Формирование логистической системы предприятия производителя оптических приборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что внешняя среда является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия. Качественное, результативное ведение бизнеса подразумевает способность организации оперативно приспосабливаться к любым изменениям внешней среды, а также эффективно реагировать на них с учетом собственных целей.
Организация должна отслеживать все тенденции на рынке, а также корректировать (развивать, внедрять, ликвидировать) направления в зависимости от их необходимости после ожидаемых изменений внешней среды.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 123.45 Кб (Скачать файл)

Одним из важнейших факторов достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений.

 Наряду с концентрацией уровень  конкурентоспособности будет определяться  такими факторами, как развитие  производства новых видов продукции  и стимулирование становления  новых потребностей. С ними связаны  тенденции продолжения роста  затрат на исследовательские  и опытные разработки, рекламу  и маркетинг.

При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности.

Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка.

Рассмотрим в качестве примера положение на рынке организацию ОАО «Химволокно». Для того чтобы рассмотреть проблему конкурентных преимуществ организации, следует выяснить, на каком месте находится организация по отношению к другим предприятиям-конкурентам, какие взаимоотношения у них с поставщиками, много ли  товаров-конкурентов присутствует на данном рынке товаров. На одном рынке конкурируют такие фирмы как: ООО «Оптикон НПО», ООО «Афродита салон оптики» и ОАО «Загорский оптико-механический завод». Организация ОАО «Научные приборы» было создано на базе бывшего СКБ аналитического приборостроения АН СССР - хорошо известной в СССР организации, разрабатывавшей и производящей уникальные приборы и оборудование для научных исследований.  Для оптовиков предусмотрены специальные более низкие цены. Это объясняется тем, что большее количество закупки продукции предусматривает собой больший оборот товара и цена привлекает покупателей.

В этом смысле положение компании достаточно стабильное. У конкурентов возникает большой барьер для входа на рынок – организация «Научные приборы», достаточно прочно утвердилась на рынке. Перечислим факторы за счет, которых воздвигается высокий барьер для входа других конкурентов на рынок.

1)  Основным препятствием проникновения на рынок является экономия, обусловленная ростом масштабов в производстве. Компании, относящиеся к этой категории, сдерживают вторжение конкурентов, вынуждая их либо входить в отрасль в большом масштабе, либо согласиться с завышенными издержками, что является препятствием для получения высокой прибыли. По этой причине желающих попасть на такой рынок не слишком много.

2) Другим из препятствия проникновения на рынок является отождествление товарной марки с производителем. Потребитель, являющийся покупателем продукта одной фирмы, доверяющий ее качеству, может проигнорировать появление товара-конкурента (это возможно даже в случае, если товар-конкурент имеет более низкую цену). В этом случае фирма-новичок может использовать рекламу своей продукции, стараясь привлечь внимание потребителей к своему продукту.

 3) Потребность в капитале, т.е. чем больше величина необходимых инвестиций для успешного проникновения на рынок, тем меньше желающих проникнуть на этот рынок, особенно, если инвестиции будут связаны с невозвратными затратами. При этом, крупные организации уже обладают реальной возможностью проникновения на новый рынок, даже, если это предусматривает высокие издержки.

4) Прочно обосновывавшиеся на рынке компании имеют преимущество по издержкам, которое не доступно для потенциальных конкурентов, независимо от их размеров и возможных масштабов производства. Это может быть основано на так называемой кривой опыта и кривой обучения, на использовании новых, более экономически выгодных технологий, возможности получать лучшее сырье по более низким ценам или удачном местоположении [7 c. 35].

5) У фирм уже довольно продолжительное время существующих на рынке имеются свои устоявшиеся каналы распределения, по которым они доставляют свою продукцию до конечного потребителя или оптовым покупателям. Чем более ограничены каналы сбыта оптовой или розничной торговли и чем более прочное положение занимают в них существующие конкуренты, тем тяжелее проникнуть в эту отрасль. Однако организация «Научные приборы», своим авторитетом и историей закрепила за собой каналы распределения прямым потребителям, из-за этого новым конкурентам конкурировать с организацией «Научные приборы» будет сложно.

6) Правительство может лимитировать или даже вовсе исключить вторжение в отрасли такими методами, как лицензирование и ограничения в доступе к источникам сырья. Наглядными примерами в этом отношении могут служить такие регулируемые отрасли, как розничная торговля спиртными напитками и перевозки на грузовиках и суднах; более тонкие ограничения действуют в угольной промышленности. Правительство может создавать барьеры с помощью таких механизмов, как контроль за стандартами загрязнения воды и воздуха и других норм безопасности. В данном случае этот фактор не является препятствием для вторжения в отрасль новых конкурентов [7 c.37].

ЗАО «Научные приборы» ориентировано не только на оптовых покупателей, но также и на розничных (магазины, салоны). Оптовые закупки осуществляются непосредственно через организацию. Продукция, закупаемая оптовыми покупателями может быть компонентом их собственной продукции например, предприятия по производству микроскопов, а так же и не являться таковым например, магазины или салоны.

Для розничных покупателей предусмотрены магазины специализирующиеся на оптических приборах, салоны «Оптика», где можно найти продукцию ЗАО «Научные приборы». Товары, изготовляемые ЗАО «Научные приборы» соответствует требованиям Стандарта ИСО 9001. Организация имеет все необходимые лицензии, а продукция орагнизации имеет все необходимые сертификаты.

 

 

1.3 PEST-анализ факторов внешней среды на примере ЗАО «Научные приборы»

 

Для организации внешней средой считаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Но набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды организации.

