Трансакционые издержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования: раскрыть взаимодействие Российской Федерации и Евросоюза в экономической сфере на рынке транспортных услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕС И РОССИИ 7
1.1 Политика ЕС в процессе Еропейской интеграции: становление, развитие, реализация 7
1.2 Договорно-правовая база взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза в экономической сфере 18
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 24
2.1 Механизмы сотрудничества России и Европейского союза 24
2.2 Перспективы развития торгово-экономических отношений ЕС и России 30
ГЛАВА 3. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА ФОНЕ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1 Факторы конкурентоспособности Российских перевозчиков со странами ЕС 47
3.2 Проблемы и направления интеграции России в международные транспортные системы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Chistovik2.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Характерной чертой современных международных отношений  являются  интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира в последние десятилетия и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии  этих процессов принадлежит международным организациям, которые  содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных  прав. Одной из таких  международных региональных организаций является Европейский Союз (ЕС). Эта международная организация привлекает  особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского  дома. Основное отличие ЕС от других организаций состоит, прежде всего, в  глобальности поставленных задач и в комплексном подходе к их решению.

Актуальность  данной темы заключается в той  огромной роли, которую играет на сегодняшний  день Европейский Союз в международных  отношениях нового типа в XXI веке - как  в социально-экономической, так и в военно-политической сферах. Это объясняется целым рядом  причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина  миропорядка. Уход из политической жизни СССР, коллапс биполярной системы,  создание целого ряда новых государств и, следовательно, новых проблем - все это  вместе взятое подвигло многие страны искать утерянную сбалансированность в новых формах коллективной безопасности и экономического сотрудничества - так  называемых региональных организациях. И одной из ярчайших примеров такой организации, безусловно, является ЕС. История имеет множество примеров  различного рода альянсов, союзов и т.п. Однако ЕС, без сомнения, образец  абсолютно иных мотивов интеграции.

Очевидно, что  развитие европейского континента без  сотрудничества России и Евросоюза невозможно. Европейское направление внешней политики является приоритетным и традиционным для России. То же самое можно сказать и о Европейском союзе: Россия является одним из основных экономических партнеров ЕС, в то же время динамично развивается и политическая составляющая диалога.

Несомненно, что Европейский союз является приоритетным направлением внешней политики современной России. Следует, однако, иметь в виду, что Россия и Евросоюз являются неравными партнерами по целому ряду аспектов.

Несмотря на то, что Россия превосходит Евросоюз по таким показателям, как масштаб  территории, большое количество полезных ископаемых, она уступает ему по численности населения, экономическим  и социальным показателям.

Правда, своего рода паритет «баланса интересов» характеризуют торгово-экономические отношения между Российской Федерацией и Единой Европой.

Для России ЕС – крупнейший торговый партнер, на долю которого приходится более половины российского экспорта и импорта. В торговле с Евросоюзом товарная структура российского экспорта существенно отличается от структуры импорта. Россия импортирует почти исключительно готовые изделия. В то же время две трети российского экспорта в ЕС – энергоносители. Возможно, Россия занимает во внешней торговле ЕС не столь весомую роль, как, например, США или Китай, и привлекательна по большей степени лишь с точки зрения импорта энергоресурсов в регион. Однако при этом если снабжение Европы российской нефтью может быть с легкостью компенсировано другими источниками, то российские поставки газа во многих отношениях (по крайней мере, в настоящий период) безальтернативны.

Объектом исследования является экономическое сотрудничество России и стран Евросоюза в  транспортной системе.

Предмет исследования - особенности системы экономических отношений, складывающиеся в процессе развития экономического взаимодействия России и стран Евросоюза в сфере рынка транспортных услуг.

Основная цель исследования: раскрыть взаимодействие Российской Федерации и Евросоюза в экономической сфере на рынке транспортных услуг.

