Технико-экономические характеристики магистральных видов транспорта общего пользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Железнодорожный транспорт (в России 86 тыс. км нормальной колеи с шириной колеи 1520 мм; в Европе ширина колеи – 1435 мм). В США имеется проект по созданию супертяжелых грузовых магистралей. Сейчас существует 86 тыс. км магистральных дорог; 89 тыс. км путей промышленных предприятий. Имеются также пути узкой колеи;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Организация управления транспортной системой…………………...………5
2. Транспортная обеспеченность страны…………………...…………….……..6
2.1. Железнодорожный транспорт…………………………………...………7
2.2. Органы управления железнодорожным транспортом…………...…….8
2.3. Водный транспорт………………………………………………….……11
2.4. Магистральный трубопроводный транспорт………………………….16
2.5. Воздушный транспорт………………………………………………..…19
2.6. Промышленный транспорт……………………………………………...21
2.7. Городской транспорт……………………………………………………22
3. Взаимодействие различных видов транспорта……………………………...27
3.1. Технический аспект………………………………………………….…..27
3.2. Организационный аспект………………………………………….…….28
3.3 Основы комплексной теории транспорта………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по логистике.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

5) меньше капиталовложений для обеспечения минимальных размеров движения.

Автомобиль  выполняет 2 функции:

1) связывающее звено между другими видами транспорта;

2) самостоятельный вид транспорта.

Широкое применение автотранспорта превратилось в социальную проблему, требующую скорейшего решения по следующим аспектом:

1) большая транспортная усталость (по данным психологов, транспортная усталость снижает работоспособность на 7-12%);

2) возросший поток автомобилей снижает скорость движения;

3) загазованность – самый главный недостаток;

4) растущий шум;

5) большое число ДТП (в мире 8млн человек стали инвалидами в результате ДТП);

6) автотранспорт создает резкую нехватку площадей городских магистралей (удельная площадь, приходящаяся на одного пассажира автомобиля в 15 раз больше площади, приходящейся на трамвайного пассажира);

7) постоянное повышение цен на горючее;

8) себестоимость перевозки на автотранспорте намного больше, чем на железнодорожном.

 

2.3. Водный транспорт

 

Первые водные каналы были построены в XI в Китае. В 1807 г. по реке Гудзон поплыл первый пароход, автором которого был Фултон.

Наличие естественных путей, не требующих больших затрат, использование  силы течения воды определяет широкое  использование водного транспорта.

Основные преимущества:

1) меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже;

2) нет габаритных ограничений;

3) неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов);

4) незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию;

5) более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном;

6) производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном.

Недостатки  водного транспорта:

1) сравнительно невысокая скорость доставки;

2) дорогие сооружения механизации порта, т.к. в результате сезонной работы механизмы простаивают;

3) нерегулярность сообщения;

4) извилистость речных путей, что удлиняет в 3-3,5 раза путь по сравнению с другими линиями.

Флот – голландское слово.

Прочность судна – корпус корабля должен держать удар волны, давление воды, давление грузов внутри, удары льда.

Остойчивость – способность корабля под действием внешних сил (ветер, волна, неравномерная нагрузка) возвращаться к нормальному состоянию.

Ходкость – способность преодолевать сопротивление движению от трения между его подводной поверхностью и водой.

Поворотливость – способность менять направление движения с помощью рулей в кратчайшее время при наименьшем радиусе поворота.

Наружная форма  корабля характеризуется очертанием 3-х его плоскостей:

- вертикальной ("боковой  чертеж");

- горизонтальной;

- вертикально-поперечной (проекция, называемая миддалем судов).

Основные размеры судна называются размерением.

Плавучесть – способность корабля плавать с полным грузом с определенной осадкой корпуса до установленной горизонтальной плоскости – ватерлинии.

Водоизмещение – вес с полным грузом в тоннах, численно равный весу воды, вытесняемой подводной частью судна.

Различают чистое водоизмещение, т.е. без груза, пассажиров, воды и т.д.

Грузоподъемность бывает:

1) полная или дедвейт;

2) чистая или дедвейт карго;

Грузоподъемность измеряется в м3.

В мире насчитывается 80 тыс. судов. Больше всех судов имеет Япония (10тыс.), СССР – 7 тыс., США – 6,4 тыс. По дедвейту на первом месте стоит Либерия, на втором – Панама, на третьем – Япония, на четвертом – Россия, на пятом – Греция, на шестом – США.

