Особенности формирования и сущности международных стратегических альянсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 02:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе развития стратегических альянсов в сфере транспортной и логистической сфере, создание которых обусловлено глобализацией экономики, создавшей предпосылки для возникновения международных транспортных систем.
Для выполнения данной цели был поставлен ряд задач:
• Изучить особенности формирования и виды стратегических альянсов
• Исследовать примеры существующих международных стратегических альянсов авиакомпаний МСА
• Выявить положительные и отрицательные стороны членства в МСА
• Проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются авиакомпании РФ при вступлении в МСА

Содержание

Введение......................................................................................................
1. Теоретические особенности формирования и сущности международных стратегических альянсов .......................................
1.1.Экономическое значение стратегических альянсов...........
1.2 Отраслевые особенности альянсов..................................
1.3 Основные виды стратегических альянсов...........................
2. Международные стратегические альянсы в транспортной и логистической сфере..............................................................................
2.1. Стратегические альянсы в сфере логистики
и транспортных услуг....................................................
2.2 Причины создания стратегических альянсов авиакомпаний
2.3 Целесообразность вступления авиакомпаний России в МСА
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

Глобализация принудила  многие страны ввести политику свободной  торговли, приватизацию, открытый рынок, а также открытую политику воздушного пространства. В результате появилась жестокая конкуренция между коммерческими авиалиниями различных стран.

Объединения и альянсы  авиалиний стали необходимостью, дававшей преимущества в маршрутных сетях, которые одна авиакомпания не смогла бы создать единолично из-за непомерных расходов и отсутствия необходимых  ресурсов.

На данный момент в мире существует три основных международных  стратегических пассажирских альянса  авиакомпаний: Star Alliance, One World и Sky Team. Члены SkyTeam сегодня совершают более 13 тыс. рейсов по 856 направлениям в 169 стран мира. Участники альянса перевозят более 384 миллионов пассажиров, используя флот 1941 собственных самолетов (+1 199 самолетов партнерских перевозчиков). Штат перевозчиков SkyTeam  составляет в общей сложности 316 тыс. пилотов, стюардесс и работников других профессий (по данным на 2008г ).

Члены Star Alliance сегодня совершают  более 16 тыс. рейсов ежедневно в 912 аэропортов 159 стран, используя флот 3936 самолётов. Участники альянса перевозят  более 521 миллиона пассажиров. Штат перевозчиков Star Alliance составляет в общей сложности 440 тыс. пилотов, стюардесс и работников других профессий (по данным на 2008г ).

Члены Oneworld сегодня совершают  около 8,5тыс. рейсов ежедневно по 727 направлениям в 142 страны мира, используя  флот 2240 самолётов. Участники альянса  перевозят более 323 миллионов пассажиров в год. Штат перевозчиков Oneworld составляет в общей сложности 292тыс. пилотов, стюардесс и работников других профессий (по данным на 2008г ). Star Alliance был объявлен лучшим мировым альянсом Skytrax в 2007 году.

В эти альянсы объединены 47 крупных и средних авиаперевозчиков, которые суммарно обеспечивают более  половины мирового объема пассажирских перевозок. В рамках каждого альянса  авиакомпании-участники, сохраняя высокую  степень финансовой независимости, проводят согласованную коммерческую и тарифную политику, координируют расписание полетов и оптимизируют маршрутные сети. Тесное коммерческое и операционное взаимодействие развивается  на основе соглашений о код-шеринге , интерлайне , прорейтовых тарифах  и др.

Участники проводят общую  политику по обеспечению высоких  и единых стандартов безопасности полетов  и авиационной безопасности, качества услуг, а также по использованию  унифицированных программ поощрения  часто летающих пассажиров.

2.3 Целесообразность вступления авиакомпаний России в МСА

Членство в глобальном стратегическом альянсе предоставляет  авиакомпаниям-членам целый ряд  преимуществ, включая увеличение узнаваемости бренда, укрепление позиций на рынке, расширение доступа к новым пунктам  назначения, совершенствование качества обслуживания, сокращение расходов, обмен  знаниями и информацией.

