Концепция логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: исследовать теоретические основы логистики. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию логистики
проанализировать основные методы и концепции
разобрать принципы работы логистических структур
разобрать проблему расчета оптимальных партий заказов и товарных запасов предприятия
провести логистический анализ организации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты логистики 5
1.1 Определение логистики. Основные положения логистики 5
1.2 Концепции логистики 12
2 Практическое применение логистики 17
2.1 Методы анализа товарных запасов. Системы пополнения запасов 17
2.2 Применение логистических методов на примере точки розничной 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Климентенко Мирона 242гр Концепция логистики.docx

— 57.62 Кб (Скачать файл)

Существующие системы  учета традиционно распределяют издержки по их природе: заработная плата, амортизационные отчисления и т.п., а не по видам работ и направлениям деятельности. Практически невозможно определить затраты, например, на складирование единицы хранения, которые необходимы для планирования соответствующих логистических операций. Затруднена оценка затрат на логистические операции, выполняемые одновременно работниками нескольких подразделений предприятия.

Кроме того, серьезным недостатком  традиционной отчетности является то, что в ней не выделяются в отдельную  группу затраты на управление запасами. Иногда в затратах оцениваются процентные платежи и стоимость вложенного в запасы капитала, однако при этом никак не учитываются издержки, связанные  с «омертвлением» капитала в запасах материалов, незавершенного производства и готовой продукции, потерями от дефицита запасов готовой продукции и недостаточным уровнем логистического сервиса. Все это в значительной степени занижает итоговые показатели затрат и приводит к ситуации, когда руководители плохо представляют, в какую сумму им обходится хранение запасов.

По приблизительным оценкам, при полном учете всех логистических  издержек, связанных с запасами, их годовая сумма должна оказаться  не меньше четверти средней балансовой стоимости этих запасов. Учитывая тот  факт, что в материальных запасах  может находиться до половины текущих  активов фирмы, можно говорить о  важности выявления недоучтенных традиционными  способами логистических издержек, связанных с запасами.[22, c. 7]

Задача заключается в  том, что, совершенствуя экономику  и организацию производства на принципах  логистики, менеджерам предприятия, отвечающим за определенные участки работы, следует  более тесно сотрудничать с бухгалтерскими работниками, стараясь определить наиболее оптимальный для фирмы вариант системы учета затрат.

Наряду с совершенствованием системы учета и контроля на отдельных  предприятиях возникает задача охвата затрат на предприятиях - контрагентах, с тем чтобы выявить, насколько  удачны общие решения в области  логистики, какие последствия для  всей группы предприятий или отдельного предприятия вызваны удачными или неудачными решениями. Методика такого учета пока отсутствует, но ее разработка стоит на повестке дня. Речь идет о некоем сводном учете затрат, характерном для крупных предприятий. Задача заключается в том, чтобы предприятия, ранее находившиеся в условиях конкуренции и упорно не желающие раскрывать сведения об индивидуальных издержках, представляющих собой коммерческую тайну, постоянно обменивались этими сведениями друг с другом, и на основе этих данных проводился бы анализ затрат и принимались бы необходимые меры по исправлению недостатков. Следовательно, необходимо разрабатывать оригинальные формы отчетности, отражающие эффективность логистических операций группы сотрудничающих предприятий. Требуется также адаптировать традиционные аналитические приемы к требованиям логистики, и в нужных случаях разработать какие-либо новые.

Автор считает, что следует всячески приветствовать практическое внедрение логистики на предприятиях. Во всяком случае, опыт высокоразвитых стран свидетельствует об удачных примерах применения ее принципов. Что же касается России, то внедрение логистики на ее промышленных предприятиях имеет ряд особенностей.[ 2, c. 6]

Во-первых, видимо, еще нескоро  у нас будет налажен строгий  учет расходования отдельных ресурсов (питьевой и технической воды, газа и т.д.).

Во-вторых, при появлении  нового и эффективного метода управления промышленным предприятием не следует  связывать с ним ожидания скорого  и высокого эффекта. Необходима основательная  подготовка, разъяснительная работа среди сотрудников предприятия  с целью настойчивого и последовательного  решения поставленной задачи.

