Логистика запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:00, реферат

Краткое описание

В данной работе планируется рассмотреть раздел логистики запасов, как один из
наиболее важных и значимых в деятельности фирмы – производителя.

Содержание

Введение…………………………………………...........................................3
1. Роль и значение запасов в логистике……………………. …..…………4
2. Экономическая сущность запасов и их классификация…………………………………………………………………7
3. Виды запасов……………………………..………………...……………..11
Заключение…………………………………………………………….……..18
Задача…………………………………………………………………………19
Список используемых источников…………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

     По  месту продукции в логистическом  канале (цепи) и ее виду укрупненно можно  выделить запасы сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, тары и возвратных отходов.

     По  отношению к базисным логистическим  активностям запасы подразделяются на запасы в снабжении, производственные запасы, сбытовые (товарные) запасы в системе дистрибьюции и совокупные товарно-материальные запасы.

     Запасы  в снабжении – это материальные ресурсы, находящиеся в логистических  каналах (цепях) от поставщиков до материальных складов товаропроизводителя, предназначенные  для обеспечения производства готовой  продукции.2

     Производственные запасы – это запасы сырья, материалов и незавершенного производства, предназначенные для обеспечения производственной программы в пределах производственно-технологических подразделений фирмы.

     Сбытовые (товарные) запасы – это запасы готовой  продукции, находящиеся на складах фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи).

     Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные товарно-материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации логистического менеджмента с позиции общих издержек.

     По  отношению к комплексным логистическим функциям можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки.

     Складские запасы – это запасы продукции, находящиеся  на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы как внутрифирменных, так и логистических посредников.

     Транспортные  запасы (запасы в пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой  продукции, находящиеся в процессии транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного из них.

     К специфическим складским запасам  относятся запасы в процессе грузопереработки без логистической операции хранения (например, перевалка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и др.)

     По  функциональному назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и сезонные.

     Текущий запас – основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.

     Страховая, или гарантийная, часть запасов  производственных и сбытовых предназначена  для сведения к минимуму логистических  и финансовых рисков, связанных с  непредвиденными колебаниями спроса на выпускаемые товары, невыполнением  договорных обязательств по поставкам сырья и материалов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых ресурсов и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами.

     Подготовительный  запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки сырья, материалов или готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных функций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, рихтовке и т.д.) к потреблению.

     Сезонные  запасы – это запасы сырья, материалов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса и характера производства.

     Запасы  продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в СМИ. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на товары фирмы.

     Спекулятивные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.

     Устаревшие (неликвидные) запасы, как правило, образуются, когда товары не находят сбыта. Задачей логистического менеджмента является предотвращение возможности появления таких запасов. 

     Виды  запасов 

     Классификация по отношению к  логистическим операциям/функциям

     Запасы  в снабжении — это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до складов материальных ресурсов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции.

     Производственные  запасы — формируются в организациях-потребителях, это запасы материальных ресурсов и незавершенного производства, поступившие к потребителям и не подвергнутые переработке, находящиеся на предприятиях сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления и позволяющие обеспечить бесперебойность производственного процесса.

     Сбытовые (товарные) запасы находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения, это запасы готовой продукции, транспортные запасы, находящиеся на складах ГП фирмы производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для продажи.

     Складские запасы — запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы, как внутрифирменных, так и логистических посредников.

     Транспортные  запасы (запасы в  пути, транзитные запасы) — это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного ЗЛС к другому или в пределах одного ЗЛС.

     Грузопереработка — это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения (например, перегрузка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и т.д.).

     Классификация по функциональному  назначению

     Текущие запасы – соответствуют уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом. Предназначен для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками.

     Страховой (гарантийный запас) – предназначен для сокращения логистических и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обязательств по поставкам материальных ресурсов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых МР и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами. Страховой запас является величиной постоянной и в нормальных условиях – неприкосновенной.

     Подготовительный  запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических операций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, сушке, рихтовке и т.п.) к потреблению.

     Сезонные  запасы – это запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства, транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организаций и бесперебойность производственного потребления на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировки.

     Запасы  продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широкого потребления: аудио- и видеотехники, табачных изделий и т.п.) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на ГП фирмы.

     Спекулятивные запасы — обычно создаются фирмами для материальных ресурсов (компонентов, полуфабрикатов) в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.

     Устаревшие (неликвидные) запасы —  образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа, вследствие несовпадения логистических циклов в производстве и дистрибьюции с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.

     

     Рис. 10.1. Классификация  количественных уровней  запасов3 

     Максимальный  желательный запас  определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе УЗ. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

     Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

     Основные  модели управления запасами (УЗ)

     Обобщенная  модель УЗ с учетом невыполненных заявок

     Невыполненные заявки на потребляемый продукт накапливаются  и немедленно удовлетворяются по мере новых поступлений продукта. Длительность цикла изменения запасов  разделяется на 4 этапа: 1)  – заказ поступает, запас потребляется ® запас накапливается; 2)  – заказ не поступает, запас потребляется ® запас уменьшается до нуля; 3)  – заказ не поступает, запас отсутствует -> невыполненные заявки накапливаются; 4)  – заказ поступает, запас отсутствует -> задолженные заявки выполняются.

     

     Рис. 10.2. График циклов изменения  запасов в обобщенной модели оптимальной  партии поставки с  учетом невыполненных  заявок4 
 

     Обобщенная  модель УЗ с потерей  невыполненных заявок

     

     Рис.10.3. График циклов изменения  запасов в обобщенной модели оптимальной  партии поставки с  потерей невыполненных  заявок5 

     К основным динамическим системам УЗ, в которых параметры спроса, времени доставки не являются фиксированными величинами, относят: 1) систему с фиксированным размером заказа; 2) систему с фиксированным интервалом времени между заказами.

     Система УЗ с фиксированным  размером заказа

     Основная  идея модели. Размер заказа в этой системе – основополагающий параметр, который определяется в первую очередь. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Заказ подается в момент, когда текущий запас достигает порогового уровня. Если поступивший заказ не пополняет систему до порогового уровня, то новый заказ производится в день поступления заказа.

     Система управления запасами

     с фиксированным интервалом времени между  заказами

     Основная  идея модели. В системе с фиксированным интервалом времени между заказами заказы делаются в строго определенные моменты времени через равные интервалы времени. Поскольку момент заказа заранее определен и неизменен, то постоянно пересчитываемым параметром является объем заказа. Объем заказа определяется по принципу восполнения запаса до максимального желательного уровня (с учетом потребления за время поставки).

     Описанные выше основные системы УЗ базируются на фиксации одного из двух возможных  параметров – размера заказа или интервала времени между заказами. Но при наличии систематических сбоев в поставке и потреблении основные системы УЗ становятся неэффективными. Различные сочетания звеньев основных систем УЗ вместе с добавлением принципиально новых идей приводит к возможности формирования большого количества других систем УЗ, отвечающих самым разнообразным требованиям.

     К наиболее распространенным модификациям основных динамических систем УЗ относят системы: 1) с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня; 2) «минимум—максимум».

Информация о работе Логистика запасов