Роль логистики на транспорте, её функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 09:49, контрольная работа

Краткое описание

Характерной чертой XXI века являются процессы глобализации жизни мирового сообщества. Применительно к транспорту это означает, что отныне все достоинства и недостатки транспортной системы той или иной страны имеют уже не только внутренние, но и внешние проявления. Так, если национальная транспортная система развита неадекватно требованиям рынка (например, пропускная способность транспортной сети недостаточна для освоения существующих и прогнозируемых объемов перевозок, отсутствует гибкая тарифная политика и т. д.), то экспортно-импортный потенциал страны снижается и как следствие национальное благосостояние, по крайней мере, не улучшается.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Основные логистические функции и задачи…………………………………5
Глава 2 Новые технологии в логистике………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика реферат.docx

— 42.36 Кб (Скачать файл)

Задачи транспортной логистики:

1. определение вида транспортировки грузов;

2. выбор вида транспорта и типа транспортных средств;

3. совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

4. совместное планирование транспортировки грузов с участием различных видов транспорта;

5. обеспечение  технологического единства транспортно-складского  процесса;

6. определение рациональных маршрутов доставки.

Функционирование  экономики в рыночных условиях выдвигает  перед автомобильным транспортом  ряд проблем по адаптации к  рыночной экономике. Предприятия автомобильного транспорта должны пересмотреть весь характер своей коммерческой и производственной деятельности, направив ее на анализ, изучение и удовлетворение потребностей потребителей услуг.  Характерными чертами функционирования автотранспорта в условиях рыночной экономики являются такие объективные  обстоятельства, как новые экономические  условия работы автомобильного транспорта и потребителей его услуг, формирование рынка услуг транспорта, усиление конкуренции между предприятиями  транспорта и различными видами транспорта.

Без учета  требований рынка не может нормально  развиваться ни одно предприятие. Конечной целью любого предприятия транспорта, функционирующего в условиях рынка, является получение прибыли на основе производства услуги, необходимого потребителю.

Работникам  предприятий автомобильного транспорта  необходимо четко представлять себе роль и место автомобильного транспорта в рыночной экономике. Те предприятия  транспорта, которые быстрее других приспособятся к рынку, займут лидирующие позиции и будут иметь прочное  экономическое положение.

Для существования  полнокровного рынка недостаточно наличия на нем транспортных предприятий  и потребителей их услуг, необходима также широкая сеть транспортно-экспедиционных, лизинговых, информационно-посреднических и других предприятий.

Для стран  с развитой рыночной экономикой характерна специализация деятельности предприятий  транспорта, которая позволяет каждому  отдельному участнику процесса доставки добиваться высокого уровня качества обслуживания  при меньших затратах в том сегменте рынка услуг  транспорта, то есть в предписанном им на основании полученного разрешения (лицензии) виде деятельности. Предприятия транспорта делятся на следующие группы: транспортные, экспедиционные, информационно-посреднические, стивидорские, лизинговые, по ремонту подвижного состава и оборудования и т.п.

Помимо  специализации по виду деятельности, существует также специализация  по виду перевозимых грузов, по характеру  маршрутов и т.п.

Экспедиционные  предприятия наряду с обслуживанием  потребителей оказывают услуги транспортным предприятиям, предлагая и выполняя оптимальные варианты доставки груза, в частности, в смешанном сообщении.

Информационно-посреднические предприятия осуществляют функцию  поиска груза для тех или иных перевозчиков или поиска перевозчика  для определенных грузоотправителей. В отличие от перевозчиков или  экспедиционных предприятий, посредники не несут ответственности за организацию  и выполнение доставки.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов  в общем составе логистичесих издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само осуществление материального потока.

Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений  от отрасли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг  – транспортно-логистического сервиса. При этом современную практику транспортировки с позиции логистического сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: "нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами”. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивали бы наилучшее качество логистического сервиса.

Характерными  для функционирования предприятий  транспорта в условиях рыночной экономики  являются такие объективные обстоятельства, как формирование рынка транспортных услуг, усиление конкуренции между  предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей.

