Лекции по дисциплине "Управление цепями поставок"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Эволюция концепций управления цепями поставок (4 часа) 3
Тема 2. Потоки и процессы в цепях поставок (8 часов) 11
Тема 3. Цели и стратегические элементы управления цепями поставок (6 часа) 36
Тема 4. Оптимизация управления цепью поставок (4 часа) 50
Тема 5. Содержание SCOR модели цепи поставок (4 часа) 58
Тема 6. Экономическая эффективность цепей поставок (4 часа) 65

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_UTsP.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Лекции  по дисциплине

«Управление цепями поставок»

 

 

для специальности 080506.65 Логистика и управление цепями поставок

8 семестр

 

 

 

Автор: асс.каф. ЛиУ

Зарайченко И.А.

 

 

Тема 1. Эволюция концепций  управления цепями поставок (4 часа)

1. Парадигмы  логистики: функциональная, ресурсная,  инновационная. 2. Содержание концепции  «управление цепями поставок». 3. Концепции логистики: информационная, маркетинговая, интегральная.  4. Логистические концепции: логистика в реальном времени, логистика добавленной стоимости, электронная логистика, виртуальная логистика.

 

1. В процессе эволюции парадигмы логистики проходили ряд этапов:

– функциональная парадигма;

– ресурсная;

– инновационная.

На рисунке 1 представлена примерная продолжительность и  последовательность данных этапов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Эволюция парадигм в логистике

 

Функциональная  парадигма (период примерно с 1960 по 1985 г.) была связана с тем, что за логистикой закреплялись операционные виды деятельности (транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление и страхование грузов и т.п.). Для осуществления такого рода деятельности на предприятиях создаются специальные функциональные подразделения, формируется необходимая инфраструктура либо указанные операции передаются на аутсорсинг (привлекают сторонних исполнителей).

Для образовавшихся подразделений целевой функцией деятельности становились затраты на своем участке (сокращение затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку и т.п.). При этом на каждом участке исполнители стремились локально снизить издержки логистических операций, не учитывая влияния на систему в целом, т.е. величину совокупных затрат. Так зачастую снижение затрат на транспортировку вызывает роста затрат на складирование, оптимизация складского хозяйства приводит к росту затрат на снабжение и содержание запасов и т.п. Поэтому возникает ресурсная парадигма, которая основывается на принципе «общих затрат» (Total cost of Ownership/Совокупные затраты владения). Согласно концепции ТСО («общих затрат») затраты на логистику и связанные с ней виды деятельности необходимо суммировать в логистической системе (цепи поставок) и именно эта величина является показателем эффективности использования ресурсов.

В сумму общих затрат включаются:

  • операционные затраты на логистику;
  • административно-управленческие и трансакционные затраты;
  • затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах;
  • потерянную прибыль (упущенные продажи) – «фиктивные» затраты.

Операционные  затраты – это расходы на все виды логистической деятельности (погрузку-разгрузку транспортных средств, перевозку, входной контроль получаемых товаров по количеству/качеству, складскую грузопереработку, хранение товаров, сортировку, маркировку, таможенное оформление, страхование грузов, ответственности перевозчика и т.п.).

Административно-управленческие и трансакционные затраты включают заработную плату управленческого персонала службы логистики, затраты на поиск и обработку информации о рынке логистических услуг, поиск контрагентов, накладные и прочие расходы и т.п.

Затраты, связанные  с иммобилизацией средств в запасах (альтернативные издержки), учитывают замораживание оборотного капитала компании в товарных запасах, циркулирующих в подразделениях компании или в цепи поставок в целом.

Потерянная  прибыль характеризует эффективность принятия тех или иных логистических решений с позиций клиента. Эти расходы отражают потенциальную потерю прибыли компании (или цепи поставок) от недостаточного уровня качества логистических услуг.

С появлением ресурсной парадигмы появляется понятие логистической координации. Разрозненные стремления отдельных подразделений компаний было необходимо объединить для достижения единой цели функционирования предприятия. Так отдел продаж стремится увеличить уровень запаса для того, чтобы повысить доступность продукции покупателям тем самым повысив объем продаж, при этом отдел финансов, напротив, стремится минимизировать объем средств, иммобилизованных в запасы. Такого рода конфликты призвана решать служба логистики, оптимизирующая взаимодействие структурных подразделений посредством межфункциональной логистической координации, выступая некой «третьей стороной» в рамках межфункциональных конфликтов.

Таким образом, ресурсная  парадигма логистики была связана  с качественно новым уровнем ее развития: переходом на более высокую ступень влияния в иерархии управления компанией – от операций к координации. Иными словами, если раньше логистика была призвана выполнять определенные логистические функции/операции, то теперь ее основной задачей становится увязка разноориентированных интересов подразделений с целями функционирования предприятия в целом.

С развитием информационных технологий и с повышением роли знаний и информации в бизнесе возникает инновационная парадигма, которая заключается в рассмотрении логистического процесса как единого целого в цепи поставок (логистической системе) для более эффективного достижения целей бизнеса. То есть все больше внимания уделяется проблеме интеграции – объединения как структурных подразделений внутри предприятия, так и с внешними партнерами.

