Понятие мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:15, реферат

Краткое описание

целью данной работы является изучение мышления, его видов и форм.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
рассмотреть понятие мышления;
изучить виды и формы мышления;
проанализировать виды умозаключения;
рассмотреть основные операции мышления, качества ума.

Содержание

Введение 3
1. Понятие мышления 4
2. Виды и формы мышления 6
3. Виды умозаключения: дедукция, индукция, виды аналогий 11
4. Основные операции мышления, качества ума 13
Заключение 19
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. - Понятие мышления.docx

— 46.01 Кб (Скачать файл)

Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными, единичными.

Истинные суждения - это  объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие  объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В  общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного  класса, например: «Все рыбы дышат жабрами». В частных суждениях утверждение  или отрицание относится уже  не ко всем, а лишь к некоторым  предметам, например: «Некоторые студенты - отличники». В единичных суждениях - только к одному, например: «Этот  ученик плохо выучил урок» [1, c. 152-153].

Умозаключение - это выведение  из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключение - такая  форма мышления, в процессе которой  человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них  новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.

Исходные суждения, из которых  выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок  является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: «Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно».

3. Виды умозаключения: дедукция, индукция, виды аналогий

Все умозаключения принято  делить на виды по различным основаниям: по составу, по количеству посылок, по характеру логического следования и степени общности знаний в посылках и заключении.

По составу все умозаключения  делятся на простые и сложные. Простыми называются умозаключения, элементы которых не являются умозаключениями. Сложными называют умозаключения, состоящие из двух или более простых умозаключений.

По количеству посылок  умозаключения делятся на непосредственные (из одной посылки) и опосредованные (из двух и более посылок).

По характеру логического  следования все умозаключения делятся  на необходимые (демонстративные) и правдоподобные (недемонстративные, вероятные). Необходимые умозаключения - такие, в которых истинное заключение обязательно следует из истинных посылок (т. е. логическое следование в таких выводах представляет собой логический закон). К необходимым умозаключениям относятся все виды дедуктивных умозаключений и некоторые виды индуктивных («полная индукция») [4, c. 162-164].

Правдоподобные умозаключения - такие, в которых заключение следует  из посылок с большей или меньшей  степенью вероятности. Например, из посылок: «Студенты первой группы первого  курса сдали экзамен по логике», «Студенты второй группы первого  курса сдали экзамен по логике»  и т. п. следует «Все студенты первого  курса сдали экзамен по логике»  с большей или меньшей степенью вероятности (что зависит от полноты  наших знаний обо всех труппах  студентов первого курса). К правдоподобным умозаключениям относятся индуктивные  и умозаключения по аналогии.

Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio - выведение) - такое умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым [6, c. 176-178].

Путем дедукции получаются достоверные  выводы: если истинны посылки, то будут  истинны и заключения.

Пример: Если человек совершил преступление, то он должен быть наказан. → Петров совершил преступление. → Петров должен быть наказан.

Индуктивное умозаключение (от лат. inductio - наведение) - такое умозаключение, в котором переход от частного знания к общему осуществляется с большей или меньшей степенью правдоподобности (вероятности).

Например: Кража - уголовное преступление. → Грабеж - уголовное преступление. → Разбой - уголовное преступление. → Мошенничество - уголовное преступление. → Кража, грабеж, разбой, мошенничество - преступления против собственности. → Следовательно, все преступления против собственности – уголовные преступления.

Поскольку в основу данного  заключения положен принцип рассмотрения не всех, а лишь некоторых предметов  данного класса, то умозаключение  называется неполной индукцией. В полной индукции обобщение происходит на основе знаний всех предметов исследуемого класса.

В умозаключении по аналогии (от греч. analogia - соответствие, сходство) на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Например, на основе сходства способов совершения преступлений (кражи со взломом) можно сделать предположение о том, что эти преступления совершались одной и той же группой преступников [3, c. 124-125].

Все виды умозаключений могут  быть правильно построенными и неправильно  построенными.

4. Основные операции мышления, качества ума

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных  операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.                             

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность  - у одних к анализу, у других к синтезу [2, c. 115-117].

Бывают умы аналитические, главная сила которых - в широте синтеза.

Абстракция - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.    

Обобщение (или генерализация) - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение  являются двумя взаимосвязанными сторонами  единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к  познанию. Познание совершается в  понятиях, суждениях и умозаключениях.

Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального  субъекта редко представляет собой  интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым  актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает, рассуждение - это работа мысли над суждением [1, c. 89-91].

Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Таким образом, к операциям  мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, дедуктивное - умозаключение.

Мышление может происходить  на разных уровнях, таких как наглядное  мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек   не  может мыслить только  в  понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может  мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два  уровня мышления взаимосвязаны.

