Логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:11, лекция

Краткое описание

Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие стало использоваться в экономике.
Исторически логистика развивалась как военная дисциплина и понималась как согласованность, рациональность и точный расчет. (2, с. 15)

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 32.01 Кб (Скачать файл)

Термин «логистика», известный  до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня  широкое распространение. Основная причина этого явления заключается  в том, что понятие стало использоваться в экономике.

 

Исторически логистика развивалась  как военная дисциплина и понималась как согласованность, рациональность и точный расчет. (2, с. 15)

 

Логистика в своем «гражданском воплощении» не определяется столь  же однозначно, как производство или  маркетинг. Под логистикой понимается, как правило, управление операциями перемещения и складирования, которое  направлено на обеспечение продвижения  к местам их конечного потребления, а также связанной с ними информации для обеспечения соответствующего уровня обслуживания клиентов по приемлемой цене.

 

В широком смысле логистика  понимается как интегрированная  система формирования и контроля процессов физического продвижения  товаров, а также их информационного  обеспечения, направленного на достижение наиболее благоприятных соотношений  между уровнем оказываемых услуг  и уровнем и структурой связанных  с этим затрат. (7, с. 16)

 

Если рассмотреть в  совокупности круг проблем, которые  затрагивает логистика, то общим  для них будут вопросы управления материальными и соответствующих  им информационными потоками.

 

Термин «логистика» начинает использоваться в ситуациях, связанных  с четким планированием согласованной  последовательности действий.

 

Для того, чтобы принимать обоснованные решения по управлению материальными потоками, необходимы определенные знания. Деятельность по выработке этих знаний относятся к логистике; соответственно большая группа определений трактует логистику как науку или научное направление: логистика – междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков. Содержание логистики – это планирование, контроль и управление транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемых в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителей в соответствии с интересами и требованиями последних, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. (2, с. 18)

 

Развитие логистики как  науки связано, прежде всего, с переходом  от рынка продавцов к рынку  покупателей.

 

Из вышесказанного можно  определить, что сущность логистики  – это продвижение материальных ценностей и информации, интенсивность  потоков, уровень их непрерывности  и стабильности и т.п.

 

Мировой опыт свидетельствует, что инструменты логистики активно  востребованы практически во всех сферах человеческой деятельности. Благодаря  использованию логистической методологии в мире удается поддерживать высокую динамику производства и распределения товаров и услуг, обеспечивать интеграцию бизнес-процессов предприятий при этом существенно сокращать издержки.

 

Современная логистика дает возможность выявлять и использовать имеющиеся резервы уменьшения расходов и сокращения сроков закупок и  поставок сырья, изготовления и распределения  готовой продукции, ее упаковывание, управление запасами, складирования  и т.д.

 

Деятельность по управлению материальными потоками, так же как  производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистики заключается прежде всего в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Предприниматели лишь сравнительно недавно осознали, каким потенциалом повышение эффективности обладает сквозной мониторинг всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции в экономике.

 

Материальные потоки в  экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых преследует свою собственную  цель. Если участники смогут согласовать  свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления – сквозного материального потока, то все вместе они получат существенный экономический выигрыш.

 

Рационализация материального  потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного  потребителя либо отдельные значительные его участки. Для решения этой задачи необходимо подходить с системных  позиций к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических  процессов на различных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую противоречивых экономических  интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

 

По мере накопления опыта  применения логистики в производстве многие западные фирмы разрабатывали  собственные оправдавшие себя впоследствии подходы и нормативные положения  ее использования. Эти подходы и  положения сложились в определенную концепцию как совокупность требований рынка к обновлению производства на базе логистики.

 

Современные особенности  и тенденции рыночной экономики  в воздействии на производственный аппарат фирмы требуют не частных, эпизодических, оперативных изменений, а разработки и использование  принципиальных стратегий и самих  стратегий развития этого аппарата. Совокупность таких стратегий получила наименование концепций обновления производства с применением логистики. Поскольку эти стратегии и  их концепция должны еще осваиваться  на практике, их правомерно считать  долгосрочной стратегией будущего, а  предприятия подразделять на предприятия  прошлого (до освоения стратегий) и  предприятия будущего (в ходе и  в результате освоения этой стратегий).

 

Ориентированная на логистику  структуризация производственного  аппарата фирмы требует, чтобы на высшем уровне управления ее хозяйственной  деятельностью формировались стратегии  отдельно по технике и организации. (3, с. 244)

 

Логистическая система, используемая фирмой для выработки стратегий в таких видах деятельности, как планирование и производство, взаимодействует с функциональными областями: производство и технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование.

