Управление запасами на производственном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ системы управления запасами и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления производственными запасами ОАО «Белорусские обои» филиал «Белобои».
Исследования и разработки: - рассмотрены теоретико-методические основы управления запасами; - проанализированы состояние и процесс управления производственными запасами ОАО «Белорусские обои» филиал «Белобои»;
- разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления запасами предприятия.

Содержание

Введение 4
1 Логистические аспекты управления запасами на предприятии 6
1.1 Запасы в логистике: понятие и классификация, причины создания 6
1.2 Управление и контроль запасов 11
2 Оценка управления запасами филиала «Белобои» ОАО «Белорусские обои» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ состояния запасов предприятия и системы управления 25
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами предприятия ОАО «Белорусские обои» на основе логистики 31
Заключение 37
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 4.29 Мб (Скачать файл)

Пороговый уровень запаса (точка заказа) используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Гарантийный запас (страховой или резервный) похож на гарантийный — в классификации по исполняемой функции — и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

Можно также выделить неликвидные запасы — длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа [4, с. 491-494].

Таким образом, можно сделать вывод, что в  настоящее время в экономической  литературе категория запасов описана  достаточно полно и подробно. Однако помимо определения вида создаваемых  запасов необходимо выяснить, насколько  они необходимы для предприятия. Перечислим основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы.

Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился производственный процесс, что особенно важно для предприятий с непрерывным циклом производства.

Возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.

Сезонные колебания производства некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства. Например, урожай картофеля в России убирается в начале осени. Потоки же этого клубнеплода идут по товаропроводящим цепям круглый год. Следовательно, где - то должен накапливаться запас.

Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов (некоторые наши соотечественники хранят дома сравнительно большие запасы продовольствия именно по этой причине).

Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создаст запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены.

Издержки, связанные с оформлением  заказа. Процесс оформления каждого новою заказа сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т. п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

Возможность равномерного осуществления  операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.

Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:

— произвести заказанный товар;

— закупить заказанный товар;

— выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.

Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность  немедленного удовлетворения заказа может  оказаться решающей в борьбе за потребителя.

Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом производства, так как в этом случае остановка производства может обойтись слишком дорого.

Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.

Перечисленные причины свидетельствуют о том, что предприниматели, как в торговле, так и в промышленности вынуждены создавать запасы, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, то есть уменьшается прибыль. В то же время запас не должен превышать некоторой оптимальной величины [2, с. 131-132].

Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного  характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно  сократив количество заказов, что равносильно  увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера  запаса [7, с. 67].

Сезонные  колебания производства некоторых  видов товаров приводят к тому, что предприятие создает запасы данной продукции дабы избежать проблем  в снабжении в неблагоприятные  периоды. В основном это касается продукции сельского хозяйства.

Кроме того, накопление запасов часто является вынужденной  мерой снижения риска недопоставки (недоставки) сырья и материалов, необходимых для производственного  процесса предприятия. Отметим, что  в этой связи предприятие, ориентирующееся  на одного основного поставщика, находится  в более уязвимом положении, чем  предприятие, строящее свою деятельность на договорах с несколькими поставщиками [8, с. 112].

Таким образом, существует много причин для создания товарно-материальных запасов на фирмах, однако, общим для них является стремление субъектов производственной деятельности к экономической безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствуют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.

 

1.2 Управление и контроль запасов

Управление  запасами заключается в решении  двух основных задач:

- определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;

- создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.

Нормой запаса называется расчетное минимальное  количество предметов труда (в производстве - сырье, материалы основные и вспомогательные, топливо, полуфабрикаты, запасные  части для ремонта, инструменты; в торговле - товары и тара.), которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров [2, с.133].

При определении  норм товарных запасов используют три  группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и  экономико-математические методы.

Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.

В том числе, если поставленная задача в области  управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.

Метод технико-экономических расчетов. Сущность метода заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции - в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонный запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.

Экономико-математические методы. Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле 1.1 [2, с.132]:

 

Y5 =0,5*(2*Y4+Yз-Y1),      (1.1)

 

где Y1, Y3, Y4 — уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды;

Y   — нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.

 

Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать, используя формулу 1.2 [2, с.132]:

 

Y6 =0,5(2Y5+Y4-Y2)     (1.2).

Международная практика управления запасами свидетельствует, что темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом [2, с.132]:

 

,       (1.3)

 

где Т3 — темп роста товарных запасов;

То — темп роста спроса.

 

Такое соотношение  между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости  оборотных средств.

К настоящему времени сформировались три концепции  управления запасами:

- концепция  максимизации запасов;

- концепция  оптимизации запасов;

- концепция минимизации запасов.

Концепция максимизации запасов разрабатывается уже длительное время и, можно сказать, почти отошла в прошлое. Потребность накапливать запасы пищи — наиболее древняя проблема в управлении запасами. На протяжении длительной истории человечества большие запасы рассматривались как знак благополучия и процветания страны. Высокий уровень запасов оправдан, если неизвестен уровень потребления. В XIX в., однако, поставки и распределение продукции стали более организованными. Развитие экономики постепенно привело к тому, что товары стали приобретаться тогда, когда они нужны, а не когда имеется возможность их купить.

Повторение  ситуации необоснованного накопления запасов имело место в эпоху застоя в Советском Союзе. Отечественная экономика 1970— 1980 годов XX в. — яркий пример концепции максимизации запасов. Цели создания запасов (повышение эффективности производства, обеспечение обслуживания потребителей, страхование сбоев поставок, защита от повышения закупочных цен, экономия на оптовых скидках, экономия на транспортировке), были превалирующими, они однозначно определяли положительное отношение к запасам.

Концепция оптимизации запасов. Уже в конце XIX в. развитие экономики привело к росту промышленного производства, что неизбежно повлекло за собой большие объемы многономенклатурных запасов. Именно в то время начал развиваться научный подход к управлению запасами, который позволил находить оптимальный уровень запасов при минимальных затратах на его содержание. Сложность состояла лишь в том, что считать оптимальным. С 1915 г. развивается подход оптимизации уровня запаса исходя из оптимального размера заказа. В этот период различие между минимизацией затрат и минимизацией уровня запасов не принималось во внимание. На протяжении 1920-х годов многие компании снижали запасы — часто до такого уровня, который приводил к снижению эффективности производства. В 1931 г. выходит первая специализированная книга по управлению запасами. Это событие можно считать началом развития концепции оптимизации запасов. Она заключается в признании целесообразности содержания запаса, но в оптимальном (чаще всего по критерию минимума совокупных затрат на создание и содержание запасов) размере. До сих пор эта концепция является широко признанной и наиболее часто применяемой [4, с. 487-488].

Концепция минимизации запасов. Относительно недавно предприятия и организации пришли к выводу, что запасы— проявление расточительства. Яркие представители этого направления — руководители компании «Тойота». В противовес представителям концепции максимизации запасов они абсолютизировали негативные последствия высокого уровня запасов, а именно:

  1. увеличение текущих затрат, связанных с содержанием запасов, из-за роста стоимости содержания складов, налоговых выплат, страховых платежей, оплаты обслуживающего персонала;
  2. снижение времени реакции на требования потребителя;
  3. усложнение процесса управления запасами;
  4. снижение прибыли на инвестированный капитал;
  5. увеличение складских площадей;
  6. перепроизводство, которое может вызвать устаревание продукции;
  7. увеличение себестоимости продукции.

Информация о работе Управление запасами на производственном предприятии