Предпосылками инновационной  парадигмы логистики явились:

  1. новое понимание интегрированной логистики и SCM как стратегических элементов в конкурентных возможностях отдельной компании и цепи поставок в целом;
  2. усиление интеграции между контрагентами цепей поставок, появление новых организационных отношений сотрудничества и кооперации;
  3. расширение технологических возможностей, в частности в области гибких производств и интегрированных информационно-компьютерных систем и технологий, радикально изменивших горизонты контроля и управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок.

На базе инновационной  парадигмы рождается концепция SCM.

2. В современных условиях ведения бизнеса для достижения долгосрочного успеха уже недостаточно сосредотачивать внимание исключительно на высоких показателях деятельности собственного предприятия (кривая 1), так как в конечном счете достигнув своего предела темпы улучшения показателей начинают снижаться и возникает эффект снижения доходности. Поэтому многие руководители осознали необходимость интеграции с внешними партнерами (кривая 2), что приводит к возникновению дополнительных преимуществ, что в конечном счете выливается в рост различных показателей функционирования самого предприятия на 10-20%. Кривая 3 характеризует тенденцию обращения внимания бизнеса при управлении цепями поставок к современным информационным технологиям (рисунок 2).

В связи с этим применение современных инструментов и методов  управления цепями поставок становится необходимым условием успеха бизнес-структур на рынке. Именно с этим связано активное распространение и внедрение концепции «управление цепями поставок» в практику бизнеса.

 


Рисунок 2 – Взаимозависимость показателей функционирования предприятий и базовых элементов управления цепями поставок

 

Термин «Supр1у Chain Маnagement» (Управление цепями поставок) был введен в оборот американскими консультантами в начале 1980-х гг. в связи с существенным расширением границ данного понятия относительно содержания категории «логистика». Вместе с тем до сих пор не существует однозначной трактовки содержания этого термина. Многие применяют этот термин как синоним понятия «логистика» или «интегрированная логистика». Однако сейчас акцент в содержательном толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания SCM как новой концепции бизнеса. Всемирная организация «Совет профессионалов в области управления цепями поставок» (США) определяет это понятие следующим образом:

«Управление цепями поставок – это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц».

В новейшем терминологическом словаре ЕLА 2005 г. дано следующее определение:

Управление  цепями поставок – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам.

В словаре APICS приведено следующее определение цепи поставок:

Цепь поставок – это глобальная сеть, используемая для доставки продукции или услуг от источников сырья и материалов до конечного потребителя посредством потоков информации, физического распределения и денежных средств.

3. Логистическая концепция организаций бизнеса – это парадигма (руководящая идея), платформа поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.

Возникновение и развитие логистических концепций тесно  связано с эволюцией бизнеса  в промышленно развитых странах.

Фундаментальными концепциями  в логистике являются:

– информационная;

– маркетинговая;

– интегральная.

Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретической основой  информационной концепции является системный подход, который применяется как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегические решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных оптимизационных логистических задач.

Практическими примерами  использования информационной концепции  логистики являются широко распространенные системы/подсистемы и информационно-программные  модули MRP I, MRP II, DRP, QR, CR и т.п.

В то же время логистические системы, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции. Поэтому с начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концепция, которая акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая система должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения, определенной перестройки управления логистикой в компании.

В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

  • новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;
  • перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные (структурные) отношения;
  • новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.

Интегральная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса. Концепция интегрированной логистики, позволяет объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров («три стороны» в логистике) для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: «проектирование — закупки — производство — распределение — продажи — сервис».

4. В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как

– RP (Requirements/Resourse planning) – планирование потребностей/ре-сурсов;

– JIT (Just-in-time) – точно в срок;

– LP (Lean Production) – «плоское» производство.

Среди прочих логистических концепций можно указать следующие:

– Supply chain management (SCM) – «управление цепью (цепями) поставок»;

– Time-based logistics – «логистика в реальном масштабе времени»;

– Value added logistics – «логистика добавленной стоимости»;

– E-logistics – «Электронная логистика»;

– Virtual logistics – «Виртуальная логистика».

Рассмотрим их подробнее.

Чтобы быть конкурентоспособной на рынке, фирме необходимы гибкость и  динамичность, т.е. быстрая адаптация  к изменяющимся условиям рыночной среды  и спроса на продукцию. Таким образом, важнейшее значение приобретает фактор времени. Концепция Time-based logistics направлена на оптимизацию всех фаз жизненного цикла изделия по времени: научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, поставок сырья и материалов, производства, обработки заказа и доставки готовой продукции потребителям, выполнения послепродажного сервиса и т.д. Для сокращения продолжительности полного логистического цикла предусмотрена интеграция с логистическими посредниками в системах дистрибьюции.

Информация о работе Лекции по дисциплине "Управление цепями поставок"