Поскольку логистика как наука занимается прежде всего управлением всеми потоковыми процессами (материальными, информационными и финансовыми), а перемещение и, следовательно, управление материальным потоком невозможно без его перевозки, транспортное обеспечение логистических процессов или транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции.

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства, транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

 

Глава 2 Новые технологии в логистике

 

К настоящему моменту логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении современными предприятиями. Логистический подход к объекту управления, инструменты и методы логистики применяются в самых различных областях менеджмента. Наличие логистического подразделения в компании уже не является чем-то необычным, а рассматривается как обязательная составляющая оргструктуры успешного предприятия. Область компетенции специалистов в сфере логистики охватывает управление самыми разными объектами – документооборот, людские, информационные, финансовые и товарно-материальные потоки. Именно управление товарно-материальными потоками, их оптимизация являются наиболее распространенными задачами менеджмента в среде коммерческих предприятий. Логистика как сфера деятельности неоднородна – разделяют логистику закупок и продаж, логистику складирования и запасов, транспортную логистику, производственную логистику и логистику цепей поставок (управление цепями поставок) (4; 9).

Очевидно, что в идеале каждое предприятие, применяющее Логистический подход в своей деятельности, должно стремиться к созданию отлаженного механизма SCM. Наличие работающей системы управления цепочками поставок позволяет полностью контролировать весь поток товарно-материальных ценностей – от поставщика до покупателя, - оптимизировать каждый шаг на пути движения товаров, информации и финансов, достигая значительной экономии ресурсов предприятия. Однако данная технология предъявляет очень высокие требования к информационной оснащенности компаний, к уровню развития и стандартизации взаимосвязей между организациями - звеньями цепочки поставок. Поэтому для большинства предприятий в нашей стране SCM является пока что целевой перспективой, по направлению к которой происходит постепенное движение. В первую очередь - это решение задачи по организации единого информационного пространства внутри компании, автоматизация процессов и анализ получаемой информации (4).

Реализация  этой задачи в каждом случае индивидуальна  и зависит от множества факторов – от размера бизнеса компании, специфики отрасли, от состояния  комплекса информационных систем предприятия  и, наверное, главное – от того, какие  проблемы и потребности существуют на предприятии в данный момент, что является «узким местом» в  его работе. Значительное количество предприятий начинает свое движение к SCM с внедрения систем автоматизированного  управления складами – информационных систем класса WMS. В настоящее время  рынок программного обеспечения  предлагает довольно широкий ассортимент  складских систем управления, среди  которых достойно представлены и  российские разработки. Наиболее распространенной на рынке стран СНГ и Балтии системой, насчитывающей сотни зарегистрированных пользователей, является «1C-Логистика: Управление складом» - совместное решение  фирмы 1С и компании AXELOT. Современные  информационные технологии, поставленные на службу логистики, предлагают оптимальные  решения для множества складских  задач – от простейшего учета  до новейших технологий автоматической идентификации на каждой стадии товародвижения.

Как показал  опыт внедрения складских систем автоматизации, основные потребности  предприятий, связанные со складским  хозяйством, практически одинаковы для большинства участников рынка. В первую очередь, это оперативный сбор и всесторонний анализ информации о товаре, проходящем через склад предприятия, высокая скорость исполнения складских операций и точность идентификации товара, обеспечение контроля сотрудников склада и формирование обоснованной системы мотивации персонала. Эти проблемы можно назвать потребностями базового уровня, и часто их решение с помощью автоматизированных систем управления складским хозяйством уже является достаточным для заметного роста эффективности работы склада.

Конечно, применение современных информационных систем в работе склада решением перечисленных  задач не ограничивается. В процессе развития складского хозяйства полнофункциональная WMS система может обеспечить значительный рост оборота предприятия за счет ускорения и оптимизации бизнес-процессов, предоставить многоуровневую аналитику, автоматизировать нетиповые складские  операции. На этом уровне автоматизации  особое внимание уделяется применяемой  технологии идентификации товаров. К используемым в настоящее время  технологиям идентификации можно  отнести следующие: визуальная идентификация («бумажная» технология), идентификация  с помощью штриховых кодов (линейных и двумерных) и радиочастотная идентификация (RFID). Последние два варианта объединяет термин «автоматическая идентификация», к которой относят еще и  биометрию. Объектами идентификации  является собственно товар, его упаковка (как индивидуальная, так и групповая  и транспортная), а также места  хранения, оборудование, персонал, бланки документации (4;7).

