Трансакционные издержки в ЛС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:53, реферат

Краткое описание

Под трансакционными издержками понимаются издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами. Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, добиться компенсаций в случае расторжения сделки. Поэтому совершение сделок сопряжено с различными потерями и затратами, которые нужно учитывать как отдельную категорию.
За любой коммуникацией в ЛС стоят затраты на ее осуществление, а трансакционные издержки – своего рода «силы трения» экономической системы.

Содержание

2.Введение ……………………………………………………………………..2
3.Понятие «Трансакционные издержки»…………………………………..3-4
4.Трансакционные издержки в ВНП……………………………………….4-5
5.Теория трансакционных издержек…………………………………….…6-7
6.Логистическкие издержки……………………………………………….7-15
7. Управление трансакционными издержками фирмы………………....15-17
8.Уменьшение числа трансакций………………………………………...17-18
9.Способы минимизации………………………………………………..…8-20
10.Заключение………………………………………………………………...21
11.Список используемой литературы………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

трансакционные издержки в ЛС.docx

— 40.61 Кб (Скачать файл)

1.Содержание

1.Содержание…………………………………………………………………..1

2.Введение ……………………………………………………………………..2

3.Понятие «Трансакционные  издержки»…………………………………..3-4

4.Трансакционные издержки  в ВНП……………………………………….4-5

5.Теория трансакционных  издержек…………………………………….…6-7

6.Логистическкие издержки……………………………………………….7-15

7. Управление трансакционными издержками фирмы………………....15-17

8.Уменьшение числа трансакций………………………………………...17-18

9.Способы минимизации………………………………………………..…8-20

10.Заключение………………………………………………………………...21

11.Список используемой  литературы………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Введение

Трансакционные  издержки и что это такое. На сколько  важны эти издержки в ЛС для  окружающего мира? На мой взгляд, очень. И прежде всего использование  именно этой концепции для исследования экономических процессов в настоящее  время представляется весьма плодотворным. Именно возможность снижения трансакционных затрат делает эффективной замену рыночного  обмена внутренней организацией, чем  и объясняется существование  фирм. Политика государства в области  формирования структуры трансакционных издержек носит многоплановый характер. При этом основными проблемами является неспособность защитить права собственности и слишком большое, на мой взгляд, вмешательство в регулирование рыночной активности, не всегда приводящее к оптимальной структуре издержек и деформирующее действие рыночных сил. Таким образом, использование трансакционных издержек как инструмента экономического анализа даёт возможности для интерпретации институционального равновесия и его модификации в переходной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Понятие «Трансакционные издержки»  

Под трансакционными  издержками понимаются издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами. Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, добиться компенсаций в случае расторжения сделки. Поэтому совершение сделок сопряжено с различными потерями и затратами, которые нужно учитывать как отдельную категорию. 
За любой коммуникацией в ЛС стоят затраты на ее осуществление, а трансакционные издержки – своего рода «силы трения» экономической системы. К ним относятся: издержки сбора и обработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля и юридической защиты выполнения контракта. 
В соответствии с контрактным взглядом в теории прав собственности базовой единицей признается акт экономического взаимодействия, сделка-трансакция*(* Капелюшников Р.И. Категория трансакционных издержек // Сборник материалов Института коммерческой инженерии «Как это делается: финансовые, социальные и информационные технологии», 1994. № 3.). Категория «трансакции» охватывает как материальные, так и контрактные аспекты обмена. Она понимается предельно широко и используется для обозначения как обмена товарами и различными видами деятельности, так и обмена юридическими обязательствами сделок долговременного и краткосрочного характера, требующих детализированного документального оформления и предполагающих простое взаимопонимание сторон.

Для определения трансакций пользуются след критериями: 
*  все затраты потребителя, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую продавцу; 
*  все затраты продавца, которые он бы не понес, если бы «продавал» товар самому себе.

Общий объем  трансакционных издержек :

это трансакционные услуги, оказываемые внутри «трансформационного» сектора. При их оценке исходят из размера фонда вознаграждения труда  непроизводственных работников в отраслях этого сектора (условно говоря, это  затраты на «аппарат управления», организацию  продаж и снабжения в промышленности, сельском хозяйстве и других подразделениях «трансформационного» комплекса).

 

 

4.Трансакционные издержки в ВНП.

 

Рост доли трансакционных издержек в ВНП, с одной стороны, связан с усилением общей значимости сферы услуг для высокоразвитых экономик, с другой стороны, является результатом усложнения хозяйственных  связей между экономическими субъектами и ожесточенной борьбы за конечных потребителей. 
Следует иметь в виду, что рыночная система сталкивается и с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями), которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством и потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты не находят адекватной рыночной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага. При наличии таких внешних эффектов рынок выполняет свою функцию распределения ресурсов недостаточно эффективно.