Реализация  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

- выявить политику ЕС в процессе Европейской интеграции, её становление, развитие, реализацию;

- рассмотреть договорно-правовую базу взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза в экономической сфере;

- охарактеризовать механизмы сотрудничества России и Европейского союза;

- проанализировать перспективы развития торгово-экономических отношений ЕС и России;

- раскрыть Факторы конкурентоспособности Российских перевозчиков со странами ЕС;

- выявить перспективы России при интеграции рынка транспортных услуг. Проблемы и направления интеграции России в международные транспортные системы.

Для экономического анализа процессов взаимодействия транспортной системы России  и ЕС автором были использованы труды таких российских исследователей, как Бордачев Т.В. , Борко Ю. А., Головенкин Д. Е., Промский Н.И., Энтин М. и т.д..

Проблема интеграции России в международные транспортные системы активно рассматривается зарубежными исследователями. Особое место в числе работ, посвященных проблемам международной интеграции России, ее политической составляющей, принадлежит исследованиям Артамонова О., Борко Ю., Плужников К.И., Чунтомова Н.А., Кузнецов А. и др.

Вместе с тем влияние особенностей взаимодействия России и ЕС на рынке транспортных услуг с учетом стратегических перспектив на их экономическое партнерство в современных меняющихся условиях не получило должного рассмотрения в научной литературе, что и послужило основанием для выбора темы.

Теоретической базой исследования явились труды  отечественных и зарубежных ученых в области мировой экономики  и международных экономических  отношений, нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы российских и  международных научно-практических исследований по вопросам развития транспортной системы России и стран Евросоюза.

В ходе исследования использовались методы системного подхода, логического и сравнительного анализа, сравнения, группировки и обобщения, аналогии и количественного анализа, а также другие аналитические и прогностические методы.

Информационной  базой исследования явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Евросоюза, данные Федеральной службы государственной статистики, профильных Комитетов Государственной Думы РФ; постановления и другие документы Правительства РФ, а также материалы научных, деловых и информационных российских и зарубежных периодических изданий.

Структура исследования, работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕС И РОССИИ

 

1.1 Политика  ЕС в процессе Европейской интеграции: становление, развитие, реализация

 

Европа является одним  из самых привлекательных для жизни и работы регионов мира. Одна из причин этого – высокий уровень благосостояния и социальной защиты населения. Достижения европейцев в социальной сфере неоспоримы и служат предметом глубокого анализа не только внутри самой Европы, но и далеко за ее пределами. В современной научной литературе широко обсуждаются такие темы, как «социальная Европа», «социальное измерение» процесса интеграции и «европейская социальная модель».

Хотя единого наднационального государства благосостояния в Европе создать пока не смогли, говоря о европейской социальной модели, подразумевают следующее:

– наличие общего исторического  наследия европейцев в области социальной сферы, что отражено в официальных документах сообщества;

– существование национальных государств благосостояния, опирающихся на общие принципы и ценности, включая социальную справедливость и социальное гражданство, а также признание социальной политики в качестве продуктивного фактора;

– рассмотрение социальных партнеров в качестве основных факторов социального развития общества.

Однако, несмотря на кажущуюся  однородность в уровне достижений социальной политики и развитии стран ЕС (в первую очередь речь идет о странах, вошедших в состав ЕС до его восточного расширения), в реальности отмечается значительная гетерогенность, а место, занимаемое социальной политикой в процессе европейской интеграции, вызывает много дискуссий.

Подавляющее большинство  исследователей считает, что ЕС был бы абсолютно иным, если бы на переговорах по Римскому договору в 1950-х гг. на повестку дня был вынесен вопрос о социальной политике и гармонизации социальных систем первых шести стран участниц, как это предлагала Франция. В середине 1950-х гг. социальные сферы вошедших в состав сообщества государств были во многом схожи структурно, и их количество не было столь большим, как после нескольких этапов расширения. Поэтому гармонизация социальных систем и политик была бы предприятием сложным, но не безнадежным. Это могло обеспечить большую политическую легитимность и усилить европейскую политическую интеграцию среди первых шести стран, однако, несомненно затормозило бы вступление в ЕС других государств1.

