Управление запасами на производственном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ системы управления запасами и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления производственными запасами ОАО «Белорусские обои» филиал «Белобои».
Исследования и разработки: - рассмотрены теоретико-методические основы управления запасами; - проанализированы состояние и процесс управления производственными запасами ОАО «Белорусские обои» филиал «Белобои»;
- разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления запасами предприятия.

Содержание

Введение 4
1 Логистические аспекты управления запасами на предприятии 6
1.1 Запасы в логистике: понятие и классификация, причины создания 6
1.2 Управление и контроль запасов 11
2 Оценка управления запасами филиала «Белобои» ОАО «Белорусские обои» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ состояния запасов предприятия и системы управления 25
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами предприятия ОАО «Белорусские обои» на основе логистики 31
Заключение 37
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 4.29 Мб (Скачать файл)

3 Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами предприятия ОАО «Белорусские обои» на основе логистики

Анализ, проведенный во 2 главе, выявил избыточное образование запасов  бумаги, что приводит к «замораживанию» денежных средств, а также к избыточным расходам на содержание дополнительных складов в районах Сухарево и Степянка. Несмотря на наличие излишних запасов бумага поставляется 2 раза в неделю.

Для совершенствования системы  управления запасами бумаги ОАО «Белорусские обои» рекомендуется использовать классическую модель управления запасами: с фиксированным размером поставки. Модель с фиксированным интервалом времени между заказами не подойдет, т.к. минимальный размер партии – 20 т, а данная модель предполагает, что размер заказа может произвольно меняться.

Построим модель работы системы  управления запасами с фиксированным  размером заказа для доставки бумаги белорусского производства используя следующие данные:

- годовая потребность в материалах – 3810 т.;

- число рабочих дней в году – 254;

- оптимальный размер заказа – кратный 20 (в тоннах), обычно – 40-60 т;

- время поставки - 3 дня;

- возможная задержка поставки - 1 день.

На основе имеющихся данных рассчитаем параметры модели, необходимые для её построения (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Параметры модели для системы с фиксированным размером заказа

Показатель

Расчет, значение

Потребность, т

3810

Оптимальный размер заказа, т

60

Время поставки, дни

3

Возможная задержка в поставках, дни

1

Ожидаемое дневное потребление, т/день

3810/254=15

Срок расходования заказа, дни

60/15=4

Ожидаемое потребление за время поставки, т

3*15=45

Максимальное потребление за время  поставки, т

(3+1)*15=60

Гарантийный запас, т

1*15=15

Страховой запас, т

(1+3)*15=60

Пороговый уровень запаса, т

45+15+60=120

Максимальный желательный запас, т

60+15+60=135

Срок расходования запаса до порогового уровня, дни

(135-120)/15=1


Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

Поясним полученные данные:

- годовая потребность  рассчитана исходя из среднесуточной  в размере 15 т;

- оптимальный размер заказа  – 60 т, т.к. 20 т и 40 т – меньше  ожидаемого потребления за время  поставки;

- гарантийный запас создается на случай задержки бумаги в пути на 1 день;

- страховой запас предусмотрен  на случай, если партия не пройдет контроль качества. Он рассчитан исходя из срока поставки с учетом задержки и составляет 60 т, т.е. сырья хватит приблизительно на 4 дня работы;

- заказ осуществляется  при достижении порогового уровня  в 120 т;

- через 1 день после  поставки материалов осуществляется  повторный заказ.

Рассчитав данные параметры  можно сделать следующие выводы: срок расходования заказа равный 4 дням получается дольше, чем время поставки, которое равно 3 дням, что приведет к поступлению заказа в момент, когда размер запаса достигнет гарантийного уровня. На основании представленных выше расчетов построим модель движения запасов при отсутствии сбоев в поставках, предположив схематично, что начальный запас равен максимально желательному уровню запаса (рисунок 3.1).

 

Рисунок 3.1 - Движение запасов при отсутствии сбоев в поставках

Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

При отсутствии сбоев в  поставках поступление заказа происходит в момент, когда размер запаса достигает  гарантийного уровня. При оптимальном  размере заказа запас пополняется  до максимального желательного уровня.