Существуют отрицательные  и положительные внешние эффекты. Отрицательные экстерналии возникают  в том случае, когда производство или потребление какого-либо блага  порождают некомпенсируемые издержки у третьей стороны (классическим примером отрицательных экстерналий  является загрязнение окружающей среды). В этом случае производитель переносит  часть издержек, связанных с производством  товара, на население, 
но никак их не компенсирует, а фактические затраты производителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полных издержек с учетом отрицательных последствий загрязнения. Экономически это сказывается в увеличении равновесного объема производства и уменьшении равновесной цены (см. гл. 2), т.е. рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов и направляет чрезмерно много ресурсов на производство данного товара. 
Рынок сталкивается и с проблемой положительных внешних эффектов, когда производство или потребление какого-либо блага порождают некомпенсируемые выгоды у третьей стороны (например, услуги здравоохранения или образования приносят выгоду не только тем, кто эти услуги непосредственно оплачивает, но и всему обществу в целом). Другими словами, рынок как бы недооценивает полезность этого блага в денежной форме, а, следовательно, и недоплачивает за него (равновесный объем и равновесная цена оказывается меньше оптимального объема и оптимальной цены). Таким образом, при наличии положительных внешних эффектов рынок направляет на производство данного блага ресурсы в недостаточном количестве.

 

 

5.Теория трансакционных издержек.

 

Трансакционные издержки (ТАИ) включают также любые потери, возникающие вследствие: 
*  неэффективности совместных решений, планов, договоров и созданных структур; 
*  неэффективных реакций на изменившиеся условия; 
*  неэффективной защиты соглашений. 
Уровень трансакционных издержек определяется особенностями сделок. Трансакции различаются по тому, какие требования они предъявляют к ограниченным рациональным способностям экономических агентов, действующих в ЛС, и какой простор остается для их «оппортунистического» поведения. Для каждого типа сделок создаются специальные координирующие и защитные механизмы, смягчающие возможные связанные с ним трения и потери. 
Трансакционные издержки имеют большое число характеристик, что предопределяет необходимость классификации по признакам их функциональной направленности и последовательности, в которой они возникают в процессе совершения сделок: до совершения сделки (издержки поиска информации, издержки ведения переговоров), в момент совершения сделки (издержки измерения, издержки на защиту прав собственности) и после совершения сделки (издержки оппортунистического поведения, издержки политизации). 
На рис. 3.4 и в табл. 3.1 представлены виды и разновидности ТАИ. Ниже рассматриваются особенности видов ТАИ и их связь с рассматриваемыми традиционно логистическими издержками.

 

6.Логистические издержки.

 

. Внешние (рыночные) трансакционные  издержки

Первое исследование проблемы рыночных трансакционных издержек было осуществлено Р. Коузом в 1937 году. Развивая свою идею в более поздней работе 1960 года, он пишет, что издержки«использования рыночного механизма» проистекают из необходимости «выяснить, с кем можносовершить сделку, выйти к контрагенту со своими предложениями, провести переговоры, составитьконтракт, убедиться в том, что его условия приемлемы» и т.д. Рыночные издержки состоят, такимобразом, из затрат на проведение переговоров и поиск информации. Причины их появления нам ужеизвестны. С одной стороны, рынок характеризуется состоянием неопределенности. Субъекты нполностью осведомлены, и им приходится выяснять, кто может купить или продать тот или иной товари на каких условиях. С другой стороны, рыночные трансакции не обезличены. Если стороны решилизаключить сделку, им необходимо побольше узнать друг о друге, оценить, насколько это возможно, способность контрагента успешно выполнить свои обязательства. Для выработки приемлемых условий.Классифицировать рыночные издержки можно следующим образом:

• расходы на подготовку контракта (поиск информации);

• расходы на заключение контракта (переговоры и принятие решений);

• расходы на мониторинг и отстаивание  своих интересов.

Остановимся на данных видах издержек более подробно.

Поиск информации

Как мы уже отметили, субъект, который  хочет заключить сделку, будет  вынужден провести поискпартнера, и  этот поиск обязательно приведет к издержкам. Причем издержки могут  быть прямыми (вслучае, если мы совершаем  конкретные действия, такие, как реклама, или наносим визитпотенциальному клиенту), либо косвенными (если мы создаем «организованный рынок» – биржу, ярмарку и т.д.). В целом можно выделить три группы расходов, которые связаны с информацией и еепоиском:

• издержки, связанные с «общением» сторон (почтовые, курьерские, телефонные расходы,

аренда «переговорных» комнат и  т.д.);

• издержки поиска информации о ценах  различных поставщиков и покупателей  того или иногопродукта;

• расходы на тестирование и контроль качества;