Следует отметить, что, несмотря на то, что технологии автоматической идентификации являются более точным способом работы с товаром, тем не менее, по-прежнему остаются склады, специфика которых не требует  применения автоматической идентификации. Для них именно «бумажная» технология представляет собой оптимальное  сочетание цены внедрения и получаемой эффективности. Часто именно «бумажная» технология помогает результативно  решить задачу автоматизации складского хозяйства в процессе переезда в  новое помещение, когда критичным  является время внедрения системы WMS, в течение которого складу необходимо адаптироваться на новом месте. При этом на помощь логистическим и информационным технологиям приходят новые решения в области управления проектами. Это «базовая» технология внедрения систем автоматизации, позволяющая оптимально решать задачу автоматизации с точки зрения баланса результата и затраченных ресурсов. Данный способ ведения проекта включает в себя все основные инструменты полномасштабной автоматизации (этапность выполнения работ, команда проекта, документация), однако использует их в минимально необходимом объеме. Таким образом, достигается надлежащее качество исполнения при быстроте реализации проекта и разумной экономии ресурсов.

Тем не менее, все чаще при автоматизации склада используется главное преимущество штрих-кода перед «бумагой» - возможность  значительно снизить вероятность  ошибки и ускорить выполнение складских  операций с помощью сканирования штрих-кода идентифицируемого объекта. Применение штрих-кодирования в складских бизнес-процессах прошло две ступени развития – сбор и обработку данных в режимах off-line (batch-терминалы) и on-line (радиотерминалы). В настоящее время на складах используются оба способа сбора данных. Радиотерминалы обладают большими функциональными возможностями (скорость обработки данных, гибкость настройки бизнес-процессов), но в то же время они заметно дороже, чем batch-терминалы. Поэтому там, где не требуется высокая скорость обмена данными между терминалом и информационной базой, внедрение batch-терминалов может быть более выгодным. Однако, ценовой разрыв между off-line и on-line оборудованием постепенно сокращается, и радиотерминалы находят все большее распространение на складах, желающих внедрить систему штрих-кодирования. В настоящее время большинство проектных решений нашей компании по автоматизации складских комплексов включает в себя автоматическую идентификацию с применением радиотерминалов (3;4).

Говоря  о новых технологиях в логистике, нельзя не сказать о технологии RFID, применяемой как в складском  хозяйстве, так и в других областях логистики. Обладая точностью и  скоростью штрих-кодирования, она открыла также возможность автоматически идентифицировать множество движущихся объектов на значительном (по сравнению с технологией штрих-кодирования) расстоянии. При этом необязательно, чтобы радиометки находились в открытой видимости считывающего устройства. Это особенно ценно при организации контроля в процессе транспортировки товара. Применение RFID сдерживается высоким ценовым фактором и отсутствием единых мировых стандартов, регламентирующих данную технологию. Стоимости меток RFID и штриховых идентификаторов могут отличаться на порядок, особенно в тех случаях, когда штрих-код наносится полиграфическим методом непосредственно на товар или его упаковку.

Не менее  важной составляющей процесса управления цепочками поставок является управление перевозками, включающее в себя управление как собственно автопарком (для предприятий, имеющих свой транспорт), так и  процессом транспортировки, который  присутствует в бизнес-процессе любой  компании, независимо от используемого  типа транспорта. Темпы роста объемов  грузопотоков и объективная необходимость  повышения уровня обслуживания контрагентов приводят предприятия к пониманию  необходимости минимизировать издержки, связанные с перевозкой грузов. Минимизация  таких издержек достигается при  помощи организационных мероприятий  в комплексе с внедрением автоматизированных систем управления автопарком и/или  перевозками.

Информация о работе Роль логистики на транспорте, её функции и задачи