В соответствии с рассчитанной моделью движения запасов, предположим, что первая поставка приходит с задержкой, равной максимально возможной. Это приводит к использованию гарантийного запаса, и возникает необходимость в его пополнении. Первый поступивший заказ пополняет запас до уровня меньше порогового. Это требует введения в рассматриваемую систему дополнительного условия выдачи заказа: если поступивший заказ не пополняет систему до порогового уровня, то новый заказ производится в день поступления заказа (рисунок 3.2). В данном случае сбои произошли при осуществлении заказа в 1 и 15 день.

Рисунок 3.2 - Движение запасов при наличии сбоев в поставках

Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

Как видно  из рисунка, система восстановила максимальный желательный запас при совершении заказа в день поступления материалов, которые задержались в пути.

Рассмотрим  и 3 случай: сырье пришло вовремя, но партия бумаги оказалась не соответствующей  требованиям качества, поэтому в  день доставки потребовалось осуществить заказ, при этом был задействован страховой запас. А на следующий день повторить, чтобы компенсировать израсходованное сырье их страхового запаса. Подобный сбой произошел на 5 и на 24 день (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 - Движение запасов при поставке некачественного сырья

Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

Данные по уровню запаса для каждого из трех случаев приведены в приложении Д. Предложенная мера позволит значительно сократить размеры запасов бумаги и отказаться от дополнительных складских помещений. Склад на территории фабрики вмещает около 500 т бумаги, что с избытком покроет потребность.

Аналогично  могут быть разработаны модели для  управления запасами других материалов. Для того, чтобы синхронизировать все эти модели можно предложить использовать специализированную систему принятия решения (СППР).

СППР по сути является калькулятором для специалистов по снабжению и закупкам. СППР – это набор инструментов управления запасами и закупками, в котором нет ничего лишнего. Его базовой функцией является оптимизация закупок для формирования оптимального запаса, которые позволит предприятию повысить эффективность управления.

СППР позволяет  проанализировать ассортимент: провести ABC-анализ, проанализировать точность и исполняемость планов (разновидность XYZ-анализа), проанализировать совместные (комплиментарные) продажи разных товаров, чего нет ни в одной другой программе.

В программу  вводятся данные по условиям поставки, планируются (в программе или внешне) продажи, определяется потребность в страховом запасе и программа выдает наиболее оптимальный график поставок с распределением объема.

СППР работает по принципу технологии OLAP: обмен данными с учетной системой обеспечивается выгрузкой данных в СППР. Предприятию не нужно покупать дополнительно к ней систему учета: СППР способна работать практически с любой системой учета, используемой в компаниях, начиная с самописных, включая 1С, и заканчивая сложными и дорогими (Navision, Axapta и др.). Из учетной системы необходимо выгрузить данные в форматах файлов для загрузки в СППР и загрузить их в программу. Далее подкачка актуальных данных осуществляется по мере необходимости.

Программа предназначена  для управления товарными запасами и формирования оптимальных запасов и заказов для обеспечения продаж компании. Она позволяет:

- В автоматическом  режиме (нажатием одной кнопки), исходя  из условий поставки и плана  продаж, формировать оптимальный  план запасов, поставок, график  отгрузок поставщиками и оплат  им;

- Проводить  анализ ассортимента (ABC-анализ по  объему продаж и прибыльности) за выбранный период;

- Проводить анализ сопутствующих (совместных, комплиментарных) продаж;

- Автоматически формировать бюджет закупок (с графиком оплат поставщикам);

- Автоматически рассчитывать денежный поток (cash&flow) с возможностью детализации до товарной позиции (SKU, артикула), оценивая эффективность вложений средств в данный товар;

- Распределять объем поставок между поставщиками исходя из оптимального денежного потока (cash&flow) и минимизации дефицита и запасов;

- Анализировать исполнение планов в текущем режиме: планы продаж, планы пополнения и поддержания запасов.