• издержки подбора квалифицированного персонала (Данная проблема – одна из крупнейших всфере услуг. Подбор квалифицированного персонала – внушительная статья трансакционныхрасходов компаний, работающих в данной области). Особого внимания с нашей стороны заслуживает  вторая статья расходов. Поиск информации опоставщиках и клиентах – одна из существенных проблем современной  фирмы. К примеру, если мысобираемся «продвигать на рынок» новый продукт, нам необходимо понять, что именно хочет от этого продукта покупатель (какие свойства товара для него имеют наибольшее значение). Вариантов может быть несколько: большинство товаров имеет массу параметров качества, среди которыхнаверняка есть определяющие. Кроме того, значение имеет простота и скорость покупки, уровеньсервиса, стабильность качества и многое другое. Для того чтобы выяснить, какие критерии оказывают

наибольшее влияние на выбор  потребителем товара, может потребоваться  специальное маркетинговое

исследование, включающее в себя интервью с потенциальными клиентами. После  этого выдвигается гипотеза, проводится ее тестирование и принимается решение. Подобные работы, как правило, заказываются фирмами в специализированных маркетинговых агентствах и обходятся недешево. Сдругой стороны, сэкономив на данных затратах, можно совершить серьезную ошибку (Более подробно данные проблемы рассматриваются в курсе маркетинга). Переговоры и принятие решений Эти издержки возникают в том случае, когда суть сделки примерно ясна и стороны торгуются, пытаясь получить для себя наиболее выгодные условия. Это значительная категория расходов уже потому, что ведение переговоров и принятие решений – функция самых высокооплачиваемых сотрудников компании. Их рабочее время, которое проводится, в основном, на встречах и совещаниях, – прямая и основная статья в рамках данной категории затрат. Контроль и принуждение Как мы знаем из практики, наличие подписанного контракта с партнером автоматически не гарантирует нам исполнение обязательств по этому контракту. Кто бы ни являлся нашим контрагентом по сделке, мы должны контролировать соблюдение сроков, соблюдение параметров качества, объемов поставок и т.д. Все эти мероприятия проводятся за счет фирмы ее сотрудниками либо приглашенными специалистами. В любом случае контроль и принуждение (enforcement) являются неотъемлемой и очень важной частью любого бизнеса. Как справедливо заметил однажды американский экономист

О. Уильямсон, «великодушные структуры, подразумевающие у своих членов честность, открытость и чистоту намерений, легко оккупируются и эксплуатируются субъектами, которые не обладают названными качествами». Иными словами, перестань мы контролировать наших партнеров, они непременно начнут нарушать свои обязательства даже там, где такого ранее не наблюдалось. Уильямсон Оливер Итон родился в 1932 г. в США в штате Висконсин. Учился в Массачусетском институте технологии, где получил степень бакалавра наук (1955), магистратуру окончил в Стэнфордском университете (1960). В 1955 - 1958 гг. он трудился на государственной службе. Получив степень доктора философии в Университете Карнеги-Меллона (1963), он преподавал в Пенсильванском и Йельском университетах. В 1988 г. Уильямсон занял должность профессора Калифорнийского университета. Заслуга разработки Теории трансакционных издержек, которая является составной частью неоинституционализм а, в первую очередь принадлежит двум экономистам – Р. Коузу и О. Уильямсону. Заслуга О. Уильямсона состояла во введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек. По мнению О. Уильямсона, трансакции различаются по трем главным признакам: степени их специфичности, повторяемости и неопределенности. С его точки зрения, чем более общий, краткосрочный и однозначный характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без ее юридического оформления, либо ограничиваться составлением простейших контрактов. Напротив, чем более специальный, повторяющийся и неопределенный характер она имеет, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками. Развивая анализ Коуза, О. Уильямсон, как и другие сторонники трансакционного подхода, предложил различные классификации трансакционных издержек. Особое значение О. Уильямсон придает специфичности используемых ресурсов. Как показал О. Уильямсон, в результате инвестиций в специфические активы предпринявший их агент оказывается«заперт» в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен потере капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к особенностям данного партнера и имеют малую ценность длявсех остальных. Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную монопольную О.Уильямсон назвал«фундаментальной трансформацией», которая расценивается им как одно из главных препятствий напути рыночного обмена. Огромный вклад О. Уильямсоном был внесен в трансакционную теорию фирмы. Его книгу «Экономические институты капитализма» (1985 г.) можно считать настоящей энциклопедией трансакционного подхода. Уильямсон не отрицает, что фирма имеет контрактное происхождение, но вводит в анализ новое измерение – тип «регулятивных структур» (governance structure). По его мнению, фирмы отличаются, прежде всего, особым механизмом регулирования контрактных отношений. Благодаря теории трансакционной экономики Оливера Уильямсона современная экономическая наука приобрела большую реалистичность, открыла широкий спектр явлений деловой жизни, улучшающий формы деловой практики. Итак, для того чтобы не допустить злоупотреблений по отношению к своей организации со стороны «третьих лиц», субъектам необходимо:

Информация о работе Трансакционные издержки в ЛС