Транспортные коридоры, понятие и их роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Транспортный комплекс играет важную роль в обеспечении внутри российских и внешнеторговых перевозок, а также в интеграции России в мировую экономику. Российская транспортная сеть стыкуется с сетью 13-ти евроазиатских стран, имеет выходы на мировые морские пути и объединяет 87 тыс. км магистральных железных дорог, 62 тыс.км путей промышленного железнодорожного транспорта и более 4 тыс. железнодорожных станций; 916 тыс. км автодорог, в том числе 531 тыс. км автомагистралей, 89 тыс. км внутренних водных путей, более 2 тыс. речных причалов, 43 морских порта; 800 тыс. авиалиний и 756 аэропортов. В 2008 году подписано соглашение о продлении российской (широкой колеи) сети железных дорог в страны Западной Европы.

Содержание

Введение 3

1. Виды перевозок 3

2. Транспортные коридоры, понятие и их роль 5

3. Формирование транспортных коридоров 6

4. Транспортные коридоры Северо – Запада России, их роль в 7 развитии экономики России

5. Блоки коридорной системы России 8

6. Морские порты Северо - Западного региона России 12

-Порт Архангельск 12

-Порт Мурманск 13

-Порт Кандалакша 13

-Порт Санкт-Петербург 14

-Порт Устье-Луга 14

-Порт Приморск 15

- Порт в бухте Батарейная 15

-Порт Калининград 15

-Порт Выборг 15

-Порт Высоцк 15

7. Приложение: рисунки 16

8. Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

 

4. Транспортные коридоры Северо – Запада России, их роль

 в развитии  экономики России

 

 

             Участие России в создании системы транспортных коридоров обусловлено интересами сомой России и интересами международного сообщества в использовании потенциала России и ее огромных рынков: сырья и сбыта, дешевой рабочей силы. Поэтому интеграция России так важна для европейского континента. Особую роль играют нефть и нефтепродукты, сеть трубопроводов которых является базой создания транспортно-коридорной инфраструктуры Евразии.

        Мировая экономика также заинтересована в транзите через территорию России своих грузов. Растущий товарооборот между Европой и Азией в основном обеспечивается контейнерными перевозками, объем которых мире превысил 7 млн. шт. Россия потенциально может освоить до 10% объема контейнерных перевозок, получив за это доход для российских транспортников более 2 млрд. долл. в год.

Оживление в последние годы экспортно-импортного взаимодействия России и потребность государств мира в транзитных путях через Россию стимулирует развитие интермодальных (международных) транспортных коридоров (МТК) по территории Российской Федерации.

Интермодальные транспортные коридоры по российской территории являются естественным продолжением европейских магистралей (авто и железнодорожных) в направлении Южной и Юго-Восточной Азии. Внутриконтинентальные транзитные перевозки через территорию России выступают как первоочередная и самая дешевая по инвестированию составная часть интермодальных транспортных потоков, связанных с организацией международных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток».

  

      Развитие российских коридоров и их продление до заинтересованных в этом отечественных регионов базируется на имеющихся там транспортных коммуникациях. Главная цель – обеспечить рост российской экономики за счет вовлечения регионов в европейские транспортно-промышленные и инвестиционные структуры. Российские участки интермодальных коридоров вошли в концепцию государственной транспортной политики России как один из основных приоритетов отечественной экономики.

 

 

 

5.Блоки коридорной системы  России

 

Формирующуюся коридорную систему  России представим в виде трех блоков:

     1-й блок – участки  критских коридоров, рис. 1

     2-й блок – коридоры  «Запад-Восток» и «Север-Юг», рис. 2

     3-й блок – Северный морской путь и Транссиб, рис. 3

 

1-блок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

       Из девяти международных критских транспортных коридоров (МТК) три частично проходят по территории России. К основным интермодальным объектам относятся:

      - часть коридора МТК №1 «Балтийский». На территории России в состав коридора входит железнодорожный однопутный участок Советск – Калининград – Мамонтово протяженностью 180 км с тепловозной тягой поездов. Этот участок обеспечивает подход к акватории порта Калининград, российско – польской границе и выход на железные дороги стран Балтии. Российская часть коридора также включает в себя автомагистрали Гвардейск – Неман (на участкен Толпаки ), Советск, Дорожное – граница Польши. К российскому участку МТК №1 примыкает трасса грузопассажирского автомобильно-железнодорожного паромного комплекса, объединяющего порты Усть-Луга – Балтийск – Зассниц (Германия).

