Терминология и структурные элементьы логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

В процессе научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной среды. Для сохранения своих рыночных позиций компаниям необходимо прилагать определенные усилия в направлении повышения уровня технологичности и эффективности бизнес-процессов. Речь идет о перестройке бизнеса на основе логистического подхода.
Логистика - это наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в производстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Логистика рассматривается как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании.

Содержание

Введение……………………………………………………… 3- 4 стр.
Терминология и структурные элементы логистики……….. 5-17 стр.
Заключение…………………………………………………... 18-19 стр.
Список используемой литературы…………………………. 20 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 45.72 Кб (Скачать файл)

   Такие американские исследователи, как М.Портер, Д.Сток и некоторые другие, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения, и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.

   Приверженцами расширительного толкования логистики являются и французские специалисты Э.Мате и Д.Тиксье, которые подразумевают под ней «способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения … способ организации деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации экономических целей».

По мнению данных специалистов «… логистика находится в самом сердце осуществляемого компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых действий; несомненно, она представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы».

 

 

   К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся также английские ученые Д.Бенсон и Дж.Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.

   Из приведенных определений логистики иностранными специалистами следует, что она представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений этого может служить создание на ряде фирм логистических структур, поглотивших ранее функционировавшие подразделения маркетинга. Более того, английские исследователи М.Кристофер и Г.Уилс считают, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Ей, полагают они, должны принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов.

   Разнобой в определении логистики обусловлен рядом причин. Одна из них заключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозки, складирования и т.д. Другой причиной являются существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах. Третья причина заключается в множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы:

  • логистика и электронная обработка данных;
  • закупка сырья и материалов;
  • планирование материально-технического снабжения;
  • планирование выпуска продукции;
  • совершенствование качества продукции;
  • планирование и управление производством;
  • складские системы;
  • планирование сбыта;
  • рынок сбыта;
  • структура сервиса;
  • организация обслуживания клиента;
  • планирование финансов;
  • текущая финансовая деятельность;
  • структура кадровой системы;
  • планирование и управление кадрами.

   В современных условиях выделяют несколько видов логистики:

  • логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);
  • производствен-ную логистику; сбытовую

(маркетинговую, или распределительную логистику).

  • транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики.

   Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой. Если следовать логике западных специалистов, то число видов логистики можно было бы продолжить.

   Оперирование понятиями логистики имеет не только терминологическое значение. Оно находит отражение в расширении сферы деятельности логистики, в создании соответствующих новых организационных структур управления фирмами, специальных подразделений для руководства перемещением грузов на складах предприятия, осуществления маркетинга и материального распределения при реализации готовой продукции.

Поэтому, на наш взгляд, было бы корректнее вести речь не о видах логистики, а о логистических функциональных областях.[1, 10-14]

Функциональные области логистики:

1. Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией, позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя, или ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.

2. Транспорт. Включает в себя при логистическом подходе не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю.

Основными характеристиками транспорта являются стоимость и  надежность.

3. Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.

4. Информация. Логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем, передающих заказы, требования об отгрузке, транспортировке продукции и т.д.

5. Производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства.

5.1. Кадры. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.

5.2.Обслуживающее производство. Подразделения логистики, обслуживающие процесс производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения.

   Некоторые экономисты не рассматривают производственную единицу как функциональную область в системе логистики. Однако отмечают, что производственные мощности и экономическая приспосабливаемость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основными проблемами производственного планирования являются определение размера и размещение предприятия. [4, 9-10]

   Между указанными областями логистики существует взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы.

   Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей

(так называемых систем - «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы под индивидуальные заказы.

   В логистической цепи проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя и выделяются следующие главные звенья:

-  закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;

- хранение продукции и сырья;

- производство товаров;

- распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции;

- потребление готовой продукции.

   Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики.

   К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления.

   Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. работников, выполняющих все последовательные операции.

   Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро - и микрологистику.

 

 

   Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья и материалов,

с выбором транзитной или  складской схемы доставки товаров.

   Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации товаров и контроль над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий. Отличие между макро - и микрологистикой состоит так же в том, что в масштабах первой взаимодействие между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли-продажи товаров, а в рамках второй - на бестоварных отношениях. [1, 14-16]

   В связи с вышеизложенным материалом, главной задачей логистики следует определить разработку тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом.

   Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.

   Одной из ведущих задач логистики является также совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

С этой задачей сопряжено решение таких проблем, как:

- соответствие друг другу материальных и информационных потоков;

- контроль за материальным потоком и передача данных в единый центр;

- определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

- установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;

- определение объема производства, транспортировки и складирования;

- расхождение между намеченными целями и возможностями производства.

   Выполнить эту задачу можно с помощью решения научных проблем развития самой логистики, начиная от структуризации технологии ее цепей и заканчивая различными локальными задачами.

  В соответствии с современными задачами логистики различают ее функции: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движения материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия - производителя к потребителям.

   К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование развития потенциальных рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.

   Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны: маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует.

   В известной степени эта формулировка применима и к координации взаимоотношений логистики и производства, так как логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации.

   В рамках координационных функций логистики выделилось одно из ее направлений - оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирмы. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения сырьем и комплектующими.

Информация о работе Терминология и структурные элементьы логистики