Основной  функционал программы состоит в следующем:

- ABC-анализ ассортимента (в том числе из тысяч номенклатурных позиций) по доле товаров (ассортиментных номенклатурных позиций) в обороте и операционной прибыли компании;

- Анализ ассортимента из тысяч номенклатурных позиций по совместным продажам разных товаров (ассортиментных номенклатурных позиций);

- Формирование собственного справочника товаров по ABC,ABC/XYZ, по менеджерам или в соответствии с любой другой, удобной для пользователя, классификацией;

- Планирование продаж одним из методов экспертной оценки либо вручную, учитывая наличие или отсутствие товара на складе в предыдущие периоды;

- Планирование поступления денежных средств от продаж в соответствии с существующими условиями оплаты;

- Планирование оптимального запаса, который позволит выполнить план продаж, в соответствии с одной из выбранных стратегий управления товарным запасом;

- Планирование поступления товаров на склад в оптимальном графике и режиме, и как следствие, - потребность в складском персонале и технике;

- Определение (выбор) оптимальных поставщиков, в соответствии с условиями поставки;

- Оптимальное распределение объема закупок между поставщиками, в соответствии с условиями поставки, для получения максимальной прибыли и оптимизации использования оборотных средств;

- Формирование партий поставок и плана-графика поставок с распределением между поставщиками;

- Выбор оптимального графика и режима отгрузки от поставщиков;

- Формирование плана-графика отгрузки от поставщиков и, как следствие, плана-графика подачи транспорта;

- Формирование оптимального плана-графика оплат поставщикам (платежный календарь);

- Анализ исполнения всех планов и сопоставление план-факт;

- Внесение корректировок в планы (в зависимости от настроек);

- Существенный плюс СППР - срок внедрения: предприятие может использовать программу для управления запасами и закупками на следующий день после её приобретения.

Результатами использования станут снижение запасов (при сохранении и, зачастую, при увеличении объема продаж) минимум на 10-30 %; повышение производительности труда специалистов, связанных с управлением запасами и закупками на 30-50 %, повышения точности управления, снижения потерь и ошибок; снижение затрат на логистику.

СППР предназначена  и эффективно зарекомендовала себя, в первую очередь, в управлении товарными  запасами и закупками для:

- торгово-закупочных и оптово-розничных компаний;

- дистрибьюторских и дилерских компаний, особенно с разветвленной сетью филиалов;

- снабженческих компаний в различных отраслях;

- производственных компаний: как для планирования графика производства, так и для планирования снабжения производства.

Итак, для совершенствования системы управления запасами бумаги ОАО «Белорусские обои» рекомендуется использовать классическую модель управления запасами: с фиксированным размером поставки, для которой были рассмотрены 3 случая: поставка без задержки, поставка с задержкой, поставка некачественного сырья. Предложенная мера позволит значительно сократить размеры запасов бумаги и отказаться от дополнительных складских помещений. Склад на территории фабрики вмещает около 500 т бумаги, что с избытком покроет потребность. Аналогично могут быть разработаны модели для управления запасами других материалов. Для того, чтобы синхронизировать все эти модели можно предложить использовать специализированную систему принятия решения (СППР), чьей базовой функцией является оптимизация закупок для формирования оптимального запаса, которые позволит предприятию повысить эффективность управления. Программа предназначена для управления товарными запасами и формирования оптимальных запасов и заказов для обеспечения продаж компании. Результатами использования станут снижение запасов (при сохранении и, зачастую, при увеличении объема продаж) минимум на 10-30 %; повышение производительности труда специалистов, связанных с управлением запасами и закупками на 30-50 %, повышения точности управления, снижения потерь и ошибок; снижение затрат на логистику.

 

 

Заключение

Материальные  запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения  продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления  и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного  или личного потребления. Материально-производственные запасы в общем виде классифицируются по трем видам: производственные запасы;  незавершенное производство; готовая  продукция.

На пути превращения  сырья в конечное изделие и  последующего движения этого изделия  до конечного потребителя создаются  различные виды запасов:

- производственные запасы;

- товарные запасы;

- запасы в  пути;

- запасы на  предприятиях торговли;

- текущие;

- подготовительные (буферные);

- гарантийные  (страховые или резервные);

- сезонные;

- переходящие;

- спекулятивные запасы;

- рекламные запасы;

- по времени запасы подразделяются на: максимальный желательный уровень, пороговый уровень, текущий уровень, гарантийный уровень.

Информация о работе Управление запасами на производственном предприятии