      - часть коридора МТК №2 «Запад – Восток» ( от границы с Белоруссией до Москвы и далее с последующим соединением с Транссибом в Екатеринбурге). В ноябре 1993 г. был образован международный Координационный совет по транссибирским перевозкам (КСТСП). Его учредили железнодорожные администрации России, Украины, Беларуси, Ассоциация операторов и экспедиторов Европы, Ассоциация транссибирских интермодальных операторов Японии, ОАО «Дальневосточное морское пароходство», японские судоходные компании «Новикс Лайнз», «Иино Лайнз» и ОАО «Порт Восточный». Сегодня в составе КСТСП уже более 120 транспортных администраций и компаний 20 стран мира. При КСТСП образован секретариат и три постоянные рабочие группы; по совершенствованию технологий контейнерных перевозок грузов; по перевозкам грузов по морскому участку; по тарифам.

Введены в эксплуатацию и курсируют контейнерные поезда по маршрутам; Китай – Финляндия, Балтика – Центральная Азия и  др.

 

      -  часть коридора МТК №9 «Север – Юг» ( от границы с Финляндией до Санкт - Петербурга и далее через Псков и Москву на Киев с продолжением до Астрахани и Новороссийска. От Киева ответвления №9а идут в направлениях Кишинев – Бухарест – Димитровград – Алексондрополис, а также в направлении Одессы. Ответвления №9б в направлениях Минск – Вильнюс – Клайпеда и на Калининград).

Особое значение в формировании критских коридоров играет Северо – Западный регион. Через регион обеспечивается 32% импортных и 25% экспортных российских перевозок, следовательно он заинтересован в развитии российского блока транспортно-коридорной системы. Здесь же находится крупнейший топливо – энергетический комплекс России, где сосредоточено около 40% важнейших топливных ресурсов. С освоением Штокманского и Приразломного нефтегазоконденсатных месторождений эта доля еще более возрастет.

Если в 1996 г. российско  – финскую границу по автокоридору №9 пересекли 3,2 млн.чел. и 1,5 млн. автомобилей, то за последние годы поток грузовых автомобилей увеличился в 5 раз, легковых и др. пассажирских – 8 раз. Темпы роста интермодальных автоперевозок останутся такими же высокими и в последующие годы, что обусловлено самым коротким путем в страны Евросоюза, значительным интересом европейских автоперевозчиков к Северо-Западному региону России.

Из девяти интермодальных критских коридоров только один –  девятый – проходит через приморские территории России – Ленинградскую область.

Сейчас Министерство транспорта России в рамках девятого коридора осуществляет пилотный проект интермодальных перевозок внешнеторговых грузов через Санкт – Петербургский  транспортный узел с выходом на территориальный транспортный коридор «Балтика – Центр – Черное море», реконструкция только российского участка потребует 1,7 млрд. долл.

 

2 - й блок

          В сентябре 2000 г. на международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт – Петербурге найден симбиоз наиболее важных звеньев критских участков в России и назван в качестве первоочередного интермодальный коридор «Запад – Россия» в составе коридора «Запад – Восток» (по сути , часть коридора №2), а после его окончания назван второй этап реализации – коридор «Север – Юг» (по сути часть коридора №9) с дальнейшим распределением транспортных потоков на юг России, в Поволжье, на Урал, в Сибирь и далее в страны Азиатско – Тихоокеанского региона.

      Российский коридор «Север – Юг» представляет собой участок Северная Европа – Российская Федерация с тремя ответвлениями;

  - на Кавказ – Персидский залив;

  - в Центральную Азию – Персидский залив;                                                                                 

  - через Каспийское  море – Иран – Персидский залив.  

        По международному транспортному коридору «Север – Юг» должна быть обеспечена доставка грузов из регионов Персидского залива, Индии, Пакистана в иранские порты Каспийского моря, затем паромами на железнодорожную и автомобильную сеть РФ, либо судами класса «река – море» через российские внутренние водные пути в страны Восточной и Центральной Европы и Скандинавии. При этом дальность доставки грузов по сравнению с дальностью их доставки трансокеанскими маршрутами через Суэцкий канал будет втрое короче.

3 -й блок

         Транссиб (БАМ) и Северный морской путь (СМП). Главным элементом МТК является Транссибирская железнодорожная магистраль, которая выступает в качестве структурно-осевой части всех перспективных транспортных коридоров по территории России. Повышение роли и значимости Транссиба связано, в первую очередь, с развитием и модернизацией морских портов России; новых в Финском заливе (Приморск, Усть-Луга, бухта Батарейная), а также существующих – Восточный в Приморье, Высоцк, Выборг, Ломоносов, Санкт - Петербург (контейнерные терминалы, терминалы для химикатов и др. грузов).

      Важнейшим транспортным коридором, связывающим между собой арктические и субарктические районы России, способным обеспечивать транзитные перевозки грузов между странами Европы, Азии, Северной Америки, является Северный морской путь (СМП). К этому коридору примыкают коммуникации отечественного речного, железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Хозяйственная деятельность в районах Крайнего Севера определяет современную схему маршрутов плавания и интенсивность движения судов. Схема грузооборота включает:

      - ввоз  и вывоз грузов из западных  и восточных портов;

      - межпортовые  перевозки;

      - заграничные  и транзитные перевозки.

