Перспективы развития информационных технологий в области управления пассажирским транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 04:06, курсовая работа

Краткое описание

Развитие информационных технологий сильно облегчает повседневный быт. Однако технический прогресс не заканчивается только на модернизации предметов быта. В современном мире инновациям подвластны практически все сферы деятельности человека. Так и сфера транспорта не стоит на месте. Технологии вносят значительные изменения в эту отрасль.

Вложенные файлы: 1 файл

Перспективы развития информационных технологий в области управления пассажирским транспортом.docx

— 2.55 Мб (Скачать файл)

Введение

Развитие информационных технологий сильно облегчает повседневный быт. Однако технический прогресс не заканчивается  только на модернизации предметов быта. В современном  мире инновациям подвластны практически  все сферы деятельности человека. Так и сфера транспорта не стоит  на месте. Технологии вносят значительные изменения в эту отрасль.

 Важным и наиболее  перспективным направлением развития  современных информационных технологий  на транспорте является внедрение  автоматизированных информационных  систем, в основе которых лежат  информационно-управляющие системы,  ориентированные на работу  в  подразделениях и службах аппарата  управления.

Информационные и информационно-управляющие  системы - это не просто средства поддержки  управления, а основной элемент инфраструктуры пассажирского транспорта. Из раздела  вспомогательных средств они  переместились в раздел основных и превратились в один из главных  механизмов совершенствования управления перевозками. Сегодня можно сказать, что информационные технологии стали  бизнесобразующим  фактором для  пассажирского транспорта и во многом определяют, насколько эффективно он может работать на рынке перевозок.

Изучение возможностей использования  информационных технологий для практического  применения в рамках отдельных  структурных  подразделений является актуальной задачей при подготовке специалистов в области управления на транспорте.

В наступивший век стремительно растущих технологий и технического прогресса остро стоит задача замены устаревшего оборудования и  модернизация  информационных технологий, используемых в деятельности всей транспортной системы, что является стратегическим приоритетом для повышения качества услуг и прибыли от этих услуг. Сейчас рассматриваются множества предложения в области информационной среды, как платформы для создания эффективного управления предприятиями и необходимость применения информационных технологий для нужд городского транспорта, так и проблемы обеспечения информационной безопасности в сфере транспорте и вопросы подготовки и переподготовки IT-персонала.

  Сегодня все чаще говорят об информационных технологиях и информационных системах, а так же интегрированных информационных и коммуникационных системах. Главная роль отводится качеству и доступности необходимой информации для специалистов, удобство ее представления и использования для решения различных производственных задач. Намечается создание новых информационно-коммуникационных служб с совершенно новой концепцией и на иной технико-экономической основе, призванные обслуживать транспортные процессы и обеспечивать перевозчиков необходимой для их работы информацией на коммерческой основе. Ключевым направлением в развитии логистических центров является интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение транспортировки товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая  часть

 

1.1 Роль и значение информации в процессе принятия управленческих решений на транспорте

В процессе управления в любой области определяющее значение имеют информационные процессы, то есть процессы сбора и хранения, обработки и передачи данных с целью управления производственным процессом и соответствующими структурными подразделениями.

Необходимо отметить, что  весь транспорт в целом и пассажирский транспорт в частности состоят из множества операций, нацеленных на достижение основной цели – перевозка пассажиров, поэтому транспорт нуждается в автоматизации основных процессов и во внедрении информационных технологий в организацию его работы. Разработка и внедрение различных систем автоматизации на пассажирском транспорте позволяет перейти на качественно новый уровень информации о работе транспортного парка, обеспечивает планомерной учет и контроль дислокации каждой транспортной единицы и, следовательно, наличие планомерных данных о его работе, что позволяет вести расчет всех качественных показателей.

Основополагающая роль транспорта заключается в экономии времени  населения, затраченного на преодоление  расстояния между пространственно  разобщенными элементами города. Транспорт, экономя время и силы человека, дает возможность значительно увеличить  радиус осуществления контактов, необходимых  для деловой, научной и культурной информации. Обеспечивая своевременную  доставку работающих к местам приложения труда, пассажирский транспорт влияет на нормальное функционирование отраслей хозяйственного комплекса.

 

 

1.2 Предпосылки создания развития и внедрения информационно - управляющих систем на предприятиях транспорта.

С развитием урбанизации  спрос на услуги городского транспорта увеличивается. В настоящее время  в городах России проживает 107, 3 млн. чел. (73% от общей численности населения  страны). Спрос на услуги пассажирского  транспорта зависит от численности  населения, систем расселения, площади  их территории, размещения планировочных  зон и транспортной подвижности  горожан. В 1266 городских поселениях России имеется автобусный транспорт, в 113 крупнейших промышленных городах  функционирует электрический: в 70- трамвайный, в 87 – троллейбусный и в 6 крупных  городах эксплуатируется метрополитен ( Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара).

Данные о численности  городов и поселков городского типа, имеющих внутригородское Пассажирское сообщение, представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1

Число городов  и поселков городского типа, имеющих  внутригородское пассажирское сообщение, по видам транспорта общего пользования

 

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Автобусный

1101

1361

1378

1249

1266

1267

Трамвайный, всего

67

68

70

68

68

70

в том числе скоростной

1

1

4

4

4

5

Троллейбусный

52

82

85

85

86

87

Метрополитен

2

2

5

6

6

6

Таксомоторный

605

595

550

222

169

157


 

Как видно из данных, приведенных  в таблице 1.1. автобусный, трамвайный и троллейбусный транспорт занимают примерно 87 % общего объема городских  пассажирских перевозок, причем, по отношению  к 2001 году они увеличились примерно на 4%. Данное обстоятельство, на наш  взгляд, подтверждает тезис о том, что даже переход на работу в условиях рыночных отношений, практически не изменяет структуру и объем пассажирских перевозок .

