Логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:11, лекция

Краткое описание

Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие стало использоваться в экономике.
Исторически логистика развивалась как военная дисциплина и понималась как согласованность, рациональность и точный расчет. (2, с. 15)

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 32.01 Кб (Скачать файл)

 

Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического  распределения строгие рамки  требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики.

 

Маркетинг представляет собой  систему управления, позволяющую  приспосабливать производство к  требованиям рынка в целях  обеспечения выгодной продажи товаров.

 

Маркетинг был востребован  практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически  в более ранний период, чем логистика.

 

В сегодняшних условиях «уйти  вперед» только на базе применения маркетинга нельзя. Выявленный маркетингом  спрос должен своевременно удовлетворяться  посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший  спрос возможен лишь при наложении  систем логистики. Маркетинг отслеживает  и определяет возникший спрос, а  логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю, а также  осуществляет поставку требуемого товара в нужное место в нужное время  с минимальными затратами. (2, с. 41)

 

Особое влияние на систему  логистики оказывает политика и  тактика маркетинга. Требования маркетинга определяют сервисные границы, в  рамках которых система логистики  действует. Маркетинг определяет предметно-ассортиментную специализацию производства, которая, в свою очередь, существенно влияет на систему логистики. Чем больше ассортимент выпускаемой продукции, тем сложнее проблемы логистики  во всех сферах производства, обработки  заказов, контроля запасов, транспорта. Ассортимент может разрабатываться  с учетом проблем распределения  продукции или без их учета.

 

Маркетинг определяет четкие границы физического распределения  со стороны требований сервисного обслуживания.

 

Система логистики влияет и маркетинговую тактику продаж. Если, например, фирма выбирает тактику  специального предложения, т.е. спонтанные разовые продажи, то система физического  распределения (транспорт, склады, оформление заказа) должна быть подготовлена к подобного рода пикам реализации. Эти же проблемы учитываются при составлении рыночного прогноза, который, в свою очередь, является основой развития всей сети распределения и выбора канала распределения, в том числе финансирования и инвестиций в этой сфере.

 

Детализированный и качественный анализ системы логистики позволяет  управляющему маркетингом более  четко определить цели и задачи распределения. В этом плане системный анализ логистики является инструментом маркетинга, позволяющим определить и поддерживать стандарты обслуживания. (5, с. 31)

 

Логистика требует интеграции в единый комплекс всех процессов  и этапов продвижения сырья и  продукции к потребителю. Поэтому  нельзя упускать из внимания влияние  логистики на вспомогательные функции  товаров, такие как упаковка, дизайн и т.д. Если раньше дизайн продукции  был ориентирован на существующую технологию производства, а позднее – на потребности маркетинга, то в настоящее  время дизайн призван конструировать продукцию таким образом, чтобы  ее было легко упаковывать, складировать и отгружать, или чтобы ее легко  можно было модифицировать в соответствии с требованиями потребителей.

 

Также необходим логистически обоснованный подход к выбору такой упаковки, которая обеспечивает оптимальное сочетание и учет всех ее «плюсов» и «минусов», т.к., чем дороже упаковка, тем выше ее доля в конечной цене реализуемой продукции, т.е. недопустимо увеличивает его реальную цену. После реализации продукции упаковка, превращаясь в упаковочные отходы, требует значительных затрат на их сбор, сортировку, транспортировку, утилизацию, защиту окружающей среды.

 

Логистический подход к потребительской упаковке касается не только оптимизации ее собственной массы и размеров, но также географии выполнения фасовочно-упаковочных процессов, а именно – их максимального приближения к местам потребления упакованной продукции.

 

Как отмечалось выше, логистика  используется фирмой для выработки  стратегий планирования и производства и взаимодействует с функциональными  областями: производство и технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование. Взаимодействие логистики с финансированием, в  первую очередь, связано с разработкой  информационной системы, контролем  над запасами и бюджетом.

 

Наличие оптимизированной системы  логистики является сегодня одним  из самых серьезных конкурентных преимуществ на рынке. Грамотная  организация логистики минимизирует случаи отсутствия товарной позиции  на складе или на полке магазина и гарантирует получение товаров  клиентом. Именно торговля обеспечивает самую высокую оборачиваемость  денежных ресурсов и, следовательно, сеемую высокую рентабельность использованного  капитала.

 

Чтобы обеспечить производство материальными, а торговлю – товарными  запасами, любое предприятие должно располагать не только правильно  организованной системой производства и службой маркетинга, а также  соответствующими финансовыми ресурсами; их источники различны, и задача логистики состоит в том, чтобы  дать общую характеристику этих источников, а также определить правила количественных операций над ними.

 

С развитием рыночных отношений  в практике хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности  широкое распространение получили финансовые активы. Возрождение рынка  ценных бумаг воскресило институты  посредничества: фондовые биржи, брокерские и дилерские фирмы, инвестиционные компании и фонды. Однако основным источником финансирования операций по материально-производственному  обеспечению предприятий являются банки, предоставляющие на определенных условиях соответствующие кредиты.