       Направление грузопотоков и их интенсивность меняются во времени и в зависимости от ледовой обстановки. Имеющийся и строящийся в России ледокольный и транспортный флот усиленного ледового класса позволяет обеспечить устойчивую перевозку грузов по трассе СМП в навигационный период, а при необходимости и круглогодично.

       В настоящее время в связи с разведкой и добычей нефти (около 80 млн. т. в год) и газа (100 – 120 млн. т) в районах Арктики началось интенсивное освоение полуострова Таймыр, побережья Якутии и Чукотки и особенно шельфа арктических морей. В результате проявилась тенденция роста грузоперевозок. Ожидаемый прирост перевозок нефтепродуктов и нефти составит примерно 80 млн. т. в год, природного газа – до 100 – 120 млн. т. основу грузопотоков составят; генеральные и контейнерные, навалочные и лесные грузы.

Прогнозируются следующие объемы перевозок по региону:

- Хатангский залив – Мурманск – страны Западной Европы  - сжиженный газ – 30 млн. т., сырая нефть 50 млн. т;

- Мурманск – Хатангский залив  -  продовольственные и промышленные товары, стройматериалы и оборудование, металлы – до 5 млн.т;

- Хатангский залив – Мурманск  - газовый конденсат - 3 млн. т;

- страны Западной Европы – Япония и другие страны Тихоокеанского региона -  генеральные грузы в контейнерах  -  5 млн. т;

- Япония и другие страны тихоокеанского региона – страны Западной Европы – генеральные грузы в контейнерах  -  5 млн. т.

   

      В обозримой перспективе СМП не имеет альтернативы, т.к. в арктическом регионе России практически отсутствуют железные дороги. Стимулирующим фактором развития СМП на новой технологической основе является желание различных стран использовать его для перевозок грузов по кратчайшему расстоянию между портами Северной Европы в Северную Америку и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

      Программа развития российских международных транспортных коридоров направлена не только на транзит, но и на развитие внешней торговли  внутренних перевозок. При сохранении тенденции роста ожидаемый объем транзита к 2010 г. составит 70 млн. т/год.

«Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г.» принятой в 2005 г., предусмотрены :

- активное участие России в разработке общей стратегии развития сети МТК, проходящих по европейским и азиатским направлениям в рамках формирования новых транзитных магистралей континентального значения;

-  государственная  поддержка и содействие реализации  инвестиционных проектов, нацеленных на лучшее использование транспортного потенциала России;

-   дальнейшее развитие  логистических технологий информационных  систем всей инфраструктуры транспортных  перевозок в целях ускорения  доставки грузов, обеспечение гарантий  их сохранности, повышение уровня транспортного сервиса;

-  стимулирование создания  института интермодальных операторов  на транспорте России;

-  разработка экономических  механизмов привлечения инвестиций, направленных на улучшение использования  транспортного потенциала страны;

-  разработка при участии субъектов РФ проектов создания и развития транспортных коридоров, дополняющих международные базовые транспортные коридоры.

 

 

6. Морские порты Северо - Западного региона России

 

      Оставшиеся  после распада СССР морские порты России на конец двадцатого столетия перегружали более 180 млн.т, из которых 106 млн.т сухогрузы и 76 млн.т наливные грузы.  Из 44 грузовых портов России наиболее крупными портами являются морские порты на Северном бассейне, роль которых велика в развитии  экономики  России  и обеспечении внешней торговли страны.

 

          Порт Архангельск, рис.4, рис.5, расположен на реке Северная  Двина в 50 километрах от Двинского залива Белого моря, основан в ХУI веке. Причалы построены при Петре Первом в 1693 году. Портовые сооружения размещались в семи районах: Экономии,  Соломбола, Городском, Биржевом, Бакарице, Смольный и др.

       Причалы общей протяженностью более 7000 м строились в основном из свай с ряжевым надрубом глубиной от 14 до 26 фут. До 1917 года порт располагал 70 тыс.м крытых складов, до 80 тыс. м   навесов, свыше 200 тыс. м открытых площадей и др.

        Из перегрузочного оборудования порт имел: 7 плавучих паровых кранов грузоподъемностью 40-150т, 5 катучих кранов грузоподъемностью  от 3  до 10т, 17 портальных кранов грузоподъемностью  от 8  до 15т, один электрический неподвижный кран грузоподъемностью 20тонн и др. Грузооборот порта составлял около 80 миллионов пудов.

Информация о работе Транспортные коридоры, понятие и их роль