Для предприятия внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что предприятие не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Получается, может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия предприятия со средой, которое позволило бы ему поддерживать его потенциал на уровне, необходимом для достижения его целей, и тем самым давало бы ему возможность выживать в долгосрочной перспективе рынка.

Получается, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов компьютерной техники и системного анализа.

Структура внешнего окружения организации на рисунках 1.2 и 1.3.

Рисунок 1.2 - Среда прямого воздействия

Рисунок 1.3 - Среда косвенного воздействия

 

 

Элементы внешней среды предприятия: конкурирующие компании; контрагентов (поставщиков, экспедиторов и т.п.); банки, финансовые организации; государственные контролирующие органы (налоговые, статистические, таможенные и др.); инвесторы; потребители (заказчики); органы лицензирования и сертификации; профессиональные союзы и ассоциации; средства массовой информации; внешних аудиторов и независимых аналитиков.

Любая организации при взаимодействии с элементами окружающей среды необходимо иметь информацию об этих элементах. В частности, предприятие должно иметь информацию о банках, потребителях, контрагентах - можно ли с данной компанией иметь дело, каково ее положение на рынке товаров (услуг), не грозит ли ей банкротство. Также необходимо понимать какие требования предъявляют государственные и контролирующие органы с целью проверки выполнения организацией требований законодательства. Предприятие имеет инвесторов, то в первую очередь, оно должно отчитываться о своей экономической и финансовой стабильности, потенциале на рынке товаров, поскольку инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и привлеченных средств инвесторов.

ЗАО «Научные приборы» не исключение, а потому предприятие гармонично взаимодействует практически со всеми перечисленными элементами внешней среды. Для обеспечения своей финансовой деятельности организация непосредственно работает с несколькими банками Санкт-Петербурга, причем, стабильно с одними и теми же, практически с момента своего основания. Фирмой получены все необходимые сертификаты и лицензии для осуществления основных видов деятельности. Инвесторы никогда не привлекались и обходились собственными силами предприятия.

Исследование рынка и конкурирующих компаний как таковых не проводилось, ведь продукция узкоспециализированная и выполняется под конкретный заказ. Фирмы, выпускающие подобного рода продукцию, естественно присутствуют не только на Российском рынке, но и в Петербурге, однако, это сильно не влияет на спрос потребителей. Технология заключения государственного контракта следующая: государством объявляется конкурс на изготовление продукции или выполнении работ; потенциальные исполнители представляют пакет технической и уставной документации; после рассмотрения заявки на участие в конкурсе и изучении технической документации комиссия объявляет результат и с выигравшим предприятием заключается контракт.

Главные потребители ЗАО «Научные приборы» - это войсковые части РФ, расположенные в разных городах, заводы ОАО «СУАЛ», одно из московских ФГУП НТЦ и производственные предприятия Санкт-Петербурга. Организация экспортирует аналитическое оборудование в страны ближнего и дальнего зарубежья: Украину, Казахстан, Бельгию, Черногорию, Нигерию и т.д. Такая структура потребителей имеет свои положительные стороны - нет необходимости в постоянном поиске заказчиков; низкие затраты на маркетинговые усилия. ЗАО «Научные приборы» регулярно участвует в российских и международных специализированных выставках: «Фотоника», CeBit и других российских и международных форумах.

Отрицательные моменты - это то, что войсковые части и ФГУП имеют бюджетное финансирование, поэтому оплата продукции и НИОКР происходит по определенному плану, что влечет за собой слабую функцию планирования в организации.

Самый широкий спектр связей организация имеет с контрагентами - поставщиками материалов, комплектующих, услуг и транспортными организациями Санкт-Петербург, что составляет более полутора сотен предприятий. Среди них такие как ЗАО «Технологический центр инструмент», ОАО «Металлоптторг», ООО «Балтийская химическая компания» и другие.

Годами отлаженной работы определен круг основных поставщиков и меняется крайне редко. С одной стороны, это удобно и выгодно, но с другой - не проводится мониторинг рынка поставщиков продукции и не отслеживаются новинки, появляющиеся на рынке. Иногда при необходимости закупки определенных материалов и комплектующих возникают проблемы связанные с тем, что требуется очень небольшие количества товаров и не все контрагенты хотят продавать товар мелкими партиями. Например, при закупке алюминиевого сплава определенной марки в компании, которая поставляет металл из Финляндии невозможно добиться срочной поставки, т.к. компания осуществляет транспортировку металла со складов в Финляндии только 1 раз в месяц или же в случае крупного заказа.

Некоторая, особо уникальная, часть комплектующих и материалов закупается напрямую в Европе и США. Импортные компоненты накладывает требования наличия неснижаемого запаса на складе из-за возможных непредвиденных задержек на таможне. Среди поставщиков такие компании, как BJB Enterprises (США), Nutfield Technology, Inc. (США), August Steinmeyer GmbH (Германия), KETEK GmbH (Германия) и т.д. Необходимость в импортных товарах возникла из-за невозможности найти аналогичные товары такого же качества предприятий РФ.

В-первую очередь предприятие оценивает поставщиков по двум параметрам - качество товара и его цена. Однако, существует система отбора и оценки поставщиков: поиск и отбор фирмой потенциальных поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и др.; оценка поставщика с точки зрения обеспечения поставок продукции требуемого качества, в нужные сроки, по приемлемой цене и других критериев, проводимая как на стадии поиска, так и в процессе работы с уже поставщиком, на которого пал выбор.

Информация о работе Формирование логистической системы предприятия производителя оптических приборов