Роль гипотезы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:21, реферат

Краткое описание

Некоторые учёные утверждали, что науки строятся исключительно благодаря собиранию фактов; по их мнению, о науке факты и опыты есть всё; истинный учёный должен ограничиться только регистрацией фактов, т. е. простым описанием фактов, событий, явлений. Но на самом деле это мнение совершенно неправильно. Ведь, для того чтобы собирать факты и материалы для науки, мы должны руководиться известной мыслью, известным планом: для того чтобы приступить к совершению того или иного эксперимента, у нас должно быть известное соображение или рассуждение, почему мы должны произвести именно этот, а не какой-нибудь другой эксперимент.

Содержание

Введение
1.Понятие гипотеза
2.Виды гипотез
3.Роль гипотезы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Роль гипотезы.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

 

План

 

Введение

1.Понятие гипотеза

2.Виды гипотез

3.Роль гипотезы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Некоторые учёные утверждали, что науки строятся исключительно  благодаря собиранию фактов; по их мнению, о науке факты и опыты есть всё; истинный учёный должен ограничиться только регистрацией фактов, т. е. простым описанием фактов, событий, явлений. Но на самом деле это мнение совершенно неправильно. Ведь, для того чтобы собирать факты и материалы для науки, мы должны руководиться известной мыслью, известным планом: для того чтобы приступить к совершению того или иного эксперимента, у нас должно быть известное соображение или рассуждение, почему мы должны произвести именно этот, а не какой-нибудь другой эксперимент.

  Если бы мы стали производить эксперименты наудачу, то это не привело бы ни к каким благоприятным результатам. Этим, по справедливому замечанию Джевонса, можно объяснить «весьма малые приращения, сделанные к нашему знанию алхимиками. Многие из них были люди очень проницательные и неутомимые; труды подобных лиц длились несколько столетий, они открыли немногое; а верный взгляд на природу даёт современным химикам возможность открыть в течение года больше полезных фактов, чем сколько их было открыто алхимиками в течение многих столетий». Следовательно, не из собирания фактов наудачу создаётся наука, а из собирания, руководимого известным планом: учёный, приступающий к какому-нибудь исследованию, всегда должен приступать к нему с определённым планом. Для того чтобы иметь план, необходимо построить гипотезу.

 

 

 

 

 

 

1.Понятие гипотезы

 

    Достоверному  познанию  в  научной  или   практической  области   всегда  предшествует рациональное  осмысление  и  оценка  доставляемого   наблюдением фактического  материала.  Эта   мыслительная   деятельность   сопровождается построением  различного  рода   догадок   и   предположительных   объяснений наблюдаемых  явлений.  Вначале  объяснения  носят  проблематичный  характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В  итоге  наука  и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и  противоречия и достигают объективно истинных результатов.

    Решающим  звеном в познавательной  цепочке,  обеспечивающей  становление нового  знания, является гипотеза.

    Гипотеза — это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств  и  причин исследуемых явлений.

    Важнейшими  среди отмеченных в определении  будут  следующие  характерные  черты гипотезы.

    Гипотеза — это всеобщая и необходимая  для  любого  познавательного

процесса форма  развития знаний. Там, где есть поиск  новых идей  или  фактов, закономерных связей или  причинных  зависимостей,  там  всегда  присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым  знанием  и новыми  истинами  и  одновременно  познавательным  средством,   регулирующим логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому,  более полному и более точному.

    Таким   образом,   внутренне   присущее   процессу   познания   развитие предопределяет функционирование в мышлении гипотезы в  качестве  необходимой и всеобщей формы такого развития.

    Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе  исследуемых  явлений,  которое является  логической  сердцевиной гипотезы  и формулируется в   виде   отдельного   суждения   или   системы взаимосвязанных суждений.  Оно всегда  имеет ослабленную   эпистемическую модальность: является проблематичным суждением, в котором выражено  неточное знание.

    Чтобы  превратиться в достоверное знание, гипотеза  подлежит  научной   и практической проверке. Протекающий   с  использованием  различных   логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит  в  итоге к опровержению либо подтверждению и дальнейшему ее доказательству.