 

В планировании логистика  оказывает влияние на производство и технологию за счет выбора места  размещения фирмы, планирование складской  сети, выбора оборудования; в области  маркетинга логистика определяет каналы распределения, цели обслуживания потребителей; финансирование и администрирование  связаны с разработкой информационной системы, контроля над запасами и  бюджетом.

 

Производственная деятельность логистики связана с составлением производственного календаря, прогнозом  продаж, обработкой заказа, контролем за деятельностью, управление запасами готовой продукции, внешним и внутренним транспортом и другими функциями. Управление производственными процессами направлено в первую очередь на снижение издержек производства и ориентировано на ритмичную работу с минимально возможным временем производственного цикла и срока выполнения заказа.

 

Производственный процесс  не может протекать успешно в  условиях рыночной изоляции, поэтому  управляющий процессом производства должен воздействовать не только на организацию  данного процесса, но и принимать  решения по управлению производством  с учетом состояния системы физического  распределения, которое является связующим  звеном между маркетингом и производством. (5, с. 27)

 

В условиях ужесточенной конкуренции  насущно необходима интеграция производственных предприятий и торговых организаций  в единую логистическую сеть для оптимизации материальных потоков и минимизации издержек. Нужны разработки организационно-экономических механизмов и методических инструментов координации сквозных материальных потоков на принципах логистического менеджмента.

 

Особенности логистического подхода к координации материальных потоков и построения на этой основе хозяйственной деятельности предприятий, заключается, в первую очередь, в том, что управление процессом товародвижения становится наиболее приоритетным направлением в деятельности предприятия, логистика предполагает комплексный подход к управлению материальными потоками и использование теории компромиссов, отражающих функциональные интересы подразделений предприятий и всех структур-участников товародвижения. (11, с. 22)

 

Материальный поток на своем пути от первичного источника  сырья до конечного потребителя  проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику  и носит название производственной логистики.

 

Производственная логистика  рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства.

 

Производственная логистика  оптимизирует материальные потоки внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие  материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов производственной логистики – их территориальная  компактность.

 

Внутрипроизводственными логистическими системами, рассматриваемых производственной логистикой, можно назвать: промышленное предприятие, оптовое предприятие, имеющее складское сооружение, узловую грузовую станцию, узловой морской порт и др.

 

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы задают ритм работы и являются источниками материальных потоков.

 

На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы – закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры – обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

 

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

 

1. Отказ от избыточных  запасов;

 

2. Отказ от завышенного  времени на выполнение основных  и транспортно-складских операций;

 

3. Отказ от изготовления  серий деталей, на которые нет  заказа покупателей;

 

4. Устранение простоев  оборудования;

 

5. Обязательное устранение  брака;

 

6. Устранение нерациональных  внутризаводских перевозок;

 

7. Превращение поставщиков  из противостоящей стороны в  доброжелательных партнеров.

 

Содержание концептуальных положений свидетельствует о  том, что логистическая концепция организации производства приемлема для условий «рынка покупателя». Когда спрос превышает предложение, можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована.

 

Известно, что 95-98% времени, в  течение которого материал находится  на производственном предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Этим обуславливается их значительная доля в себестоимости выпускаемой  продукции.

 

Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций.

 

Существует ряд причин, позволяющих снизить затраты, связанные  с производственным процессом, при  использовании логистического подхода:

 

1. Оптимизация запасов  – одна из центральных проблем  логистики. Содержание запасов  требует отвлечения финансовых  средств, использования значительной  части материально-технической базы, трудовых ресурсов;

 

2. Снижение потерь материалов. Любая Логистическая операция – это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций – это сокращение потерь;

 

3. Снижение травматизма.  Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда;

 

4. Сокращение численности  вспомогательных рабочих;

 

5. Улучшение использования  производственных и складских  площадей. (2, с. 181)

 

Родившись из маркетинга и  вобрав в себя знания многих экономико-управленческих и инженерных наук, логистика стала  развивающейся метанаукой, базирующейся на собственных концепциях, самая продуктивная из них – концепция интегрированного управления цепями поставок.

 

Поэтому на предприятии наиболее существенна взаимосвязь у логистики  с маркетингом. Выделим следующие  задачи, решаемые на предприятии службой  маркетинга:

 

1. Анализ окружающей среды  и рыночные исследования;

 

2. Анализ потребителей;

 

3. Планирование товаров,  определенной ассортиментной спецификации  производства;

 

4. Планирование услуг,  оптимизация рыночного поведения  по наивыгоднейшиму сбыту услуг.

 

Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то третья и четвертая задачи должны решаться совместно.

Информация о работе Логистика