  • Усиление бренда

Состоящая в альянсе  авиакомпания получает дополнительное информационное освещение и более высокую  узнаваемость бренда, одновременно расширяя свое предложение по сети маршрутов. Бренд авиакомпании-члена получает известность в разных частях света, расширяя присутствие альянса в  мире и усиливая узнаваемость его  бренда.

  • Обмен знаниями

В результате сотрудничества члены получают возможность взаимовыгодного  обмена опытом и передовыми методами работы, в первую очередь, в области  авиационной безопасности, обслуживания пассажиров и оптимизации операционной деятельности.

  • Маршрутная сеть

С вступлением в альянс авиакомпания получает возможность  расширить свою маршрутную сеть посредством  партнерских отношений с другими  членами альянса, включая заключение «код-шеринг» соглашений и предложение  новых маршрутов, обслуживаемых  рейсами других членов альянса. Предлагая  таким образом новые маршруты и рейсы авиакомпания, укрепляет  свою позицию на рынке.

  • Сокращение расходов

Синергетический эффект альянса  позволяет членам сократить расходы  за счет проектов совместного размещения, заключающихся в совместном использовании  двумя или более членами альянса  площади в аэропорту. Посредством  реализации проектов совместного размещения авиакомпании-члены альянса добиваются значительной экономии затрат по нескольким направлениям:

• максимизация коэффициента использования производственного объекта, включая:

• совместное использование стоек регистрации

• совместное использование персонала;

• сокращение затрат на наземное обслуживание и общий персонал;

• оптимизация использования залов ожидания повышенной комфортности.

• более эффективное использование парка воздушных судов

• совместное проведение маркетинга и минимизация издержек

Отмеченные преимущества способствуют снижению затрат авиакомпаний, увеличению доходов и, следовательно, позволяют значительно повысить рентабельность бизнеса всех участников альянса.

В России альянсы и партнерство  местных и иностранных перевозчиков также стали возможностью решить ряд проблем для внутренних авиакомпаний. Специальные соглашения и ценовые  предложения на международных рейсах, которые выполняют партнеры из-за рубежа, позволяют российским авиакомпаниям  выходить на рынок международных  направлений, даже если сами они не летают по достаточному количеству маршрутов  из-за ограничений российского законодательства. Выстраивая цепочку перелетов регион—Москва—заграница, российская авиакомпания передает в  Москве своего пассажира иностранному партнеру, тем самым получая дополнительные доходы. К тому же это намного  выгоднее и для клиентов. Им не надо тратить время на поиск рейсов и их стыковок, и рейс одной авиакомпании с пересадкой в любом случае дешевле, чем два рейса разных авиакомпаний.

В Российской Федерации на данный момент существует 171 авиакомпания. Из них только 8 получили международный сертификат безопасности IOSA - это три самые крупные авиакомпании России: «Аэрофлот», «S7», «Трансаэро»; «Волга-Днепр» - первая в мире грузовая авиакомпания, попавшая в реестр IOSA; «Скай Экспресс» - первый российский бюджетный перевозчик; авиакомпания «ЮТэйр», оперирующая одним из крупнейших парков России; «ГТК Россия» - базируется в Петербурге и выполняет до 50% всех авиаперевозок из аэропорта "Пулково"; «Аэрофлот-Норд» - одна из крупнейших российских авиакомпаний в Северо-Западном федеральном округе. Только «Аэрофлот» является членом МСА SkyTeam, а S7 станет членом Oneworld в конце 2010г.