У России на Балтике на сегодняшний день из 8-ми портов осталось 2, на Черном море из 12-ти портов осталось 2, на Азовском море – из 6-ти 2, на Дунае из 5-ти портов не осталось ни одного, на Каспии из 6-ти осталось 2.

 

Суда разделяются  на:

- транспортные;

- промысловые;

- технические;

- административные;

- специального назначения;

- самоходные и несамоходные.

Долгое время суда были универсальными, сейчас имеется  четкое разделение - нефть, бензин, растительное масло, вина, молоко возят в танкерах; есть углевозы, лесовозы, рудовозы, рефрижераторы, контейнеровозы, газовозы.

Специальные суда для  навалочных грузов называются балкеры. Раскрытая палуба грузится грейфером. Существуют суда – ролкеры (роро), лихтеровозы. Особую категорию судов составляют паромы. Имеются суда, называемые подводными крыльями.

Рекорд скорости судна  – 320 узлов/час (Кейбел).

Сегодня, когда в результате рыночных реформ и приватизации суда оказались в руках многочисленных и относительно небольших компаниях, которые не в силах обновить флот и успешно его эксплуатировать. Поэтому наш флот вынужден плавать "под удобными флагами". В стране нет банков, которые могли бы финансировать новые судостроения (норма окупаемости кредита 8-10 лет). Есть предложения в основу восстановления морского флота приобретать суда на рынке "сэконд-хэнд". На "бебоудгартер" (лицензия с последующим выкупом). За последние 8 лет тоннаж российского флота упал в 3 раза, за 5 лет валютные вложения упали в 2-3 раза. Из 1080 судов, плавающих 10 лет, плавают 240. Замена не поступила. В последние годы на западных верфях на деньги западных банков российскими компаниями было построено около 100 судов. На них работают российские моряки. Но этот флот не принадлежит России, в российский бюджет этот флот денег не дает. Но дает выжить морякам.

20 декабря 2000 г. Коллегией  Минтранса было записано, что  государственная служба речного  флота показала, что она не  готова осуществлять государственное  регулирование деятельности судовых  компаний.

На учете в речном регистре находится 32,6 тыс. судов. Средний их возраст – 24 года. Негодных – 1824, а годных с ограничением – 1402 судна.

Строительство новых  судов идет неудовлетворительно. Например, судна для внутрибассейных перевозок.

В речном флоте наибольший процент занимают танкеры и нефтеполивные  баржи. Есть также суда - рефрижераторы, суда для перевозки сжиженного газа, овощевозы, химические суда, автомобилевозы (вмещают до 500 машин).

Большое экономическое  значение для речного транспорта имеет расширение безперегрузочного  сообщения с применением специальных судов типа "река-море". Эти суда имеют грузоподъемность 2000-2700 тонн. Нефть перевозят 5000 тонн.

На водном транспорте имеются явственные транспортные пути (реки, озера, моря). А также сложные  гидротехнические сооружения, т.е. искусственные (водохранилища, каналы, шлюзы). Судоходство совершается не по всей ширине, а по судовому каналу – фарватеру. Фарватер рассчитан на пропуск 2-хвстречных судов. Его обозначают специальными знаками. Судовые каналы устраивают открытыми, когда реки одного уровня, и шлюзованными, когда реки на разных уровнях. Есть еще обходные каналы к шлюзам. Радиусы каналов не менее 6 длин расчетного судна. Глубина канала берется с запасом 1 метр.

Каналы питаются водой, самотеком из рек, озер или подачей  воды насосами на высшую точку канала. Шлюзы сооружают для пропуска судов через плотины, камеры с 2-мя торцевыми воротами. Шлюзы бывают: однокамерные и многокамерные. Однокамерные шлюзы применяются, когда разность воды не превышает 20-25 метров. Многокамерные шлюзы применяются, когда разница больше. Шлюзы бывают: односторонние и двусторонние.

Речные порты  и пристани по своему назначению они  бывают:

- рыбные;

- грузовые;

- военные;

- затоны.

Порты бывают:

1) русловые;

2) внерусловые;

3) бассейновые.

Водная поверхность  в районе порта называется акваторией.

Пристань – прибрежный путь посадки или высадки пассажиров. Они бывают плавучими (дебаркадами).

Морские порты:

Морские поты бывают:

- торговые;

- рыбные;

- военные;

- промысловые.

Имеются специализированные порты:

- угольные;

- лесные;

- поливные;

- комбинированные.

54% портов у России. Из 77 крупных портов у нас осталось 40. Порты делятся на 3 категории.  И есть вне категорий: Ленинград,  Одесса, 
Новороссийск, Охотка и т.д.

