Совершенствование планирования закупок материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование функции планирования закупок в ОДО «Стройуголок» и разработка предложений по совершенствованию ее реализации.
Для того, чтобы достичь цели работы, необходимо выполнить ряд задач:
1) Изучить теоретические основы планирования закупок на предприятии.
2) Осуществить анализ планирования закупок в ОДО «Стройуголок»,
3) Разработать предложения по совершенствованию закупочной деятельности в ОДО «Стройуголок».

Содержание

Введение 3
1. Планирование закупок в логистической системе предприятия 4
1.1. Логистический подход к планированию закупок на предприятии 4
1.2. Научно-методические основы разработки плана материально-технического обеспечения на предприятии 7
2. Анализ планирования закупок на предприятии ОДО «Стройуголок» 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2. Анализ планирования материально-технических ресурсов на предприятии 19
3. Совершенствование планирования закупок в ОДО «Стройуголок» на основе автоматизации закупочной деятельности 27
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 3. Планирование закупок Документ Microsoft Word.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Логистика

на тему: Совершенствование планирования закупок материальных ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Работа любого предприятия зависит от наличия сырья,  материалов, товаров и услуг, которые поставляют ему другие организации. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещения, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы. Как правило, ни одна организация, предприятие, учреждение не являются самодостаточными.

Деятельность управлению закупками направлена на то, чтобы компания получала необходимое по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.

Планирование закупок – важнейшая функция управлению

Невозможно представить себе предприятие, которое работало бы без плана, то есть без определения целей и методов их достижения. Невозможно также представить, что какое-то предприятие может добиться успеха, не сумев организовать работу по плану и не сумев организовать процесс планирования.

Специалисты в области планирования, в частности, Ильин А.И., считают, что в последние годы уровень планирования на отечественных предприятиях снизился [7, с.23]. Они называют различные причины такого положения, однако, на мой взгляд, основной из них является противоречиями между экономической наукой и практикой хозяйствования.

Актуальность темы курсовой работы «Совершенствование планирования закупок материально-технических ресурсов» обусловлена необходимостью повышения уровня планирования закупок на предприятиях.

Объектом исследования данной курсовой работы является закупочная деятельность предприятия ОДО «Стройуголок».

Предмет исследования – планирование закупок на предприятии ОДО «Стройуголок».

Цель работы – исследование функции планирования закупок в ОДО «Стройуголок» и разработка предложений по совершенствованию ее реализации.

Для того, чтобы достичь цели работы, необходимо выполнить ряд задач:

  1. Изучить теоретические основы планирования закупок на предприятии.
  2. Осуществить анализ планирования закупок в ОДО «Стройуголок»,
  3. Разработать предложения по совершенствованию закупочной деятельности в ОДО «Стройуголок».

Структура курсовой работы построена в соответствии с решаемыми задачами.

Информационной базой для выполнения курсовой работы служат литературные источники по означенной теме, а также материалы по предприятию ОДО «Стройуголок», отражающие положение дел в сфере планирования материальных ресурсов.

1. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Логистический подход к планированию закупок на предприятии

 

Логистика закупок (снабжения), являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.

Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения [4, с.85]:

- анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;

- определение метода закупок;

- согласованность цены и заключение договора;

- установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;

- организация размещения товаров на складе.

Качественное планирование и информационное обслуживание логистики снабжения решает также задачу уравновешивания противоречия между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизации складских запасов.

Рассмотрим основные задачи планирования закупок.

Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых материалов. В процессе планирования закупок необходимо определить [1, с.132]:

  • какие материалы требуются;
  • количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;
  • время, когда они понадобятся;
  • возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;
  • требуемые площади складских помещений;
  • издержки на закупки;
  • возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.

Существует множество методик определения того, сколько необходимо закупать материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков, но все они требуют информации о том, как использовались аналогичные материалы в прошлом.

Потребность в материалах можно рассчитать, рассматривая определенную программу производства конечного продукта. В этом случае речь идет о зависимом спросе, который рассчитывается при помощи методики MRP-1 (планирование потребности в материалах). Принцип ее прост: исходная точка — это предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Сборка конечной продукции из закупаемых и производимых самостоятельно материалов закрепляется в списках. При этом должно быть известно время поставок материалов и время производства их на собственном предприятии. Далее, исходя из времени поставок конечного продукта потребителю, определяют брутто-потребность в поставляемых и производимых самостоятельно материалах.

