Правовая сущность договора перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско–правовых договоров, применяемых в транспортной сфере, рассмотрение и комплексное исследование основных элементов договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие сущности договора перевозки грузов;
- рассмотреть виды договоров перевозки в соответствии с видами транспорта;
- выявить особенности договора перевозки груза;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА……………
1.1 Понятие и сущность договора перевозки груза……………………………..
1.2 Виды перевозок и грузов………………..………………………………….....
1.3 Регулирование договора перевозки груза…………………………………...
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ…………
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА……………...
3.1Ответственность перевозчика ………………………………………………..
3.2 Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности…………
3.3 Особенности международного договора перевозки груза……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ………………………........

Вложенные файлы: 1 файл

Правовая сущность договора перевозки грузов.docx

— 76.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

4.3. Карнет TIR

 

Третьим и наиболее заметным элементом всей системы TIR. помимо таблички TIR на самих транспортных средствах, являются карнеты TIR, которые представляют собой основной административный элемент системы TIR. IRU выдает карнет TIR национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах, подписанных ими и IRU. Каждое национальное гарантийное объединение выдает карнет TIR перевозчикам в своей стране в соответствии с условиями, определенными в декларации об обязательствах, подписанной перевозчиком и объединением. Карнет TIR состоит из двух страниц обложки, неотрывного листка и корешков № 1 и № 2 (называемого желтым манифестом), отрывных листков и корешков (№ 1 и № 2), протокола и, если необходимо, специального листка для смешанных перевозок (который, однако, не касается таможенных органов). Первая страница обложки печатается на английском и французском языках, на второй странице приведены правила пользования карнетом TIR на французском языке и на третьей странице - на английском. Желтый манифест печатается на языке страны отправления, отрывные листки № 1 и № 2 и корешки - на французском языке, Желтый манифест имеет целью облегчить заполнение карнета TIR и проведение необходимых проверок в случае какого-либо спора по таможенным вопросам. Он ни в коем случае не должен отделяться от карнета TIR. Протокол заполняется в случае повреждения в пути таможенных печатей и пломб или уничтожения, или повреждения грузов при неповрежденных печатях и пломбах, а также при необходимости переотправки грузов или их срочной разгрузки. Специальный листок для смешанных перевозок служит для более точной идентификации перевозчиков в том случае, если используется более одного вида транспорта. Первая страница обложки, а также отрывные листки и корешки, расположенные по два (№ 1 и № 2), являются наиболее важной частью карнета TIR в том, что касается контроля, проводимого таможенными органами, и действия системы гарантии. Комплект из двух отрывных листков и двух корешков (№ 1 и № 2) выдается в каждой стране, в которой осуществляется любая операция TIR. Применяемый в настоящее время карнет TIR содержит 14 или 20 отрывных листков и корешков (№1 и № 2), вследствие чего он может использоваться самое большее в 7 или 10 странах. Предъявление карнета TIR, содержащего названия, печати и подписи IRU и выдавшего его объединения, а также должным образом заполненного перевозчиком, уже само по себе является доказательством существования и реальности гарантий. Карнет TIR действителен до завершения операции TIR на таможне страны назначения при условии, что она была начата на таможне страны отправления в сроки, установленные выдавшим ее объединением. На каждую перевозку одним транспортным средством или контейнером выдается один карнет TIR. Вместе с тем один карнет TIR может также выдаваться на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно транспортное средство или на состав транспортных средств.

 

 

 

4.4. Взаимное признание  мер таможенного контроля

 

Четвертым и последним  основным элементом, лежащим в основе системы TIR, является принцип приемлемости мер таможенного контроля, принятых в стране отправления, для стран  транзита и назначения. Согласно этому  принципу грузы, перевозимые в соответствии с процедурой TIR опломбированными дорожными  транспортными средствами или контейнерами, обычно не досматриваются на промежуточных  таможнях, в чем как раз для  перевозчика и заключается главное  преимущество системы TIR. Безусловно, это  не исключает права таможни проводить  выборочные досмотры в тех случаях, когда имеются подозрения в каких-либо нарушениях, однако, как это принимается  и даже указывается в Конвенции, такие досмотры должны производиться  в порядке исключения. Эта процедура, будучи весьма привлекательной для  перевозчика, по сути дела означает, что  досмотр, произведенный таможней места  отправления, приемлем для всех других таможенных служб в ходе транзитной операции TIR. Вследствие этого таможня  места отправления играет решающую роль, поскольку от нее зависит  то доверие, которое все соответствующие  таможенные органы будут иметь к  эффективному функционированию системы TIR. В этой связи крайне важно, чтобы  в таможне места отправления  проводился строгий и полный таможенный досмотр, поскольку от этого зависит  функционирование всей системы TIR. Поэтому  особенно недопустимы следующие  нарушения:

- ложная декларация о  грузах, позволяющая заменить их  другими грузами во время перевозки  (например, загружаются сигареты, а  заявляются обои);

- перевозка грузов, не  включенных в грузовой манифест  карнета TIR (например, сигареты, алкогольные напитки, наркотики, оружие).