Процесс европейской  интеграции проходил в несколько этапов. Целью первого этапа, начиная с 1957 г. и вплоть до начала 1980-х гг., было построение общего рынка, совместимого с национальными моделями экономического развития стран-участниц.

В начале 1970-х  гг. после завершения первой фазы (построение «общего рынка») наступил период возобновления  энергичного решения политических проблем. Были приняты планы по расширению и «углублению» ЕС путем включения новых членов и предоставления ЕС полномочий по ведению бюджетной политики, координации политики в области иностранных дел и движения к валютному союзу.

В 1973 г. произошло расширение ЕС, однако планы создания валютного союза, социальной и региональной политики оказались «заморожены». Причины этого находились в изменившихся экономических обстоятельствах. Первый нефтяной кризис 1973 г. с последовавшей высокой инфляцией и безработицей заставили государства обратиться к национальному уровню решения проблем. Это породило еще большее отличие в развитии экономик. Уровни роста упали до половины тех показателей, которые отмечались в 1960-х гг.. В этом контексте ЕС начал обратное движение, а развитие институциональной системы сообщества фактически остановилось.

После периода «евросклероза», который считается самой низкой точкой в истории ЕС, наступил период обновления процесса европейской интеграции (середина 1980-х). Главной целью второго этапа явилось построение «единого рынка» из национальных рынков, ранее взаимосвязанных общим рынком.

Назначение новой Комиссии во главе с Ж. Делором в 1985 г. привлекло новых политических деятелей для использования этого пространства. В это же время Комиссия выпустила Белую книгу, посвященную завершению строительства единого рынка к 1992 г. Программа «1992» явилась основообразующей для последующей европейской повестки дня и средством повторного запуска процесса европейской интеграции.

Государства-участники  провели переговоры по некоторым пунктам Римского договора для обеспечения возможности внедрения этой программы. Последовало принятие Единого Европейского Акта (ЕЕА) в 1987 г. ЕЕА привел к изменению процедур принятия решений в ЕС, при которых голосование по принципу единогласия уступило практике голосования квалифицированным большинством по целому ряду вопросов.

Заявленная  в начале 1990-х гг. на уровне ЕС «стратегия сближения» сосредоточила внимание на общих целях, однако в то же время страны-члены были свободны определять, как их социальные системы будут финансироваться и организовываться. Вслед за этим Комиссия выпустила Белую и Зеленую Книги, где были отражены приоритетные направления работы. Это вызвало поток законопроектов, поддержавших продвижение социальной Европы.

Следующей «куклой  в матрешке» Еврокомиссии (как  окрестил эту стратегию Ж. Делор) был валютный союз. Идея пожертвовать суверенитетом в области денежно-кредитной политики стала огромным шагом на пути к полной интеграции.

Маастрихтский договор (1992) обеспечил конституционную основу для создания валютного союза. После Маастрихта началась новая эра в европейской социальной политике. Комиссия ожидала скорой ратификации Договора о ЕС и быстрых действий в области социальной политики на основе «Социального Протокола». Однако задержка в ратификации Договора затормозила реализацию этих планов. К тому же контекст, в котором происходила оценка эффективности проводимых политик, также изменился. В 1992 г. началась жестокая рецессия. Царившее убеждение, что 1992 г. завершится не только построением единого рынка, но и внедрением валютного союза, стимулирующими экономический рост, занятость и технологические инновации, оказалось ложным. Безработица в начале 1990-х достигла 11 %, или 17 млн. человек. Созданное к тому времени государство благосостояния оказалось под сильным давлением2.

К началу 1990-х  гг. большинство стран Европейского Сообщества решило либерализовать и  дерегулировать свои финансовые рынки. Как следствие, финансовый капитал стал мобильным в международных масштабах.

Итак, реализация социального измерения процесса европейской интеграции в 1990-х гг. происходила под воздействием трех факторов:

Информация о работе Трансакционые издержки