, поддерживаемой мощными и производительными ЭВМ.

 

Сущность применения производственной логистики в интегрированном управлении предприятием заключается в создании условий для оптимального, эффективного и результативного протекания производственноого процесса в пространстве производственной системы и во времени.

 

Современная тенденция рынка к индивидуализации выпускаемой про-дукции выдвигает на первый план вопросы организации и управления мелкосерийным и единичным типами производств. Соответственно при описании основных методов производственного планирования акцент сделан на удовлетворении современных потребностей науки и практики организации производства, т. е. рассмотрении базовых методов планирования в основном непоточного мелкосерийного и единичного производств.

 

Процесс адаптации к рыночным отношениям требует выполнения следующих условий:

 достижения высокой  степени интеграции внутри предприятия  и между ее поставщиками и  потребителями;

 повышения гибкости  и адаптивности производства  к конъюнктуре гынка;

 сокращения длительности  производственного цикла;

 резервирования производственных  мощностей и отхода от максимизации  ее загрузки;

 сокращения всех видов  запасов;

 универсализации оборудования;

 устранения брака;

 изготовления продукции  на заказ и т. д.

 

Поэтому наиболее актуальными для производственного управления становятся рассмотренные в данной теме концепции MPR - ERP и в особенности ЛТ.

 

2. Логистика складирования, грузопереработка и упаковка

Основные термины и понятия

 

Складское хозяйство является одним из важнейших элементов логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Перемещение потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых и предназначены склады. К основным причинам использования складов в логистической системе можно отнести следующие:

 обеспечение бесперебойного  процесса производства за счет  создания запасов материально-технических  ресурсов;

 координация и выравнивание  спроса и предложения в снабжении  и распределении за счет создания  страховых и сезонных запасов;

 обеспечение максимального  удовлетворения потребительского  спроса за счет формирования  ассортимента продукции;

 уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

 создание условий для  поддержания активной стратегии  сбыта;

 увеличение географического  охвата рынков сбыта;

 обеспечение гибкой  политики обслуживания.

 

Такие термины, как "склад", "распределительный центр", "логистический центр", "терминал", почти взаимозаменяемы. Распределительный центр - это место хранения товаров в период их движения от места производства до оптовой или розничной торговой точки. Логистический центр - место хранения более широкого ассортимента продукции, которое может находиться на разных стадиях движения материального потока от поставщика до конечного потребителя. Терминал - складское хозяйство, расположенное в конечном или промежуточном пункте транспортной сети, организующее мультимодальные перевозки грузов с участием воздушного, автомобильного, морского транспорт. Наиболее общим термином является понятие "склад", под которым понимают сложное техническое сооружение, предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения конкретных функций по хранению и преобразованию материального потока в целом.

 

Склад также функцинирует как точка сбыта оптовой продукци для крупных и мелких оптовиков. В таком случае кассовые аппараты необходимы для оснащения торговой точки и являются инструментом логистического производства и сбыта.

 

Объектом изучения логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, грузопереработки и упаковки.

 

Как вам уже известно, выделяют три основных вида потоков - материальные, информационные и финансовые.

 

На складе обрабатываются по крайней мере три вида потоков - входящие, исходящие и внутренние. Наличие входящего потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза, проверки товаросопроводительных документов и т. д. Исходящий поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, подготовку товаросопроводительных и грузовых документов. Внутренний поток обусловливает необходимость перемещения и грузопереработки товарно-материальных ценностей внутри склада и оформления складских документов. На складе входящие потоки преобразуются в исходящие, т. е. в результате переработки грузов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметры отдельных грузовых складских единиц, время приема и выдачи и др.

 

Предметом логистики складирования является комплекс операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.

 

Целью логистики складирования является организация эффективной системы складирования.

 

1.1 Понятие и сущность финансовой  логистики

Финансовая логистика является наименее изученной областью. Это происходит, в основном, по двум причинам: по объективным, слишком долго в России длился переход к рыночной идеологии, когда по мере развития рынка постепенно к ученым и практикам приходит понимание важнейшей роли финансов в логистической системе; и по субъективным, так как управление финансовыми потоками требует высокого профессионализма и сопряжено со значительными рисками для каждого предприятия или компании.

Впрочем, нельзя сказать, что западные "рыночники", на которых нередко по привычке ориентируются отечественные экономисты, ушли далеко вперед, хотя они намного раньше занялись исследованием основных взаимозависимостей между логистикой и финансовыми целями фирм, а также рассмотрением доли управления цепью поставок в общей стоимости производственных затрат фирм. И это неудивительно, так как они уже давно стали перед необходимостью соответствующей информации для управления процессом инвестирования.

Говоря о вкладе логистики в прибыль предприятия, Д.М.Ламберт, отмечает необходимость проведения анализа всех логистических решений как с точки зрения их затратной эффективности, так и полученной выгоды.

Ключевым фактором является при этом обслуживание клиентов (логистический сервис) и его влияние на величину прибыли. Но следует, справедливо предупреждает он, избегать крайностей, в частности, предоставления очень высокого уровня обслуживания без уверенности в том, что клиент оценит стоимость такого суперсервиса и будет готов за это платить.

Информация о работе Функциональные области логистики