 

 Таможня места отправления  должна также до наложения  печатей и пломб проверить  состояние дорожного транспортного  средства или контейнера, а в  случае крытых брезентом транспортных  средств или контейнеров - состояние  брезента и его креплений.

 

 

 

5. Преимущества системы  TIR

 

 

 

Система TIR имеет явные  преимущества для таможенных органов, поскольку она сокращает число  обычных требований, предусмотренных  процедурами национального транзита. В то же время она позволяет  избежать больших затрат времени  и средств при физическом досмотре в странах транзита помимо осмотра печатей и пломб и внешнего состояния транспортных средств и контейнеров. Она также позволяет избежать применения национальных гарантий и оформления национальных документов.

 

Кроме того, ее преимущество вытекает из того факта, что операции международного транзита обеспечиваются лишь одним транзитным документом - карнетом TIR, что ограничивает возможность предоставления неточной информации таможенным органам. Устраняя отчасти традиционно существующие препятствия на пути международных грузовых перевозок, система TIR содействует развитию международной торговли. Грузы могут пересекать национальные границы с минимальным вмешательством таможенных органов, что позволяет увеличить скорость доставки и значительно сократить транспортные расходы.

 

   Система TIR – за  и против  

 

Система TIR – за и против

 

Известно, что исторически  Конвенция о международных автомобильных  перевозках с использованием книжек МДП (TIR) создавалась как способ либерализации  мирового автотранспортного рынка  и должна была гарантировать ответственность  конкретного перевозчика перед  таможенными органами государств, подписавших  данное соглашение.

Тем не менее, как отмечает президент Латвийского транспортного  союза Владимир Звонарев, на практике многие изначально задекларированные  достоинства системы TIR в действительности остаются плюсами только в теории. «ВКТ» решил сопоставить теоретические  преимущества TIR с реальной ситуацией, наблюдаемой на латвийском автотранспортном рынке.

 

1. Сколько стоят 

«минимальные» гарантии?

ПЛЮС. Перевозчик, желающий получить допуск в систему TIR, согласно конвенции, предоставляет минимальные гарантии таможенным органам и может свободно работать на всем евроазиатском пространстве, в первую очередь, в странах СНГ.

МИНУС. В реальной жизни  для того, чтобы получить допуск к TIR, перевозчику необходимо вложить  немалые денежные средства. При этом, не имея карнета TIR, транспортные компании оказываются ограниченными в своей работе границами ЕС, в то время как восточноевропейские страны (Россия и другие страны СНГ) в 60% случаев приносят им основной доход.

Транспортная компания обязательно  должна вступить в Латвийскую ассоциацию автоперевозчиков Latvijas auto (вступительный взнос – 2000 латов), стать членом общества взаимного страхования Lauto klubs, основанного Latvijas auto (5000 долларов США). Кроме того, перевозчик, уже получивший доступ в систему, обязан предоставить гарантии на 5000 долларов. Итого для беспрепятственного вхождения в процедуру TIR транспортное предприятие выкладывает порядка 14 000 долларов США, не считая стоимости карнета (около 25 латов).

Дополнительные средства придется потратить перевозчику  на ежегодные членские взносы в ассоциацию Latvijas auto, на получение не обязательной, согласно конвенции TIR, страховки в обществе взаимного страхования Lauto klubs, а также на сертификацию подвижного состава по TIR в SIA Lauto serviss, на 100% принадлежащей Latvijas Auto.

 

2. Гарантийная цепочка  TIR

ПЛЮС. Система TIR подразумевает  так называемую гарантийную цепочку, суть которой заключается в следующем. Международный союз автотранспорта (IRU) является объединением, гарантирующим  ответственность перевозчика перед  таможенной комиссией ЕЭК ООН. IRU в свою очередь работает через  локальные представительства –  национальные ассоциации международных  автоперевозчиков. Таким образом, если штрафные санкции не удается взыскать с перевозчика, их выплачивает национальная ассоциация или IRU.

МИНУС. На практике эта цепочка  практически никогда не срабатывает. За редким исключением перевозчик вынужден самостоятельно оплачивать претензии  таможенных органов, выступая своего рода «козлом отпущения» за грузоотправителя и за грузополучателя.

В противном случае национальные ассоциации перестают выдавать транспортным компаниям карнеты TIR, лишая их возможности полноценно работать на рынке автоперевозок, хотя для оплаты претензий в руках IRU и национальных профессиональных объединений аккумулируются немалые денежные суммы.

 

3. «Всемирный» охват

ПЛЮС. Изначально карнеты TIR как бумажные носители применялись в любом государстве, что, несомненно, являлось плюсом системы.