Но наряду с явными преимуществами авиаальянсов существуют и некоторые  их недостатки. Наиболее существенным из них является возможность снижения свободной конкуренции на рынке. Например, альянс может монополизировать какой-либо авиатранспортный узел, из-за чего вхождение на рынок нового конкурента, который бы смог повлиять на формирование цен, сводится к минимуму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, подведем итоги всего  вышесказанного. На сегодняшний день в мире существуют и успешно развиваются  три глобальных альянса авиакомпаний:

• Star Alliance; образован в 1997 г

• Oneworld; создан в 1999 г

• SkyTeam; сформирован в 2000 г

На основе проведенного анализа  были выявлены следующие проблемы, которые стоят на пути вступления Российских авиакомпаний в МСА:

Во-первых, это технологическое  отставание воздушного транспорта РФ. Темпы обновления парка воздушных  судов – низкие. Средний возраст  парка отечественных авиакомпаний 30 лет, как следствие не соответствие устаревшей техники современным  требованиям безопасности полетов  и нормам экологии. Важным вкладом  в поддержании высокого уровня операционной надежности становится для авиакомпаний прохождение аудита и получение  сертификата международного стандарта  операционной безопасности IOSA.

Во-вторых, огромное количество и раздробленность авиакомпаний России. Необходима консолидация, так  как мелкие авиакомпании не могут  быть конкурентоспособными, а следовательно  не представляют интерес для МСА.

В-третьих, в РФ остро стоит  проблема несовершенства законодательной  базы гражданской авиации, большинство  законов устарело, а некоторые  аспекты вообще не освещены (например, нормативно-правовая база РФ не позволяет  применять эффективные механизмы, направленные на развитие аэродромов, строительство и реконструкцию аэропортов в субъектах Федерации)

В-четвертых, необходимо развивать  маршрутную сеть, как внутри, так  и вне страны. В таком случае МСА будут больше заинтересованы в принятии Российских авиакомпаний в свои ряды.

В ходе работы было выявлено, что если РФ хочет выйти на мировой  рынок и занять на нем свою нишу, то необходимо повышать уровень конкурентоспособности  отечественных авиакомпаний. Для  этого необходимо консолидировать  рынок авиаперевозчиков, развивать  наземную инфраструктуру, соответствовать  нормам безопасности и сервиса международных  АК и обновлять нормативную базу.

В данной работе были изучены  меры, которые предпринимаются на данный момент в РФ для укрепления конкурентоспособности отечественных  АК. Анализ этих мер показал, что  в России активно ведутся работы по всем направлениям совершенствования  отрасли в целом. Правительство  РФ заинтересовано в выходе отечественных  АК на мировой рынок и заинтересовано в росте их конкурентоспособности. Для этого было разработано и  принято постановление Правительства  РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р,  утвердившее  Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривающую  обеспечение сбалансированного  развития всей инфраструктуры воздушного транспорта и указывающую пути постоянного  финансирования данного процесса.

Подводя итог вышеизложенного, можно сказать, что у авиакомпаний России есть перспективы вхождения  в международные стратегические альянсы, но только после того, как  все проблемы связанные с раздробленностью отрасли, техническим отставанием, финансированием и созданием хабов будут решены. На стороне РФ географическое положение и активное развитие экономики стран востока и тихоокеанского региона. Для успеха не хватает только грамотного руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Портер М. "Международная конкуренция". М: Международные отношения, 1993.
    2. Официальный сайт  IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) экономика авиакомпаний, статистика http://www.iata.org/ps/intelligence_statistics/steades/index.htm
    3. Бернард Гарретт, Пьер Дюссож. "Стратегические альянсы" М. Инфра- М, 2002.
    4. Официальный сайт компании American Airlines, статья «American Airlines History» (История компании American Airlines) http://www.aa.com/i18n/amrcorp/corporateInformation/facts/history.jsp
    5. Официальный сайт компании Delta Airlines, статья «Delta Through the Decades» ( Delta на протяжении десятилетий) http://www.delta.com/about_delta/corporate_information/delta_stats_facts/delta_through_decades/index.jsp
    6. Официальный сайт компании Northwest Airlines, статья «NWA History» (История NWA) http://www.nwa.com/corpinfo/upclose/
    7. Официальный сайт компании US Airways, статья  «US Airways  chronology» (US Airways  Хронология) www.usairways.com/history/chronology.htm
    8. Бобина М. Стратегические альянсы в глобальной экономике. - МЭ и МО, №11, 2001

Информация о работе Особенности формирования и сущности международных стратегических альянсов