 

Финансово-экономическое  обеспечение логистики носит  двойственный характер. В одном случае это финансово и юридически самостоятельные  логистические центры «общего пользования», производственно-хозяйственная деятельность которых основывается на получении прибыли от логистичеких услуг для предприятий и организаций, пользующиеся этими услугами.

 

Если эти предприятия  создаются вновь, то основными составными элементами финансово-экономического обеспечения является: технико-экономическое  обоснование, инвестиционная программа  и деловой (бизнес) план, составленный по международным правилам на определенный период времени. (8, с. 191)

 

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана  с деятельностью службы финансов. Совместные решения служб логистики  и финансов принимаются при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляется контроль и управление транспортом, а также складскими затратами.

 

По мнению ученых, занимающихся исследованиями в области логистики  и финансового планирования, при  соблюдении определенных условий схемы  взаиморасчетов с использованием ценных бумаг позволяет экономить от 10 до 30 % от суммы платежа за поставку товаров. (1, с. 125)

 

В условиях как формирующейся, так и стабильно развивающейся  рыночной экономики повышение эффективности  товарных и материальных потоков  достигается, главным образом, за счет улучшения их финансового обслуживания, что, в свою очередь, обуславливает  необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарно-материалных и товарно-нематериальных потоков. Совокупность этих ценностей может рассматриваться в качестве соответствующего потока, движение которого обуславливается выполнением целого ряда логистических операций.

 

Финансовые потоки в том  или ином виде существуют всегда при  любых способах организации предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов. Однако наибольший эффект их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных и материальных потоков.

 

Под финансовыми потоками в логистике понимается направленное движение финансовых средств, циркулирующих  в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимой для обеспечения эффективного движения определенного товарного или материального потоков.

 

Основной целью финансового  обслуживания товарных или материальных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми  ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования.(6, с. 45)

 

Необходимо отметить, что  по большому счету деятельность любого хозяйствующего субъекта можно свести к производству товара (материального  или нематериального) и его продаже  потребителю.

 

Одна из целей маркетинга – выявление индивидуальных запросов потребителей и их полное удовлетворение посредством имеющихся в распоряжении компании ресурсов. Основная задача маркетинговых  мероприятий состоит в том, чтобы  помочь корпорации внедриться на те или иные рынки. В рамках реализации маркетинговых стратегий компании совершенствуют свою логистическую деятельность, превращая ее в ключевую компетенцию. Восприятие логистики в качестве стратегического ресурса особенно важно при планировании обслуживания потребителей.

 

В последние 20 лет логистика  динамично развивается, что обусловлено, прежде всего, углублением международного разделения труда, процессами глобализации, потребовавшими от компаний (в том  числе транснациональных) поиска ниш  на быстро меняющихся мировых рынках, а значит, стремлением к постоянному  повышению конкурентоспособности  производимых ими продукции и  услуг. Как показывает практика, использование логистического аппарата позволяет корпорации добиться весомого преимущества на рынке.

 

Логистика – это, прежде всего бизнес-концепция, базирующаяся на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных  элементов в общий процесс  в целях предотвращения нерационального  расходования и потерь товарных, финансовых, трудовых ресурсов.

 

В основе логистического управления лежит идея мониторинга всего производственного процесса: «сквозная» функция как бы объединяет разные управленческие процессы, координируя и корректируя их. Учитывая состояние запасов, предстоящие продажи, условия сбыта, транспортные возможности и конъюнктурные оценки маркетологов, руководитель оптимизирует снабжение, регулирует темпы производства и ассортиментные сдвиги, модернизирует производство и т.д.

 

Использование широкого арсенала логистических подходов позволяет корпорации адаптироваться к меняющейся рыночной среде с наименьшими затратами, завоевать новую или расширить свою нишу, получить преимущества перед конкурентами.

 

Маркетинг и логистика  соприкасаются непосредственно  на рынке, где встречаются поставщики-продавцы и потребители-покупатели. И те, и  другие должны знать конъюнктуру  рынка. Отличия между маркетинговыми и логистическими операциями заключаются в том, что первые – в основном информационные, в то время как вторые – и производственные, и сбытовые, и информационные – охватывают перемещение реальных материальных ресурсов. (9, с. 77)

 

В заключении хочется сказать, что в последнее время в  странах с развитой экономикой логистика  стала выходить за пределы экономической  среды, принимать во внимание социальные, экологические, политические факторы (все большее значение зарубежные компании начинают придавать защите окружающей среды, правам потребителей и т.д.). учет интеграционных процессов расширяет представление о логистике, рассмотрение которой как системы отдельных элементов стало возможным благодаря комплексному подходу. Не давая рецептов для решения конкретных проблем, он помогает правильно применять специальные методы анализа для преодоления возникших трудностей.


Информация о работе Логистика