Организация оптовой торговли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Спектр изучения вопросов организации, оптовой торговли достаточно широк и представляет как теоретический, так и практический интерес. Именно в этом заключается цель данной научной работы, то есть изучение теоретических, методологических, методических основ организации оптового предприятия, и практической работе предприятия по продаже товаров и другим аспектам коммерческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

возможно моя.docx

— 129.43 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время существуют следующие  виды оптовой торговли.

В зависимости от положения оптовой  торговли сбытовой цели выделяют следующие  виды:

  • торговля через оптовую закупочную сеть. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов, других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы.

В данном случае необходимы постоянные наблюдения за изменением конъюнктуры  рынка (биржи, аукционы) для снижения риска, связанного с колебанием цен;

  • торговля по производственным связям. Она соединяет, как правило, две последовательные стадии производственного процесса, особое значение она имеет в торговле черными металлами;
  • оптовая торговля сырьем, материалами для последующей реализации через розничную сеть.

По  ассортименту реализованной продукции  различают следующие виды оптовой  торговли:

  • оптовая торговля товарами широкого ассортимента, то есть в широком и неуглубленном ассортименте различных товарных групп потребитель находит предложение, отвечающее его спросу;
  • специализированная оптовая торговля, то есть формируется небольшой, но углубленный ассортимент различного качества одной товарной группы и тем самым представляется богатый выбор для удовлетворения специальных пожеланий потребителя.

Анализируя  все вышесказанное, можно сделать  некоторые выводы о состоянии  и перспективах развития оптовой  торговли:

  1. произошло раздробление торговых посредников путем их коммерциализации и приватизации. Выбирая организационные формы торговли, следует на первое место поставить развитие функций посреднических коммерческих предприятий и объединений, которая предопределяет выполнение коммерческими предприятиями целого ряда новых, не свойственных ранее видов деятельности;
  2. происходит трансформация характера функций форм, от снабженческого к сбытовому, сопровождаемое созданием служб маркетинга. Все более отчетливо проявляется тенденция внедрения фирм на смежные потребительские рынки соседних регионов;
  3. наблюдается активизация фирм в сфере мелкооптовой торговли:
  • наметилась тенденция перехода от узкоспециализированного ассортимента товаров к широкому, с постепенной универсализацией деятельности, в том числе продуктами питания. Сейчас явно видна тенденция взаимодействия торговой инфраструктуры с предприятиями нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, лесной промышленностями и другими;
  • произошло снижение загрузки складов до 45 %. Сокращение действительно лишних рабочих мест (на 25 %). Новым явлением для большинства бывших Госснабовских форм стала наметившаяся между ними конкуренция. Здесь следует остановиться на особенностях поведения оптовых фирм в рыночных условиях.

Рыночное  поведение оптовых фирм условно  можно разделить на :

  • осознанно-рыночный тип поведения,
  • пассивно-выжидательный,
  • консервативный.

Каждому типу поведения присущи специфические  черты. Так, осознанно-рыночный тип  поведения оптовых предприятий  ориентирован на:

  • расширение сферы деятельности (смежные рынки, рыночная торговля, подсобное производство и другое);
  • расширение географии торговых операций. Попытки заниматься не только снабженческой, но и сбытовой деятельностью;
  • вытеснение с рынка потенциальных и реальных конкурентов;
  • работа по привлечению новых клиентов;
  • совершенствование внутренней организационной структуры;
  • изменение форм оплаты труда и стимулирование.

Таблица 1.3

Структура товарной номенклатуры, реализуемой  предприятиями оптовой торговли различных форм собственности

 

 

Товарные группы

Доля в оптовом  товарообороте по предприятиям форм собственности, %

Государственной

Негосударственной

Нефть, нефтепродукты

22, 6

14, 1

Уголь

9, 5

3, 9

Прокат черных, цветных металлов

1, 4

2, 8

Автомобили грузовые

0, 2

6, 6

Автомобили легковые

0, 1

2, 0

Рыба, рыбопродукты

1, 4

7, 8

Овощи, фрукты

2, 2

2, 4

Алкогольные напитки

0, 3

1, 3

Кондитерские изделия

0, 1

2, 4

Лекарственные средства и изделия  медицинского назначения

5, 4

2, 4


 

Предприятия оптовой торговли, занявшие пассивно-выжидательную  и консервативные позиции не стремятся  к новым формам и сферам деятельности.

Им  присуща следующая рыночная ориентация:

  • потеря доли рынка;
  • сужение географии торговых операций;
  • незаинтересованное отношение к клиентам;
  • низкая заинтересованность в результатах труда из-за отсутствия мер по стимулированию.

Складывающиеся  тенденции в экономике, а именно: падающая производительная и инвестиционная активность, высокий уровень инфляции, дают возможность предположить, что  в среднесрочной перспективе  роль оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения останется пассивной.

Ее  деятельность не будет способствовать структурным преобразованиям России, а сама отрасль может утратить возможность для развития.

