Лекции по дисциплине "Управление цепями поставок"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Эволюция концепций управления цепями поставок (4 часа) 3
Тема 2. Потоки и процессы в цепях поставок (8 часов) 11
Тема 3. Цели и стратегические элементы управления цепями поставок (6 часа) 36
Тема 4. Оптимизация управления цепью поставок (4 часа) 50
Тема 5. Содержание SCOR модели цепи поставок (4 часа) 58
Тема 6. Экономическая эффективность цепей поставок (4 часа) 65

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_UTsP.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

– органы государственной власти и др.

Различия между ключевыми и вспомогательными участниками не всегда очевидны, так как одна и та же компания может выполнять одновременно и ключевые и вспомогательные функции. Тем не менее, дифференцированный подход к определению участников позволяет упростить управление потоковыми процессами в рамках выбранной цепи поставок.

3. Участники цепей поставок, взаимодействуя между собой, устанавливают связи, которые по степени их подконтрольности фокусной компании условно можно разделить на четыре типа:

– управляемые связи;

– неуправляемые связи;

– отслеживаемые связи;

– связи с объектами, не входящими в цепь поставок.

Управляемые связи между участниками цепей  поставок – это связи между фокусной компанией и наиболее важными объектами, с точки зрения центральной компании, которые она выделяет для интегрирования и управления. Фокусная компания непосредственно взаимодействует с потребителями и поставщиками первого уровня, поэтому связи с этими объектами будут называться управляемыми (рисунок 11).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 11 – Типы и  структура связей с

 

Отслеживаемые связи между участниками цепей поставок – это связи, которыми фокусная компания не может или считает нецелесообразным управлять, но осуществляет мониторинг за ними по мере необходимости. Подобные связи для деятельности фокусной компании не являются критичными, хотя также важны, поэтому их должны интегрировать и управлять ими другие компании, входящие в цепь поставок. Фокусная компания может оказывать влияние на таких участников опосредованно через поставщиков и потребителей более близкого к центральной компании уровня.

Неуправляемые связи между участниками цепей поставок – это связи, которыми фокусная компания не может или считает нецелесообразным управлять или осуществлять мониторинг за ними, так как центральная компания либо полностью доверяет другим участникам управлять этими связями, либо из-за ограниченности ресурсов не может их контролировать.

Связи с объектами, не входящими в цепь поставок, – это связи между фокусной компанией и объектами, которые не входят в цепь поставок, но которые могут оказать влияние на эффективность ее функционирования.

7. Объектный взгляд на цепь поставок:

Цепь поставок – это три или более экономические единицы, которые напрямую участвуют во внутренних и внешних потоках продукции, услуг, финансов и информации от источника до потребителя.

В связи с чем выделяют три вида цепей поставок:

– прямая цепь поставок;

– расширенная цепь поставок;

– максимальная цепь поставок.

Прямая цепь поставок состоит из фокусной (центральной) компании, поставщика и потребителя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или информации (рисунок 12) При этом, как правило, фокусная компания определяет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с контрагентами по бизнесу.

 

 

Рисунок 12 – Прямая цепь поставок

 

Расширенная цепь поставок, в отличие от прямой цепи, включает дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня (рисунок 13). Подобная базовая структура цепи наиболее распространена в бизнесе и является основой для построения SCOR-модели.

 

 

Рисунок 13 – Расширенная цепь поставок

 

Максимальная  цепь поставок (рисунок 14) состоит из фокусной компании и всех ее контрагентов слева (вплоть до поставщиков исходного сырья и природных ресурсов), определяющих ресурсы фокусной компании «на входе», и сети распределения справа – вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей.

 

Рисунок 14 – Максимальная цепь поставок

 

8. По специфике решаемых задач и выполняемых функций приняты выделять 3 функциональных цикла снабжения (три фазы принятия решений в управлении цепями поставок): цикл физического распределения, цикл материально-технического снабжения производства и цикл снабжения.

 

 

Рисунок 15 – Функциональные циклы снабжения

 

Физическое  распределение как элемент системы логистики связывает фирму с ее потребителями, согласует производственные и маркетинговые усилия. Физическое распределение ведает фактическим исполнением заказов потребителей. Базовый цикл физического распределения представлен на рисунке 16.

