Правовая сущность договора перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско–правовых договоров, применяемых в транспортной сфере, рассмотрение и комплексное исследование основных элементов договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие сущности договора перевозки грузов;
- рассмотреть виды договоров перевозки в соответствии с видами транспорта;
- выявить особенности договора перевозки груза;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА……………
1.1 Понятие и сущность договора перевозки груза……………………………..
1.2 Виды перевозок и грузов………………..………………………………….....
1.3 Регулирование договора перевозки груза…………………………………...
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ…………
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА……………...
3.1Ответственность перевозчика ………………………………………………..
3.2 Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности…………
3.3 Особенности международного договора перевозки груза……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ………………………........

Вложенные файлы: 1 файл

Правовая сущность договора перевозки грузов.docx

— 76.96 Кб (Скачать файл)

 

Отсутствие этих условий влечет за собой признание договора незаключенным.

 

Используя  принцип  свободы  договора,  закрепленный ст. 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь, стороны  могут согласовывать и включать другие (дополнительные) условия, не противоречащие транспортному законодательству.

 

В случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения» обязательств по договору стороны несут ответственности  установленную Гражданским кодексом Республики Беларусь, транспортными  уставами, кодексами и договорами. Поэтому договор перевозки кроме  прав сторон содержит положения об обязанностях, нарушение которых влечет ответственность виновной стороны.

 

Договор фрахтования (чартер) представляет собой договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату  всю или часть транспортного  средства на один или несколько рейсов. Порядок заключения договора фрахтования, а также его форма устанавливаются  уставами, кодексами, иным законодательством.

 

Смешанная перевозка означает перевозку  грузов более чем одним видом  транспорта. Она осуществляется или  обеспечивается экспедитором по договору транспортной экспедиции в порядке, предусмотренном гл. 41 Гражданского Кодекса Республики Беларусь. Смешанная  перевозка грузов по единому транспортному  документу является прямой смешанной  перевозкой. Взаимоотношения перевозчиков различных видов транспорта, а  также порядок организации прямой смешанной перевозки определяются транспортными уставами, кодексами  и другими актами законодательства.

 

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении имеет свои особенности, которые состоят в  том, что по этому договору перевозку  выполняют различные транспортные организации (одного вида транспорта при перевозках в прямом сообщении и разных видов транспорта - при перевозках в прямом смешанном сообщении), но по одному перевозочному документу.

 

Договор с грузоотправителем заключает  первоначальный перевозчик. Другие транспортные организации, участвующие в перевозке, принимают на себя совместное обязательство  доставить груз в пункт назначения. Сроки доставки грузов определяются по совокупности сроков доставки их всеми  видами транспорта, участвующими в  перевозке, и исцеляются на основании  действующих на этих видах транспорта правил исчисления сроков доставки грузов.

 

Между предприятиями различных  видов транспорта, участвующих в  прямой смешанной перевозке, заключаются  узловые соглашения, в которых  определяются условия работы пунктов  перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.

 

Ответственность участников прямой смешанной  перевозки за надлежащее исполнение договора перевозки определяется правилом, согласно которому ответственность  за груз и его сохранность до момента  фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на стороне, принявшей груз.

 

Перевозка транспортом общего пользования  имеет место в том случае, если в соответствии с законодательством  Республики Беларусь или выданной перевозчику  лицензии вытекает, что этот перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов по обращению любого гражданина или  юридического лица. Перечень таких  перевозчиков публикуется в установленном  порядке. Договор перевозки транспортом  общего пользования является публичным  договором.

 

Договор транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции одна сторона - экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны - клиента (грузоотправителя или грузополучателя) выполнить  или организовать определенные договором  экспедиционные услуги, связанные с  перевозкой грузов. Договор транспортной экспедиции заключается в письменном виде. Клиент должен выдать экспедитору  доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Обязанности экспедитора могут  исполняться перевозчиком. По договору экспедиции предоставляются следующие  виды услуг:

  - организация перевозки определенным  маршрутом;

  - заключение от имени клиента  или своего имени договора  перевозки груза;

  - обеспечение отправки или  получения груза;

  - при необходимости получение  требующихся для экспорта и  импорта документов;

  - выполнение таможенных формальностей;

  - проверка количества и состояния  груза;

  - погрузка, выгрузка грузов;

  - уплата пошлин, сборов и  других расходов, возлагаемых на  клиента;

  - хранение грузов;

  - получение грузов в пункте  назначения;

  - другие услуги, предусмотренные  договором.

 

По договору транспортной экспедиции предусмотрена ответственность  экспедитора за неисполнение или  ненадлежащее исполнение договора перевозки. Экспедитор несет ответственность  по основаниям и в размере, которые  определяются гл. 25 Гражданского кодекса  Республики Беларусь.

 

Если экспедитор докажет, что нарушение  обязательств вызвано ненадлеэкащим исполнением договоров перевозки, то ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

 

Клиент обязан предоставить экспедитору документы и необходимую информацию о свойствах груза, об условиях перевозки и др. В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению договорных обязательств до получения такой информации. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязательств по предоставлению необходимой информации.