Брутто-потребность переводится затем в нетто-потребность, при этом учитывают:

  • наличный запас;
  • плюс уже заказанные материалы и уже запланированное собственное производство;
  • минус уже предназначенный для предыдущей серии продукции заказ.

На основании данных расчета определяют время выполнения заказа. Это время с момента подачи заказа до момента поставки продукта.

Преимущество применения методики планирования потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются, исходя из потребностей в конечном продукте.

Если спрос потребителей колеблется, следует пользоваться методом сглаживания таких колебаний.

Применение этого метода целесообразно в случаях регулярно повторяющихся (например, сезонных) колебаний спроса на конечный продукт.

Сглаживание достигается сравнением фактического потребления в предшествующем периоде и прогнозными значениями, рассчитанными для этого же периода:

Прогноз на новый период == Прогноз на предшествующий период + ах; Весомость цифр в отдельные периоды корректируется с помощью так называемого фактора «а», значение которого находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение «а», тем весомее влияние ближайших прошедших периодов и метод более подходит для оценки фактического потребления.

В логистике используются и другие методы определения потребности в материалах, как-то [8, с.92]:

- детерминированный;

- стохастический;

- эвристический.

Первый используется, когда известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам. Второй — когда основой для расчета являются математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность. С помощью третьего метода потребность определяется на основе опыта работников.

Все рассмотренные методы определения количества, времени и периодичности закупок имеют свои достоинства и недостатки с точки зрения точности, затрат времени, стоимости услуг или определении потребностей в материалах. Выбор зависит от [8, с.93]:

- профиля фирмы;

- возможностей заказчика; — типа изделий;

- наличия и вида складов;

- системы контроля за состоянием запасов.

Определение метода закупок. Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, от состава комплектующих изделий и материалов. Основными методами закупок являются [9, с.112]:

-   оптовые закупки;

-   регулярные закупки мелкими партиями;

- закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.

У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки. Рассмотрим наиболее часто используемые методы.

а) Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки).Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.              

б) Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.

в) Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:

- полный перечень товаров;

- количество товара, имеющегося на складе;

- требуемое количество товаров.

Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.

г) Получение товара по мере необходимости Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

- количество не устанавливается, а определяется приблизительно;

- поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

- оплачивается только поставленное количество товара;

- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

д) Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода — покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток этого метода — в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, измельченностью заказов и множеством поставщиков.

При планировании закупок после определения потребности и расчета количества часто возникает необходимость принять решение о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самому. Для принятия такого решения необходимо сопоставить затраты на закупку и на собственное производство.

В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика. Необходимо также учесть затраты на заказ; транспортировку, страховку и упаковку; складирование; обработку (переработку, сортировку и т. п.); персонал, связанный с закупками.

Затраты на производство состоят из стоимости сырья, энергии, рабочей силы, хранения и накладных расходов.

Сравнив, затраты на собственное производство по каждому материалу (детали, изделию) с затратами на закупку, можно принять решение.

Решение в пользу производства на месте может быть принято и без помощи расчетов, например, если есть уверенность в том, что предприятие способно использовать свои основные фонды и персонал более эффективно, организовав производство некоторых деталей, необходимых для изготовления конечной продукции, сократив, кроме того, расходы на сырье, рабочую силу, энергию и складские помещения.

 

1.2. Научно-методические основы  разработки плана материально-технического  обеспечения на предприятии

 

План МТО производства является одним из основных разделов плана экономического и социального развития предприятия, главным заданием которого является определение потребности предприятия в материальных ресурсах и источниках их покрытия на плановый период. Разработка планов МТО содействует успешному решению проблем обеспечения сырьем, материалами, комплектующими, топливом, энергией и другими видами ресурсов, необходимых для осуществления процесса производства. Одновременно с этим в плане МТО определяются поставщики и срок поставок материалов. При составлении плана учитывают полную потребность в материальных ресурсах, требуемых для производства продукции, экспериментальных и ремонтных работ, изготовления технологических инструментов. Потребность в материальных ресурсах рассчитывает отдел МТО вместе с отделами главного механика, главного энергетика, техническим и планово-экономическим отделами. От качественного и своевременного обоснования плана зависит выполнение производственной программы предприятия.

Информация о работе Совершенствование планирования закупок материальных ресурсов