Но возможен  случай, в  котором отвлеченное теоретическое  мышление почти не требуется. Это,   в частности, элементарные практические задачи. Некоторые люди прекрасно  справляются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая при этом высокий  уровень мышления, но оказываются  порой беспомощными, когда нужно  найти выход из затруднительной  практической ситуации. И наоборот: люди, прекрасно ориентирующиеся в очень сложных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для объяснения этого нужно подчеркнуть различия между последовательностью мыслительных операций в одном и другом случае [2, c. 115-117]. В непосредственно-действенной ситуации можно, сначала уяснить лишь начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действиями реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменения ситуаций, которое оно вносит и которое нужно было бы заранее учесть при решений задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия.

Мышление как процесс - это анализ, синтез и обобщение, посредством  которых человек ставит и решает задачу (вычленяет ее условия и  требования, соотносит их друг с  другом, выявляет искомое и т.д.). Личностный аспект мышления составляют, прежде всего, мотивация и способности человека (т. е. его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т.д., в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).

Процессуальный, динамический аспект мышления не тождествен операциональному (операционному). Первый шире второго и включает его в свой состав в качестве необходимого компонента. Любая интеллектуальная операция, умственное действие и т. д., или система таких операций не содержит в себе всех условий своего формирования и применения. Лишь в ходе актуального (протекающего в данное время) мыслительного процесса решения данной конкретной проблемы человек раскрывает необходимые условия образования и функционирования соответствующих умственных действий и операций. Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает, операции, которые затем в него включаются. Мышление как процесс (искания и открытия существенно нового) является формирующимся, т.е. изначально полностью не заданным, не затрагивающим, не запрограммированным. И поэтому вся его детерминация объективно выступает как процесс, как нечто образующееся, динамичное, а не заранее и целиком готовое. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления именно формируется в этом процессе, а не привносится в него извне уже в законченном виде.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей  проявляются в разнообразных  качествах мышления. Наиболее существенные из них - самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность [5, c. 146-148].

Самостоятельность мышления проявляется в умении человека выдвигать  новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей. Самостоятельность  мышления всегда считалась одним  из важнейших измерений личности. Так, Ф.М. Достоевский противопоставляет  личность и безличность, прежде всего, по способности или неспособности самостоятельно мыслить. Тот, кто не обладает самостоятельным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении любых вопросов и задач опирается на готовые формулы, шаблонные решения. Ни о каком творчестве при таком мышлении говорить не приходится.

Широта ума проявляется  в широком кругозоре человека, в активной познавательной деятельности, охватывающей самые различные области  науки и практики.

С широтой мышления тесно  связано такое его качество, как  глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть  проблему там, где у других людей  вопросов не возникает. У людей с  таким умом проявляется яркая  потребность докопаться до причин, источников возникновения явления  и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие (это качество ума - наиболее ценная характеристика педагога). Иногда широкое мышление может быть неглубоким, поверхностным. Встречаются люди, которые могут порассуждать обо всем, но слушать их неинтересно, так как они в своих рассуждениях неоригинальны, банальны.

Раз мышление бывает широким, значит, может быть у кого-то и  узким. Это такое мышление, предметом  которого является преимущественно  какая-то небольшая (узкая) часть действительности. Узкое мышление может быть содержательным и глубоким (мышление «узкого специалиста»), а может - бедным, мелким, поверхностным.

Гибкость ума выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключаться с одного способа решения, поведения на другой, разнообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения [2, c. 168-170].

Важным качеством ума  является способность предвидения. Развитие именно этого качества позволяет  человеку продуктивно выполнять  функцию управления деятельностью, особенно если в эту деятельность включено много людей. Б.М. Теплов писал: «Управлять - значит предвидеть» - говорит  старинное изречение. Предвидеть - значит сквозь сумрак неизвестности и текучести  обстановки разглядеть основной смысл  совершающихся событий, уловить  их главную тенденцию и, исходя из этого, понять, куда они идут. Предвидение - это высшая ступень превращения  сложного в простое, умения выделить существенное... Предвидение - результат  глубокого проникновения в обстановку и постижения главного в ней, решающего, того, что определяет ход событий».

Простота и ясность  мысли, способность превращать «сложное в простое», синтетическая сила ума, глубокий анализ ситуации, проблемы с  какой-то определенной точки зрения, в свете определенных идей, гибкость и свобода ума, способность к  предвидению и решительность, цельность  восприятия и сила направленности личности, эмоциональная насыщенность, богатство  речи и упорство - этими качествами обладают умные люди.

 

Заключение

Таким образом, мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи.

Выделяют следующие основные виды мышления: наглядно-действенное  мышление - вид мышления, опирающийся  на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами; наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся  опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны  с представлением ситуаций и изменений  в них, которые человек хочет  получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию; словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Также различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Информация о работе Понятие мышления