Но, сначала поговорим  о современных логистических  концепциях,  которые для организаций  бизнеса являются главным приоритетом, платформой поддержки бизнеса.

 

1.2 Концепции логистики

В логистической теории различают  три базовые концепции:

    • Информационная
    • Маркетинговая
    • Интегральная

Информационная концепция, появившаяся в конце 1960-х, базируется на основе информационно-компьютерных технологий.

Основной идеей концепции  является формулировка проблемы управления МП некоторого бизнес объекта и параллельное конструирование информационного, компьютерного обеспечения для  решения проблемы. Информационная концепция помогает автоматизировать тривиальные процессы за счет использования компьютерной поддержки. На практике принципы информационной концепции реализуются в программных модулях MRP I,  MRP II и других, подобных им модулях, которые применяют для автоматизации планирования внутренних процессов фирмы, управления запасами и закупкой ресурсов, а также для доставки продукции конечному потребителю. [ 3, c. 51]

Однако логистические  системы, базирующиеся на принципах  информационной концепции, не имели  достаточной гибкости и интегрированности, которые необходимы на сегодняшнем этапе развития рыночных отношений, например для налаживания отношений между поставщиками, производителями и потребителями продукции. [ 3, c. 67]

С начала 1980-х годов и  сегодняшнего момента для построения логистических систем в компаниях все чаще начали применять маркетинговую концепцию логистики. Маркетинговая концепция уделяет большее внимание менеджменту, в области распределения товара. Такая система предназначена для поддержки конкурентоспособности фирмы, путем принятия эффективных стратегий в распределении, прогнозировании спроса.

За прошедшие годы на западе начала активными темпами распространяться другая концепция логистики, концепцию  назвали интегральной концепцией.

Концепция, по своей сути, является логическим продолжением маркетинговой  концепции, учитывающим современные  условия бизнеса:

    • Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы.
    • Новые организационные отношения, перспективы интеграции между логистическими партнерами.
    • Новые технологические возможности [28, c. 52].

Осложнение рыночной среды и усиление конкуренции приводит к трансформации логистической системы, выраженной в следующих тенденциях:

    • Возрасла скорость, интенсивность и сложность МП. Усложнились информационно-финансовые взаимоотношения между партнерами.
    • Сократилось число звеньев логистических систем. Уменьшилось количество отношений в логистических системах, но сложность их возросла.
    • Снизилась надежность логистических каналов, за счет снижения стратегических запасов в дистрибутивных и производственных сетях [28, c. 54].

Следствием этих тенденций  является повышение потенциальной неустойчивости логистической системы. Для повышения ее устойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как внутри самой системы, так и с динамической внешней средой. Логистическая система ,согласно интегральной концепции, рассматривается как единое целое - интегрированная система управления, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя. Таким образом, в интегрированных логистических системах корпораций материальный поток объединяет весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем к производству, распределения, продаже, послепродажному сервису и вновь к повторению цикла в соответствии с меняющимися запросами покупателей [26, c. 105].

Углубляясь в тему логистических  концепций нельзя не упомянуть о  методах, составляющих частях этих концепций.

Самыми популярными методами в мировой практике являются: MRP, JIT, SCM, ERP.

MRP (Manufacturing Resource Planning, «планирование производственных ресурсов») - методы управления промышленным предприятием в условиях конкурентной рыночной среды. Методы MRP I и MRP II обеспечивают составление планов производства на основе прогнозирования сбыта произведенной продукции по периодам. Методы MRP I и MRP II используют систему бухучета класса GAAP, IAS. В процессе принятия управленческих решений используются технологии анализа и статистического моделирования. По всем производственным секторам рассчитываются бюджеты, для последующего выполнения которых ведется расчет нормативных и фактических затрат на производстве. Непрерывно осуществляется оперативное формирование бухгалтерского баланса и анализ экономических и финансовых показателей деятельности предприятия [28, с. 31].

Система «Just-in-time» (JIT, «точно в срок») – применяется на предприятиях массового производства. Система управления основана на эффективной организации бездефектного производства, синхронизации всех процессов производства, включая поставку комплектующих и материалов, выполнение субподрядных работ [28,с. 33].