 

 

Рисунок 16 – Базовый цикл функционального цикла физического распределения

 

Для эффективного функционирования цикла физического распределения необходимо:

  1. прилагать все возможные усилия к повышению точности прогнозов;
  2. разработать программу координации с потребителями, с целью сокращения неопределенности;
  3. обеспечить максимальную гибкость и приспособляемость к требованиям рынка цикла распределения.

Функциональный  цикл материально-технического обеспечения производства предназначен для логистической поддержки производственных процессов – формирования с минимальными издержками регулярного потока материалов и полуфабрикатов, обеспечивающего соблюдение производственного графика. В нынешних условиях на первое место выдвигаются такие критерии, как гибкость и способность к быстрому обновлению ассортимента выпускаемых продуктов и производственных технологий. Логистическая поддержка как раз и призвана содействовать реализации подобных стратегий. Деятельность, связанная с обеспечением производства, как правило, находится в полном ведении и под контролем отдельной фирмы, тогда как две другие области логистики подвержены неопределенности поведения внешних поставщиков и потребителей.

Снабжение, деятельность, связанная с приобретением продуктов  и материалов у внешних поставщиков. Регулярное поступление потока материалов, компонентов или готовых продуктов на производственные предприятия и объекты сферы распределения требует определенных вспомогательных действий, к которым относятся: (1) выбор источника ресурсов; (2) размещение и отсылка заказа; (3) транспортировка; (4) получение поставки. Все эти действия необходимы для полного завершения снабженческого процесса, как показано на рисунке 17.

 

Рисунок 17 – Функциональный цикл снабжения

 

Главная цель – поддержка производства путем  своевременных закупок с наименьшими  общими издержками. В отличие от системы распределения система снабжения сама порождает заказы, что способствует снижению неопределенности. При этом главные источники неопределенности в снабжении – это возможные изменения цен или перебои поставок.

Распределение добавленной  стоимости по функциональным областям логистики представлено на рисунке 18.

 

Рисунок 18 –  Распределение добавленной стоимости  по функциональным областям логистики

 

Контрольные вопросы:

  1. Какие потоки относятся к основным, а какие к сопутствующим в логистике?
  2. Что такое материальный поток?
  3. Перечислите основные параметры материального потока.
  4. Приведите пример входящего и выходящего материального потока.
  5. Приведите пример детерменированного материального потока.
  6. Как определяется интенсивность материального потока?
  7. Перечислите критерии классификации финансового потока.
  8. Назовите основные характеристики финансового потока.
  9. Что представляет собой информационный поток?
  10. Приведите пример опережающего информационного потока? сопутствующего?
  11. Каковы основные требования к качеству информационного потока?
  12. Что такое логистическая система?
  13. Для чего проводится объектная декомпозиция?
  14. Какая существует объектная декомпозиция?
  15. Что такое подсистема логистики? Приведите примеры.
  16. Что такое звено логистической системы?
  17. Какие «три стороны» в логистике Вы знаете?
  18. Что такое элемент логистической системы?
  19. Что такое логистический канал? сеть? логистическая цепь?
  20. В чем принципиальное отличие логистического канала и логистической цепи?
  21. Что такое логистический процесс?
  22. Какие виды процессной декомпозиции Вам известны?
  23. По каким критериям и для чего выделяют функциональные области логистики?
  24. Какие виды логистических функций Вам известны?
  25. Что является объектом операционных и координирующих функций?
  26. в чем главные отличительные особенности логистической операции?
  27. В чем отличие логистической функции упаковки и логистической операции упаковки? Можно ли их разделять?
  28. В чем отличие ключевого и логистического бизнес-процесса?
  29. Перечислите ключевые бизнес-процессы предприятия.
  30. Что такое логистический цикл?
  31. Какие виды логистических процессов Вам извествны? Приведите примеры.
  32. Какие выделяют макропроцессы?
  33. Каков<span class="dash041e

Информация о работе Лекции по дисциплине "Управление цепями поставок"