 

Экспедитор обязан сообщить клиенту  об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты  информации запросить у клиента  необходимые дополнительные данные.

 

Любая сторона вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону  в разумный срок (лучше установить его в договоре).

 

Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание. В соответствии с Правилами транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 1996 г. № 86 с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.02.1999 г, осуществляется транспортно-экспедиционная деятельность, которая представляет хозяйственную деятельность по организации перевозки грузов, включая их отправку и получение, а также другие операции, связанные с перевозками в соответствии с договором на транспортно-экспедиционное обслуживание.

ентарий к

 

Таможенной конвенции  о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенции  МДП)

 

Customs Convention on the International Transport of Goods under Cover of TIR Carnets (TIR Convention)

 

 

 

См.  текст Таможенной конвенции  о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция  МДП)

 

 

 

 См.  Приложения к  Конвенции МДП

 

 

 

1. Введение

 

2. Возникновение

 

3. Назначение

 

4. Принципы

 

I. Надежные транспортные  средства или контейнеры.

 

II. Международная гарантия.

 

III. Карнет TIR.

 

IV. Взаимное признание  мер таможенного контроля.

 

5. Преимущества системы  TIR

 

 

 

1. Введение

 

Международные автомобильные  перевозки грузов предполагают пересечение  территории одного или нескольких государств, при котором соответствующие  таможенные органы применяют свои национальные системы контроля и таможенные процедуры. Эти системы различны в разных странах, однако, как правило, предполагают осмотр груза на каждой национальной границе и применение национальных гарантийных требований с целью  покрытия возможной суммы пошлин и сборов во время транзита грузов по каждой из территорий. Это ведет  к значительным расходам, задержкам  и простоям при перевозке. В связи  с увеличением объема международных  перевозок возникла необходимость  упрощения таможенных формальностей, которые должны быть не слишком обременительными для таможенных органов и не слишком сложными для перевозчиков.

 

 

 

2. Возникновение

 

 

 

Комитетом по Внутреннему  Транспорту Европейской Экономической  Комиссии ООН в ноябре 1975 г. разработана  Таможенная Конвенция о международной  перевозке грузов с применением  карнета TIR1 (Конвенция TIR), которая вошла и силу с 1978 г. Предусмотренный Конвенцией TIR транзитный режим положен в основу многих региональных транзитных систем, что способствует непосредственно и косвенно облегчению международных автоперевозок не только в Европе и на Ближнем Востоке, но и в других регионах мира, например в Африке и Латинской Америке. Водителям и специалистам грузового автотранспорта, которые ездят по европейским дорогам, знакомы голубые таблички с белыми буквами TIR, позволяющие ускорить и повысить эффективность международных перевозок. Конвенция TIR охватывает более 50 стран, включая Европейское Экономическое Сообщество, и применяется в Европе, Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Чили и Уругвае.

 

 

 

------------------------------

 

1TIR - Transports Internationaux Routiers (франц.)

 

3. Назначение

 

 

 

Главная цель транзитных таможенных систем - облегчить в максимально  возможной степени международные  перевозки грузов под таможенными  печатями и пломбами, обеспечить необходимую  надежность таможенного контроля и  соответствующие гарантии. Конвенция TIR позволяет уменьшить трудности, с которыми сталкиваются перевозчики, и одновременно дает таможенным органам международную систему контроля, приемлемую для работы, и возможность осуществления таможенного контроля различными государственными системами.

 

 

 

4. Принципы

 

 

 

 Система TIR базируется  на 4 основных принципах:

 

 

 

I. Надежные транспортные  средства или контейнеры.

 

II. Международная гарантия.

 

III. Карнет TIR.

 

IV. Взаимное признание  мер таможенного контроля.

 

 

 

 Из них вытекают  следующие обязательные требования:

 

 а) грузы перевозятся  в надежных транспортных средствах  или контейнерах, которые 

 

 полностью исключают  возможность доступа к перевозимому  грузу без видимого нарушения  или 

 

 повреждения таможенного  обеспечения (пломб и печатей);

 

 б) пошлины и сборы,  в отношении которых существует  риск неуплаты, должны обеспечиваться 

 

 международной гарантией  на весь период перевозки;

 

 в) груз должен сопровождать  международно признанный карнет TIR, выданный в стране

 

 отправления и действительный в качестве контрольного документа в странах отправления,

 

 транзита и назначения;

 

 г) меры таможенного  контроля, осуществляемые в стране  отправления, должны признаваться 

 

 странами транзита  и назначения.