    Итак, гипотеза всегда содержит в  себе нуждающееся в проверке  вероятное знание. Доказанное же на ее основе  положение  уже  не  является  собственно гипотезой, ибо  содержит  проверенное и не  вызывающее  сомнений  истинное знание.

 Возникающее   при  построении  гипотезы  предположение  рождается   в результате анализа фактического  материала, на базе обобщения   многочисленных наблюдений.  Важную  роль  в  возникновении  плодотворной  гипотезы   играет интуиция, творческие способности и фантазия  исследователя.  Однако  научная гипотеза — это не просто догадка, фантазия или допущение, а  опирающееся  на конкретные  материалы  рационально   обоснованное,   а   не   интуитивно  и подсознательно принятое предположение.

    Отмеченные  особенности  дают  возможность   более   четко   определить существенные черты гипотезы.  Любая  гипотеза  имеет  исходные  данные,  или основания,  и  конечный  результат  —  предположение.  Она  включает   также логическую обработку исходных данных и переход к предположению.  Завершающий этап познания — проверка гипотезы, превращающая предположение в  достоверное знание или опровергающая его.

2.Виды гипотез

 

    В  процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.

    1. По  функциям  в  познавательном  процессе  различают  гипотезы:  (1) описательные и (2) объяснительные.

    (1) Описательная  гипотеза — это предположение  о  присущих  исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:«Что  представляет  собою  данный  предмет?»  или  «Какими   свойствами

обладает данный предмет?»

    Описательные  гипотезы могут выдвигаться с  целью выявления  состава   или структуры объекта, раскрытия  механизма  или  процедурных  особенностей  его деятельности, определения функциональных характеристик объекта.

    Так,  например,  возникшая  в   теории  физики   гипотеза   о   волновом

распространении  света  была  гипотезой  о  механизме  светового   движения.

Предположение химика  о  компонентах  и  атомных  цепочках  нового  полимера относится к  гипотезам  о  составе  и  структуре.  Гипотеза  политолога  или юриста,  предсказывающая  ближайший   или   отдаленный   социальный   эффект принятого  нового  пакета  законоположений,   относится   к   функциональным предположениям.

    Особое  место  среди   описательных   гипотез   занимают   гипотезы   о

существовании  какого-либо  объекта,  которые   называют   экзистенциальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить  предположение  о  некогда совместном существовании материка западного (Америка) и  восточного  (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды.

    (2)  Объяснительная   гипотеза   —   это   предположение   о   причинах

возникновения объекта  исследований.  Такие  гипотезы  обычно  выясняют:  <- Почему произошло данное событие?»  или  «Каковы  причины  появления  данного предмета?»

  Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеорите;  гипотеза о  появлении  ледниковых  периодов  на  Земле;  предположения   о   причинах вымирания   животных   в   различные   геологические   эпохи;   гипотезы   о побудительных  причинах  и   мотивах   совершения   обвиняемым   конкретного преступления и другие.

    История  науки  показывает,  что   в  процессе  развития  знаний  вначале

возникают   экзистенциальные   гипотезы,   выясняющие   факт   существования конкретных  объектов.  Затем  возникают  описательные  гипотезы,  выясняющие свойства  этих  объектов.  Последняя ступень — построение  объяснительных гипотез,  раскрывающих  механизм   и   причины   возникновения   исследуемых объектов. Последовательное  усложнение  гипотез  в  процессе  познания  —  о существовании,  о  свойствах,  о  причинах  —  отражение  присущей  процессу познания диалектики: от простого — к сложному, от внешнего — к  внутреннему, от явления — к сущности.

    2. По  объекту исследования различаю  г гипотезы: общие и частные.

    (1) Общей  гипотезой называют обоснованное  предположение о  закономерных связях и  об  эмпирических  регулярностях.  Примерами  общих  гипотез  могут служить: развитая в XVIII в. М.В.  Ломоносовым  гипотеза  об  атомистическом строении вещества; современные конкурирующие гипотезы академика О.Ю.  Шмидта и академика  В.Г.  Фесенкова  о  происхождении  небесных  тел;  гипотезы  об органическом и неорганическом происхождении нефти и другие.