Основы организации  движения флота:

1) Речной флот:

- свободное движение;

- участковое движение.

Сквозное движение – движение на линиях от погрузки до разгрузки без перевалок. Участковое – движение по системе тяговых плеч. Сквозное движение лучше. Движение поездов происходит по единому графику.

Руководит движением  диспетчерский аппарат, имеющий современные виды связи.

2) Морской флот в зависимости от назначения движения делится на:

- внутренние (к саботажные)- 10%;

- внешние (заграничные)  – 90%.

Плавание организуется по 2-м формам:

1) линейное (регулярное);

2) рейсовое (нерегулярное).

В США доля внутренних морских путей составляет 10%, в  РФ < 1%. В США климат позволяет  осуществлять перевозки круглый  год, а в России 6 месяцев, а завоз  на Крайний Север – 2-3 месяца.

 

2.4. Магистральный  трубопроводный транспорт

 

Парламент России собирается принять федеральный закон о  магистральном трубопроводном транспорте России. Этот важнейший документ должен быть принят как можно скорее, т.к. заместитель председателя по энергии  Шакиров, сказал, что состояние системы  магистральных трубопроводов приближается к той критической черте, за которой реально возникает угроза национальной безопасности.

Система магистральных  трубопроводов – это нефть (газ) и нефтепродукты.

В XX веке она была уникальной по производительности, протяженности и сложности. В 90-е годы строительство новых трубопроводов прекратилось, и страна донашивает созданную систему. Ее потеря грозит большими экономическими убытками. Общая протяженность в настоящее время 215 тыс. км.

В СССР было 250 тыс. км. По ним перемещается 100% добываемого газа, около 99% нефти и более 50% продукции нефтепереработки. Специалисты считают, что если не возродить работы по созданию нефтепроводов и их реконструкции, то России угрожает возможность оказаться в топливно-энергетической зависимости от Запада через 5-7 лет (по оценке Совета Безопасности России).

Магистральные трубопроводы являются самым дешевым видом  транспорта для массовых грузов (жидких, газообразных и твердых тел).

Действующая сеть трубопроводного  транспорта в основном построена  в 70- 90 годы XX века. Хотя первый трубопровод был построен в Баку в 1970 году.

Диаметр этого трубопровода был 100 мм, протяженность - 12 км. Шухов  построил трубопровод Баку-Батуми и  нефть начала уходить на экспорт.

Трубопроводный  транспорт имеет следующие преимущества:

1) трубу можно проложить между любыми пунктами по более короткому направлению с преодолением водных преград;

2) первоначальные удельные затраты на строительство одного километра трубопровода в 2 раза ниже, чем на строительство железной или автомобильной дороги с соответствующей провозной способностью;

3) эксплуатация трубопроводного транспорта непрерывно надежна (?), т.е. не зависит от климата и времени года;

4) герметичность исключает потери в 2-3 раза по сравнению с железной и автомобильной дорогой;

5) полная автоматизация процесса, поэтому маленький штат обслуживания, а отсюда большая производительность труда;

6) низкая себестоимость (в 3 раза дешевле, чем на железной дороге).

Недостаток: Большая металлоемкость (трубы очень дорогие). Как нефть, так и газ должны быть специально подготовлены к транспортировке на промыслах.

Нефте и продуктопроводы:

Они бывают:

- магистральные;

- промысловые;

- разводящие;

- базовые.

Магистральные: длина >1000 км; диаметр – 1020 мм, 1400 мм до 2500 мм; давление – 50-60 атмосфер.

Скорость движения нефти  – 1-1,5 м/сек.

Для снижения сопротивления  внутри трубы укладывают пластики, эпоксидную смолу. Трубы укладывают в траншею до 2,5 м глубиной. Для  защиты от коррозии делают изоляцию от блуждающих токов, строят станции катодной защиты (они дорогостоящие). На повышенных местах трубопроводы имеют устройства для выпуска скапливающихся воздуха, а в пониженных местах – осадочные колодцы для песка и грязи. На станциях перекачки находится насосное и машинное отделение, резервуары, контрольно-измерительные приборы (КИП) и автоматика, ремонтные хозяйства и дома для жилья.

Станции перекачки  бывают:

- головными;

- промежуточными (через  100 и более км);

- конечные (нефтебазы).

Хранилища бывают:

- стальными;

- бетонными;

- стекловолоконными.

Американцы имеют резервуары из пластика, который они затопляют  в океане.

Применяются телесистемы дистанционного наблюдения.

Информация о работе Технико-экономические характеристики магистральных видов транспорта общего пользования