Задачи отдельных функциональных областей логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы логистики уже более 30 лет в нарастающих масштабах привлекают внимание ученых, специалистов, руководителей фирм, предприятий и корпораций развитых стран мира. Этот острый интерес проявляется в научном и практическом планах. Проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления. В настоящее время быстро развивается инфраструктура в сфере экономики и организации производства. Эта инфраструктура основывается на современных достижениях науки и техники. В России имеются некоторые удачные примеры логистических систем, хотя в своей повседневной практике мы не относим их к области логистики.

Вложенные файлы: 1 файл

ЛОГИСТИКА КУРСОВАЯ.docx

— 31.82 Кб (Скачать файл)

Кроме того, следуя логистическим  подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия  конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки продукции и т.д. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках.

Существенное значение приобретает  при этом выбор оптимального варианта расходов на логистические операции. Первостепенная роль принадлежит в  логистике оптимизационным решениям, например, по нормированию поставки продукции, формированию хозяйственных связей.

Многообразие логистических  операций и услуг позволяет значительно  расширить возможности коммерческо-посреднических организаций по обслуживанию предприятий  поставщиков и потребителей продукции.

Многоплановое влияние оказывают  логистические подходы на функции  органов государственного управления в условиях развития рыночных отношений:

Востребуются их координационные  функции. Это связано с тем, что  в последний период хозяйственные  связи формируются спонтанно, по инициативе отдельных предприятий-поставщиков  и потребителей, а также и с  тем, что получили развитие многочисленные посреднические структуры со своими складами.

В региональных органах управления получат функции рекомендательного  и научно-методического характера  при оказании государственной поддержки  логистическим структурам.

С помощью использования  логистических методов управления товаропотоками органы управления изыскивают дополнительные источники для улучшения бюджетных возможностей.

Использование логистических  подходов на уровне органов управления должно способствовать развитию межотраслевых  связей предприятий промышленности, транспорта, торговли.

Логистические методы управления получают развитие в области межгосударственных связей. Поэтому они могут учитываться  и широко использоваться в системе  внешнеэкономических отношений  России с другими странами при  образовании транснациональных  финансово-промышленных групп.

Таким образом, развитие функций  государственных структур под воздействием использования методов логистического управления повлияет на совершенствование  экономической политики, на повышение  эффективности проводимых реформ.

1.4 Логистика как фактор  повышения конкурентоспособности  фирмы

Несомненно, правильно построенная  логистика ведет к повышению  конкурентоспособности фирмы. В  зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших  на вооружение логистическую концепцию  и построивших свою стратегию  на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего  отношение прибыли, полученной от продажи  товаров или услуг, к инвестированному капиталу, при этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся  в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке.

Логистика способствует повышению  эффективности работы фирмы при  соблюдении следующих требований:

· поддержание связи логистики  с корпоративной стратегией;

· совершенствование организации  движения материальных потоков;

· поступление необходимой  информации и своевременная технология её обработки;

· эффективное управление трудовыми ресурсами;

· налаживание тесной взаимосвязи  с другими фирмами в области  выработки стратегии;

· учёт прибыли от логистики  в системе финансовых показателей;

· определение оптимальных  уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;

· тщательная разработка логистических  операций.

Рассмотрение логистики  в качестве фактора повышения  конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых  решений в данной области должны поддаваться измерению в плане  их воздействия на функциональные затраты  и на доходы от продажи товаров. В  связи с этим актуализируется  задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно  отражающих связь логистики с  основными экономическими и финансовыми  индикаторами фирм. Как выяснилось, определить количественные параметры  последствий логистических решений  весьма сложно. Это можно сделать  лишь при соблюдении следующих условий  методологического и технического характера:

* наличия хорошо отлаженной  учетно-информационной системы;

* проведения комплексного  анализа расходов и доходов  структурных подразделений фирм  и всех участников логистической  цепи, основанного на применении  принципа миссий и единой методологии  исчисления издержек;

* определения доли прибыли  от логистической деятельности  в общей прибыли фирм.

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товарок, очевидно. В рамках логистического подхода  к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты  на их обработку, перевозку и складирование  грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение  запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие  логистики на улучшение положения  фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения продукции фирм и конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей.

Известно, что традиционная концепция экономического размера  заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно  связаны со счетами кредиторов. С  точки зрения логистики, такие счета  являются ключевыми элементами баланса  фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и  управления производством - составная  часть логистической стратегии - может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается. Таким образом, можно сделать вывод, что логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности.