Оптовая торговля может получить широкое  развитие при соблюдении оптовых  принципов ее осуществления:

  1. создание ресурсной основы для ее функционирования, то есть достижения сбалансированности товарной массы и денежных средств, выражающих платежеспособный спрос покупателей;
  2. создание необходимых элементов инфраструктуры рынка, позволяющих свободно выбирать партнеров и формировать коммерческие связи для успешной реализации торговой сделки;
  3. формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы материального стимулирования и ответственности, направленные на удовлетворение потребностей покупателей и получение максимального дохода.

Поэтому очевидно, что для успешного дальнейшего  функционирования оптовой торговли к числу функций, требующих развития следует отнести:

  • изучение конъюнктуры товарных и региональных рынков;
  • определение материально-финансовой сбалансированности;
  • планирование годового обеспечения в объемах возможных продаж;
  • организация информационных, коммерческих, транспортно-экспедиционных услуг;
  • развитие других функций, соответствующих потребностям рыночной экономики.

 

1.3. Основные формы  оптовой торговли

Способы закупки товаров, работа с партнерами, особенности преодоления пространства и времени, оформление ассортимента, технические и социальные изменения привели к появлению различных фирм оптовой торговли и видов предприятий-оптовиков. На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Общая структура оптовой торговли, функционирующей в настоящее время в России, показана на рис. 1.1.

Как видно из рисунка 1. 1 оптовая торговля охватывает практически все виды продукции производственно-технического назначения и индивидуального потребления, реализуемые через рынок, и находится  в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном как с  производством, так и с потребителями. Она является важнейшим опосредованным звеном между сферами производства и потребления в процессе воспроизводства.

Рис. 1. 1 Общая структура оптовой торговли в России

 

 

В зависимости от положения оптовой  торговли в сбытовой цепи выделяют следующие виды:

  • торговля через оптовую закупочную сеть. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур. Сырьевых материалов и других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы;
  • торговля по производственным связям. Она обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса, особое значение она имеет в торговле черными металлами;
  • оптовая торговля сырьем и материалами для последующей реализации через розничную сеть.

По  ассортименту реализуемой продукции  различают следующие виды оптовой  торговли:

  • оптовая торговля товарами широкого ассортимента;
  • специализированная оптовая торговля, формируется небольшой, но углубленный ассортимент различного качества одной торговой группы.

В настоящее время оптовая торговля имеет следующие основные формы: транзитная, когда оптовая база продает  товары без завоза на свои склады, сразу  конечному покупателю, и складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов. Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и соответственно складской товарооборот. В общем  объеме товарооборота торговых баз  наибольший удельный вес приходится на долю складского товарооборота.

Транзитный  товарооборот подразделяется на:

  • товарооборот с участием в расчетах (оплаченный или с вложением собственных средств);
  • товарооборот без участия в расчетах (неоплаченный, но организуемый).

При транзите с участием в расчетах торговая фирма оплачивает поставщику стоимость  отгруженного товара, которую затем  получает от своих покупателей. При  транзите без участия в расчетах поставщик предъявляет  оплате счета  не оптовой фирме, а непосредственно  получателю. При организации транзитного  оборота оптовая фирма выполняет  посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату. При ютом она заключает с поставщиком  и получателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. Трудоемкость транзитного оборота значительно  ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден  для оптовых баз.

При складской форме торговли используются следующие методы оптовой продажи  товаров со склада:

  • личная отборка товаров покупателями;
  • подборка товаров в соответствии с заявками; заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу со стороны потребителей;
  • привлечение при формировании портфеля заказов многочисленных торговых агентов;
  • посылочная форма торговли и торговля через автосклады.

Продажа товаров с личной отборкой покупателя практикуется, как правило, по изделиям сложного ассортимента (автомобили, мебель и другое), когда нужен выбор  с учетом цвета, модели, рисунка. Для  удобства покупателей многие оптовые  фирмы имеют выставочные залы для выкладки товарных образцов и  их презентации.

Достаточно  перспективной формой складской  торговли является продажа товара через  автобазы. С помощью автосклада можно  наладить эффективное снабжение  мелких и отдаленных магазинов с  одним продавцом, не закрывая их на время выезда продавца за товаром.

Посылочная  торговля обеспечивает население в  форме индивидуальной или рыночной торговли через магазины оптовой  посылочной торговли.

Посылочная  торговля имеет довольно широкую  перспективу и прежде всего по обеспечению отдаленных населенных пунктов. Оптовые базы осуществляют и многочисленные формы розничной  торговли через собственную сеть магазинов, павильонов и палаток.

Исследуя  конкретные виды предприятий, действующих  на оптовом рынке, необходимо учитывать, что в реальной рыночной среде  имеется ряд руководителей предприятия, отличающихся между собой специфическими, организационными, технико-технологическими функциями и масштабами деятельности.

В настоящее время выд6ляют следующие  организационные формы оптовой  торговли:

  • коммерческо-посреднические формы;
  • оптовые базы;
  • оптовые магазины;
  • управление производственно-технической комплектацией;
  • торговые дома;
  • аукционы;
  • ярмарки;
  • лизинговые компании;
  • товарные биржи;
  • брокерские конторы (фирмы, брокеры);
  • дилерские конторы (фирмы, дилеры);
  • коммивояжеры;
  • торговые и промышленные агенты;
  • торговые палаты.

Информация о работе Организация оптовой торговли на предприятии