Одновременно это убедительно  иллюстрирует, что изменения общей  численности населения в сторону  уменьшения, не привело к уменьшению  транспортной работы, а в некоторые  годы она даже увеличилась. 

Непрерывный рост городов  и повышение подвижности населения  приводят к значительному увеличению нагрузки на пассажирский транспорт, который  в условиях экономической нестабильности и существенного сокращения объемов  финансирования  оказывается не в состоянии обеспечить спрос  на перевозки в требуемом объеме и с требуемым уровнем качества.

Очевидно, что в современных  условиях развитие и эффективное  функционирование городского пассажирского  транспорта невозможно без инновационного подхода к решению проблем. Без  внедрения и модернизации, прежде всего информационных систем, позволяющих  собирать и систематизировать большой  объем данных, что в конечном итоге  позволит принимать оптимальные  решения и меры по улучшению работы городского транспорта. Без серьезного подхода в решении данной проблематики транспортные структуры современных  городов могут быть просто парализованы. Основная цель этого направления  – это обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования городской  транспортной структуры.   

 

 

 

1.3 Применение системы мониторинга транспортных средств

Одним и основных этапов внедрения является внедрение различных  систем мониторинга транспортных средств (СМТС). В качестве примера можно  привести системы, разработанные ООО  Группой компаний «Профессиональные  Системы Мониторинга» - ведущим отечественным  разработчиком спутниковых ГЛОНАСС/GPS систем мониторинга и диспетчеризации транспорта. Ведя свою деятельность с 2006 года, ООО ГК «ПСМ» успело оснастить системами  ГЛОНАСС мониторинга и GPS мониторинга большое количество транспортных компаний работающих в различных сферах бизнеса.

Системы спутникового мониторинга  GPS и ГЛОНАСС/GPS ООО ГК «ПСМ»  помогают повысить прибыльность и эффективность транспортных перевозок на 20-25%, а также:

  • снизить издержки и расходы, уменьшить риски;
  • предотвратить нарушения и хищения;
  • обеспечить контроль расхода топлива;
  • увеличить скорость и качество работы транспорта.

Внедрение систем спутникового мониторинга GPS и ГЛОНАСС/GPS позволяет ощутимо повысить доходность бизнеса и снизить риски гибели грузов. Оптимизация грузоперевозок достигается за счёт:

    • контроля отклонений от заданного маршрута;
    • получения достоверных данных о расходе топлива;
    • получения достоверной информации о текущем местоположении транспортного средства;
    • исключения неплановых простоев транспортных средств;
    • повышения дисциплины водителей.

Спутниковая система мониторинга  автотранспорта ООО "ГК "ПСМ": Полный законченный комплекс оборудования для организации охраны и мониторинга автотранспортных средств, позволяющий собственнику предприятия полностью контролировать все действия водителей и маршруты их следования. В его возможности входит:

    • отображение положения автомобиля и маршрута его следования на интерактивных картах за любой промежуток времени;
    • контроль мест и времени стоянок;
    • автоматический контроль отклонения от маршрута следования;
    • контроль выезда за пределы строительной площадки;
    • контроль уровня топлива в баке;
    • контроль заправок топливом и несанкционированных сливов топлива;
    • экспорт данных в программу 1С;
    • обеспечение диспетчерской связи;
    • встроенный иммобилайзер (опция);
    • энергонезависимая память (чёрный ящик) на 10000 км. пробега.

Спутниковая система персонального  мониторинга ООО "ГК "ПСМ": Персональный GPS трекер - это миниатюрный прибор для слежения и постоянного контроля за людьми, животными и транспортными средствами. Встроенный GPS - приемник определяет координаты объекта (человек, животное, автомобиль), а GSM - модем передает их в «личный кабинет» клиента (web-интерфейс) и сотовый телефон. В его возможности входит:

    • отображение положения человека и маршрута его передвижения на интерактивных картах за любой промежуток времени;
    • энергонезависимая память (чёрный ящик) на 10000 километров;
    • встроенная тревожная кнопка «SOS»;
    • прослушивание пространства вокруг прибора;
    • GPS контроль за перемещением транспортных средств или перевозимых грузов.

Остановочные информационные табло для пассажиров типа ОИТП-074Х  предназначены для отображения  текстовой либо псевдографической    информации на экране в виде бегущих  или статических символов. Информация предназначается для людей, ожидающих  прибытия транспортных средств на остановках и содержит сведения о времени  прибытия транспортных средств на данную остановку, сведения о заторах на дорогах, рекомендации справочного  характера и рекламные объявления.

Загрузка информации в  табло осуществляется автоматически  по сотовому каналу связи (GSM/GPRS) с помощью  соответствующей прилагаемой программы 074Хpc, которая устанавливается на сервере у заказчика.

 

1.4 Экономическая эффективность внедрения информационных систем  на транспорте.

Информация о работе Перспективы развития информационных технологий в области управления пассажирским транспортом