 

 

 

4.1. Надежные транспортные  средства или контейнеры

 

В соответствии с Конвенцией TIR перевозка грузов должна осуществляться в контейнерах или в грузовых отделениях транспортных средств, конструкция  которых препятствует доступу к  содержимому, при наличии таможенных печатей и пломб и любая  попытка добраться к этому содержимому будет сразу заметна. В Конвенции TIR установлены стандарты по конструкции и процедуры допущения к перевозке транспортных средств и контейнеров, вследствие чего перевозка грузов может осуществляться с применением карнета TIR только в транспортных средствах или контейнерах, допущенных в соответствии с упомянутыми выше требованиями или требованиями таможенной конвенции, касающейся контейнеров. К перевозкам тяжеловесных и громоздких грузов, которые не могут осуществляться обычными транспортными средствами, применяются специальные положения.  На каждое закрытое таможенное помещение (грузовой автомобиль с тентом, прицеп с тентом, полуприцеп с тентом, фургон, рефрижератор), которые зарегистрированы в ГАИ как международный транспорт, выдается Свидетельство о пригодности автотранспортного средства к международным перевозкам грузов. Бланки свидетельств должны быть напечатаны на языке страны выдачи, а также французском или английском. Свидетельство выдается и регистрируется перевозчиком или владельцем транспортного средства при наличии у него лицензии на право выполнять международные перевозки грузов. Свидетельство выдается сроком на два года и заполняется печатным способом. К свидетельству прилагаются фотографии транспортного средства. Для грузового автомобиля, полуприцепа или прицепа с тентом - не менее четырех фотографий следующих видов:

 

 

- вид спереди, правой  стороны и передней части полуприцепа,  грузового автомобиля;

 

 

- вид сзади, левой стороны  и задней части полуприцепа,  грузового автомобиля;

 

 

- вид сзади, задней  двери или стенки - крупным планом. На фотографии должен быть  четко виден государственный  номер транспортного средства;

 

 

- крупным планом место  пломбирования.

 

 Для рефрижераторов  или фургонов, имеющих боковые  двери, добавляется пятая фотография  боковых дверей. Размер фото и  цвет конвенцией не оговорены.

 

 

на сайте в интернете

 

 

 

4.2 Международная гарантия

 

Международная система гарантий является вторым основным элементом  транзитного режима TIR. Эта система  предусматривает уплату национальным гарантийным объединением таможенных пошлин и сборов, которые могут  быть не уплачены в ходе транзитных операций, если перевозчик не в состоянии  уплатить. Система гарантий TIR имеет  простой принцип функционирования. Каждое национальное объединение, представляющее перевозчиков своей страны и признанное ее таможенными органами, гарантирует  уплату в своей стране любых пошлин и сборов, которые могут подлежать  оплате в случае какого-либо нарушения, возникшего в ходе транспортной операции с применением карнета TIR. Такое национальное объединение гарантирует уплату пошлин и сборов национальными и иностранными перевозчиками, осуществляющими операции с применением карнета TIR,  выданного данным объединением или аналогичными объединениями другой страны. Следовательно, каждая страна пользуется гарантией, предоставляемой на ее территории в отношении всех транспортных операций с применением карнета TIR, Таким образом, можно сказать, что таможенные органы имеют дело с национальным партнером, к которому они могут обращаться в случае каких-либо нарушений. В случае какого-либо нарушения таможенные органы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению, должны, по мере возможности, потребовать уплаты от лица, несущего прямую ответственность. Если возникает необходимость применения гарантий (например, вследствие банкротства лица, несущего прямую ответственность), таможенные органы в любом случае предъявляют иск гарантийному объединению страны, в которой произошло нарушение, с тем, чтобы урегулировать этот вопрос в рамках данной страны. Тем не менее, данное гарантийное объединение может через посредство IRU потребовать возмещения расходов из международного страхового фонда. Поскольку неограниченных по размеру гарантий нет, денежные пределы гарантии устанавливаются для каждой страны в отдельности. Однако максимальная страховая сумма установлена IRU в размере $50 тыс. на один обычный карнет TIR и $200 тыс. на карнет TIR для перевозки алкогольных напитков и табачных изделий. В Конвенции TIR установлен также срок предъявления иска таможенными органами гарантийному объединению. В этой связи в ней предусмотрено, что если таможенные органы оформили карнет TIR без оговорок, то они могут предъявить иск гарантийному объединению только в том случае, если будет доказано, что свидетельство о произведенном таможенном оформлении было получено противозаконным или обманным образом. В случае неоформления карнета TIR или если это оформление было произведено с оговорками, компетентные органы соответствующей страны должны в течение года, считая с даты принятия карнета TIR для оформления, письменно уведомить об этом гарантийное объединение. Требование об уплате необходимых пошлин и сборов может быть предъявлено не ранее, чем через три месяца со дня такого уведомления. За этот промежуток времени можно провести детальное расследование и представить соответствующие объяснения таможенным органам, которые могут во многих случаях посчитать оплату ненужной. В Конвенции TIR предусмотрены также ограничения относительно материального охвата, т.е. гарантийное объединение несет ответственность только за грузы, которые находятся в запломбированной части дорожного транспортного средства (или на грузовой платформе в случае перевозки тяжеловесных или громоздких грузов). Из этого следует, что таможенные органы не могут предъявлять иск гарантийному объединению в отношении грузов, спрятанных в других частях транспортного средства или перевозимых самим водителем.

Информация о работе Правовая сущность договора перевозки грузов