    Общие  гипотезы выполняют роль строительных  лесов  в  развитии  научных знаний. Будучи доказанными, они  становятся  научными  теориями  и  являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

    (2) Частная  гипотеза — это обоснованное  предположение о происхождении  и свойствах единичных фактов, конкретных событий  и  явлений.  Если  единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других 4)актов  и  если  оно недоступно непосредственному восприятию, то  познание  его  принимает  форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

    Частные  гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических  науках.  Археолог,  например,  выдвигает  гипотезу  о  времени происхождения  и  принадлежности  обнаруженных  при   раскопках   предметов. Историк  строит  гипотезу  о  взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.

    Частными  гипотезами являются и  предположения,  которые  выдвигаются  в судебно-следственной  практике,  ибо   здесь   приходится   умозаключать   о единичных событиях, поступках отдельных людей,  отдельных  фактах,  причинно связанных с преступным деянием.

    Наряду  с терминами «общая» и «частная  гипотеза»  в  науке  используется термин «рабочая гипотеза».

    Рабочая  гипотеза  —  это  выдвигаемое   на  первых  этапах  исследования предположение,   которое    служит    условным    допущением,    позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

    Специфика  рабочей гипотезы —  в   условном  и  тем  самым   временном  ее принятии. Для исследователя чрезвычайно  важно  систематизировать  имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально  обработать  их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и  выполняет  в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов.

    Дальнейшая  судьба рабочей гипотезы  двоякая.  Не  исключается,  что  из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе  с тем она может быть заменена другими гипотезами, если  будет  установлена  ее несовместимость с новыми фактами.

 

Роль  гипотезы

Гипотеза –  это, в сущности, утверждение о  том, как, по нашему мнению, обстоят  дела в действительности. Она сообщает о том, что мы ожидаем увидеть  в результате правильно организованных наблюдений за событиями, происходящими в реальном мире. Гипотезы представляют собой декларативные предположения, описывающие ожидаемые нами взаимосвязи между явлениями, обозначаемыми нашими понятиями.

Гипотеза, можно  сказать, представляет собой такой  же инструмент исследований, как микроскоп, осциллограф или центрифуга. Но у каждого инструмента есть своя специфика и, соответственно, своя область применения, свой круг задач. Микроскоп предназначен для исследований крайне малых объектов, осциллограф – для исследований быстро протекающих процессов, центрифуга – для исследований веществ, отличающихся по плотности. У гипотез другое назначение. Они позволяют переходить от лобового исследования трудноразрешимой проблемы к изучению следствий гипотезы, относящихся, как правило, к иным, часто – более изученным, разделам науки. Иначе говоря, гипотезы, выдвигаемые при решении трудных проблем, предназначены для переноса исследований из области, почему-либо неудобной для изучения, в другую, более удобную область, где, возможно, исследования уже проведены или где провести их намного легче.

Специфичной чертой гипотез, как инструмента исследований, является их сугубая индивидуальность по отношению к решаемой проблеме и большая интеллектуальная трудоёмкость. Если для решения многих проблем  достаточно один раз изобрести микроскоп, то гипотезы в каждом случае требуется изобретать заново. Поэтому, как не все могут быть грузчиками или молотобойцами, так далеко не каждому по силам создавать пригодные для применения в исследованиях гипотезы. Возможно, это является одной из причин отрицательного отношения части учёных к подобным путям исследований.

Раскрывая роль гипотез в научном познании, ряд  авторов отмечает, что научная  ценность гипотез далеко не одинакова. Одни гипотезы подтверждаются, превращаются в теории, другие подвергаются проверке, развитию, третьи опровергаются как несостоятельные. Есть и так называемые рабочие гипотезы, "первоначальные предположения", предназначенные для первичной систематизации научного материала. И.Д.Андреев отмечает, что "если идея, лежащая в основе рабочей гипотезы, оказывается несостоятельной..., то она отвергается и замещается другой рабочей гипотезой".

В целом следует  заметить, что гипотезы играют огромную роль в развитии теоретических знаний и в формировании научных теорий.

Информация о работе Роль гипотезы