МИНУС. На самом деле с  развитием технологий во многих странах  все активнее вводятся электронные  способы обмена таможенной информацией, а бумажные носители, книжки TIR, продолжают поддерживаться только в странах  с высокой коррупцией, где возможна «серая» растаможка. Таким образом, «всемирность» конвенции обеспечивается лишь в государствах, слабо поддерживающих технические инновации.

 

4. Ограничение конкуренции

ПЛЮС. Нередко руководство  ассоциации Latvijas аuto акцентирует тот факт, что доступ в систему TIR ограничен, а значит, ограничена и конкуренция среди перевозчиков. Соответственно, и фрахтовые ставки на перевозки в направлении России и других стран СНГ могут удерживаться транспортными компаниями на более высоком уровне. Несмотря на то что данное ограничение неправомерно, его все-таки можно отнести к плюсам системы, особенно для перевозчиков, работающих в ней.

МИНУС. В реальности данные высказывания являются лишь игрой слов, так как в Латвии сегодня не существует ни одного перевозчика, который  при желании не мог бы обойти условности и попасть в систему TIR. Более  того, соответствующим распоряжением  Кабинета министров ЛР разрешена  аренда транспортного средства владельцем любой транспортной фирмы.

 

5. Расходы перевозчиков 

не снизятся

ПЛЮС. Суммы, собираемые Latvijas аuto, были предусмотрены для использования в интересах всех перевозчиков, в том числе для развития коммерческих структур, создания логистических центров и т.д. Таким образом, накопленные средства должны были вкладываться в развитие сервисной инфраструктуры, чтобы, получив дополнительный доход, снизить издержки транспортных фирм и способствовать их развитию. В идеале выдача карнетов TIR могла бы проводиться бесплатно.

МИНУС. В действительности же затраты латвийских перевозчиков на оформление карнетов TIR и получение других услуг ассоциации не только не уменьшились, но даже возросли. По сути, принцип создания структур, которые должны были принести доход в пользу членов ассоциации и снизить их издержки на поддержание системы, не функционирует. Это касается и вопроса оказания юридической поддержки перевозчикам, которые вынуждены сами нанимать юристов для отстаивания собственных интересов.

 

6. В кого полетят камни?

ПЛЮС. По официальной версии перевозчик, используя систему TIR, должен получить заработанные деньги по факту  доставки груза, если тот не утерян или не поврежден в пути. А оплачивать таможенные пошлины, предусмотренные  в каждом конкретном государстве, должен законопослушный грузополучатель.

МИНУС. Практически за любые  сбои своими средствами отвечает только перевозчик, который при отсутствии достаточной суммы денег должен либо покинуть рынок, либо, договорившись  с ассоциацией, поменять название компании.

То есть, предоставляя гарантии и выплачивая солидные суммы в  пользу IRU и Latvijas аuto, латвийская транспортная компания остается без какой- либо правовой и финансовой защиты.

 

7. Политику определяют 

«избранные»

ПЛЮС. Являясь членом ассоциации, перевозчик получает все возможные  услуги от профессионального объединения. Это может быть и юридическая  поддержка, и защита от претензий  таможенных органов и многое другое.

МИНУС. В реальности данным преимуществом могут воспользоваться  лишь компании, приближенные к руководству  ассоциации. Они же являются основными  законодателями в объединении и  первыми противниками любых изменений, способных улучшить существование  остальных членов профессиональных объединений.

Таким образом, право на определение  политики ассоциации ограничено небольшим  количеством приближенных к верхушке лиц, многие из которых в реальности уже не работают на рынке автотранспортных грузоперевозок, а являются только номинальными представителями транспортных фирм.

Вместо резюме

– Сразу стоит отметить, что часть вины в сложившейся  ситуации лежит и на мне, так как  я вместе с первым президентом  Latvijas auto Юрисом Варпиньшем стоял у истоков Latvijas auto, – говорит В.Звонарев. – Тем не менее ни в одном документе не упомянута монополия Latvijas аuto на допуск в систему TIR. Нигде также не сказано, что для того, чтобы получить допуск в систему TIR, необходимо являться членом ассоциации.

Так, например, в некоторых  странах карнеты выдаются не только членам профессиональных объединений, но и любым желающим, предоставившим таможенным органам минимизированные гарантии. Тогда почему в Латвии компании, которые уже имеют выданные государством специальные разрешения (лицензии) на осуществление международных перевозок, должны подчиняться внутренним правилам негосударственной общественной организации?

Сложившийся порядок работы негласно продолжает лоббировать IRU, получающий основной доход от продажи карнетов TIR, а также гарантийные национальные объединения во многих странах, также зарабатывающие на этом. Имеются скрытые приверженцы данной системы и в Министерстве финансов Латвийской Республикии в подведомственных структурах, которым зачастую предлагаются поездки на зарубежные конгрессы, семинары и встречи членов IRU или празднично-развлекательные мероприятия, что также помогает поддерживать систему TIR при жизни.

Информация о работе Правовая сущность договора перевозки грузов