SCM (Supply Chain Management) - управление  расширенной производственной цепочкой. Метод «Supply Chain Management» основывается на стандарте CSRP (Customer Synchronized Resource Planning). Использование этого метода основывается на осуществлении поддержки всего управленческого цикла выпуска продукции: от проектной части до гарантийного и сервисного обслуживания продукта после продажи. Стандарт CSRP основывается на управлении внешними относительно предприятия элементами производственной цепочки [28,с. 35].

ERP (Enterprise Resource Planning) - управление  ресурсами (материальными, финансовыми,  трудовыми) в рамках единой  корпорации. Эта методология полностью  базируется на MRPII и отличается  еще большим масштабом предприятий,  которые становятся корпорациями [28,с. 38].

Попробуем глубже рассмотреть систему «Just-in-time». Система «Just-in-time» была разработана и впервые применена в Японии в компании Toyota в середине 70-х годов XX века. Система основана на производствах товара малыми партиями и отказах от крупных партий товара. На фирме отсутствуют материально-производственные запасы, поставки для определенных подразделений производятся «под заказ», т.е. продукция производится параллельно поступлениям заказа. В принципе, JIT не является самостоятельной системой учета затрат. JIT - это система организации производства на предприятии в целом. Это подразумевает специфические особенности учета и формирования себестоимости. Цель данной системы - понижение издержек себестоимости, снижение затрат нацеленных на содержание, складирование и транспортировку. Большая часть затрат становится прямыми: сырье и материалы покупаются под конкретный заказ, основная часть погрузочно-разгрузочных затрат и затрат по транспортировке относится только на этот конкретный заказ, конкретное оборудование производит только конкретный вид товара. Поэтому издержки, связанные с ремонтом, обслуживанием и амортизацией, становятся прямыми издержками и относятся на конкретный вид продукции.

Основными достоинствами  системы являются:

    • значительное снижение затрат на содержание, хранение и транспортировку запасов, что существенно уменьшает себестоимость продукции;
    • сокращение времени на доставку сырья, материалов, запасных частей на предприятие;
    • уменьшение доли косвенных затрат в структуре себестоимости, в связи с чем расчет себестоимости становится более точным;
    • сокращение производственного цикла выполнения заказа;
    • оперативность принятия решений по устранению брака, улучшению качества продукции [31, c. 3].

Система JIT еще недостаточно широко известна, в российской практике ее применение носит скорее единичный  характер. Однако преимущества этой системы  перед другими системами учета  делают ее привлекательной.

Основной недостаток системы заключается в ограниченной сфере ее применения. При оформлении заявки на сырье и его транспортировки «точно в срок» необходима географическая близость предприятий-поставщиков. Чем дальше от предприятия-контрагента располагается предприятие-поставщик, тем больше времени требуется для доставки сырья, и тем выше риски доставки (несоблюдение сроков, повреждение в процессе транспортировки и т.п.).

Таким образом, сфера применения JIT - предприятия малого или среднего размера и предприятия, производящие достаточно однородную продукцию. Наибольший эффект от применения достигается, если предприятия расположены в непосредственной близости от своих поставщиков.

 

 

2 Практическое применение  логистики

 

2.1 Методы анализа товарных  запасов. Системы пополнения запасов

В практической части работы автор разобрал проблему расчетов оптимальной  партии заказа и товарных запасов  предприятия. Колебания в спросе и поставках, а также стремление максимально удовлетворить спрос вызывают необходимость держать запасы. По мере продвижения по цепочке поставок происходит увеличение запасов в каждом последующем звене.

В таблице 1 представлена классификация товарных запасов с учетом основных критериев.

Классификация товарных запасов

по месту нахождения

По исполняемой функции

По времени

Запасы готовой продукции  на складе предприятия -изготовителя

Текущие запасы

Максимальный желаемый запас

Запасы в каналах сферы  обращения: запасы в пути (транспортные запасы), запасы на предпр. торговли

Подготовительные (буферные) запасы

Пороговый уровень запаса

Гарантийные (страховые) запасы

Текущий запас

Сезонные запасы

Гарантийный (страховой) запас

Переходящие запасы

Неликвидные запасы


Таблица 1 [4, c. 101]

Гарантийные (или страховые) запасы предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств, таких  как:

Информация о работе Концепция логистики