2. Задачи отдельных функциональных  областей логистики

Объектом логистики, как  известно, является сквозной материальный поток, тем не менее, на отдельных  участках управление им имеет известную  специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и  информационную.

2.1 Задачи закупочной логистики

Целью закупочной логистики  является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально  возможной экономической эффективностью.

В процессе обеспечения предприятия  сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе  изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в  случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие  имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции.

Основные задачи закупочной логистики:

1. Определение потребности  в материальных ресурсах. В процессе  определения потребности в материальных  ресурсах необходимо идентифицировать  внутрифирменных потребителей материальных  ресурсов. Затем выполняется расчет  потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются требования  к весу, размеру и другим параметрам  поставок, а также к сервису  поставок. Далее разрабатываются  планы - графики и спецификации  на каждую позицию номенклатуры  и (или) номенклатурные позиции. Для потребляемых материальных ресурсов может решаться задача «сделать» или «купить».

2. Исследование рынка  закупок.

Исследование рынка закупок  начинают с анализа поведения  рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков  по непосредственным рынкам, рынкам заменителей  и новым рынкам. Далее следует  предварительная оценка всех возможных  источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных  с выходом на конкретный рынок.

3. Выбор поставщиков включает  поиск информации о поставщиках,  создание банка данных о поставщиках,  поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с  выбранными поставщиками.

4. Осуществление закупок.  Реализация данной функции начинается  с проведения переговоров, которые  должны завершиться оформлением  договорных отношений, т.е. заключением  контракта. Договорные отношения  формируют хозяйственные связи,  рационализация которых также  является задачей логистики.

Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также  организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики  поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.

5. Контроль поставок. Одной  из значимых задач контроля  поставок является контроль качества  поставки, т.е. учет количества  рекламаций и брака. Контроль  поставок включает в себя также  отслеживание сроков поставки (количество  ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления  заказа, сроков транспортировки,  а также контроль состояния  запасов материальных ресурсов.

6. Подготовка бюджета  закупок. Существенной частью  закупочной деятельности являются  экономические расчеты, так как  необходимо точно знать, во  что обходятся те или иные  работы и решения.

 

2.2 Задачи производственной  логистики

В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального  производства. Специфика этого этапа  заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. Поток идет не в результате заключенных  договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

В интегрированном виде задачи (функции) производственной логистики  могут быть сформулированы следующим  образом:

планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;

разработка планов-графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям предприятия;

разработка, графиков запуска-выпуска: продукции, согласованных со службами, снабжения и сбыта;

установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;

оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;

контроль за количеством и качеством готовой продукции;

участие в разработке и реализации производственных нововведений;

контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Сфера производственной логистики  тесно соприкасается со сферами  закупок материалов и распределения  готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области - управление материальными потоками в процессе осуществления именно производства.

Целью производственной логистики  является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих  материальные блага или оказывающих  такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике - их территориальная  компактность. В литературе их иногда называют «островными объектами  логистики».

2.3 Задачи распределительной  логистики

При управлении материальными  потоками в процессе реализации готовой  продукции решаются задачи распределительной  логистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются как  производственные предприятия, так  и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. К решению этих задач  имеют отношение властные структуры, так как от организации распределения  существенно зависит состояние  экономики региона.

Распределительная логистика  охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке «поставщик - потребитель», начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы  внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в  процессе продвижения уже готовой  продукции к потребителю.

Основными задачами распределительной  логистики являются:

1. Максимизация прибыли  предприятия при более полном  удовлетворении спроса потребителей.

2. Эффективное использование  производственного аппарата за  счёт оптимальной загрузки производственных  мощностей заказами потребителей.

3. Рациональное поведение  на рынке с учётом его постоянно  меняющейся конъюнктуры.

В процессе решения задач  распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:

по какому каналу довести продукцию до потребителя;

как упаковать продукцию;

по какому маршруту отправить;

нужна ли логистике сеть складов, если да, то какая, где и сколько;

какой уровень обслуживания обеспечить, а также на ряд других вопросов.

Состав задач распределительной  логистики на микро- и на макроуровне  различен. На уровне предприятия, т.е. на микроуровне, логистика ставит и  решает следующие задачи:

планирование процесса реализации;

организация получения и обработки заказа;

выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

организация отгрузки продукции;

организация доставки и контроль за транспортированием;

организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам  распределительной логистики относят:

выбор схемы распределения материального потока,

определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

Информация о работе Задачи отдельных функциональных областей логистики