Понятие мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:15, реферат

Краткое описание

целью данной работы является изучение мышления, его видов и форм.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
рассмотреть понятие мышления;
изучить виды и формы мышления;
проанализировать виды умозаключения;
рассмотреть основные операции мышления, качества ума.

Содержание

Введение 3
1. Понятие мышления 4
2. Виды и формы мышления 6
3. Виды умозаключения: дедукция, индукция, виды аналогий 11
4. Основные операции мышления, качества ума 13
Заключение 19
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. - Понятие мышления.docx

— 46.01 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

1. Понятие мышления 4

2. Виды и формы мышления 6

3. Виды умозаключения: дедукция, индукция, виды аналогий 11

4. Основные операции мышления, качества ума 13

Заключение 19

Список литературы 22

 

Введение

Среди духовных способностей человека есть такая, которая на протяжении многих столетий была предметом пристального внимания ученых и которая вместе с тем до сих пор является труднейшим и загадочным предметом науки. Это  способность мыслить. С ней мы постоянно сталкиваемся в труде, в учении, в быту.

Любая деятельность неотделима от мыслительной работы. Во всяком настоящем  деле необходимо, говоря языком науки, осуществить мыслительное действие, интеллектуальную работу.

Известно, что задача может  быть решена, и не решена, один справится  с нею быстро, другой думает долго. Есть задачи посильные и ребенку, а над некоторыми бьются годами целые  коллективы ученых. Значит, есть умение мыслить. Одни им владеют лучше, другие хуже.

Таким образом, целью данной работы является изучение мышления, его  видов и форм.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие  задачи:

  1. рассмотреть понятие мышления;
  2. изучить виды и формы мышления;
  3. проанализировать виды умозаключения;
  4. рассмотреть основные операции мышления, качества ума.

 

 

 

1. Понятие мышления

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир  в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в  окно, по мокрым крышам, был ли дождь  или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между  явлениями опосредствованно, сопоставляя  факты. Человек никогда не видел  элементарной частицы, никогда не бывал  на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и  об элементарных частицах материи, и  об отдельных свойствах планеты  Марс. Познание основано на выявлении  связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек  обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для  познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь  является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек  решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить  путем непосредственного, чувственного отражения [3, c. 87-89]. Так, осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события.

Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи  между ними, следователь путем  логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция  происходит опосредствованно, путем  понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что  происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна  благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и  обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности [5, c. 101-102].

В мышлении устанавливается  отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос  знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую  обобщенную схему.

Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного  явления как разновидности определенного  класса явлений - такова сущность человеческого  мышления.

Но мышление, выходя за пределы  ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным  отражением действительности. Обобщения  формируются на основе восприятия единичных  объектов, а их истинность проверяется  практикой [1, c. 56-58].

Мышление, являясь идеальным  отражением действительности, имеет  материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь [4, c. 91-92]. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством  абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством  фиксации и хранения знаний, средством  передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием  мышления является значение слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно  основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества [2, c. 121-122].

Как уже отмечалось, первоначально  мышление человека было непосредственно  вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться  определенным логическим правилам; постоянно  повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

2. Виды и формы  мышления

Можно выделить основные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся  опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны  с представлением ситуаций и изменений  в них, которые человек хочет  получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств [5, c. 156-158].

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при  помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое  и практическое, интуитивное и  аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных  и динамических особенностей. Теоретическое  мышление - это познание законов, правил. Основная задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое  мышление иногда сравнивают с мышлением  эмпирическим. Здесь используется следующий  критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом - житейские, ситуационные обобщения [6, c. 175-177].

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или  неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко  выраженные этапы, в значительной степени  представлено в сознании самого мыслящего  человека. Интуитивное мышление характеризуется  быстротой протекания, отсутствием  четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний  мир, регулируется логическими законами, а аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека.

Всякий мыслительный процесс  является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой  включает в себя цель и условия. Любой  вид мышления начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При  этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой  цели будет воспринято субъектом  как срыв или неудача.

В психологи различают  следующие формы мышления:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие - это отражение  в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму [2, c. 83-85]. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.

Понятие выступает и как  форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

Понятия могут быть:

  • общими и единичными;
  • конкретными и абстрактными;
  • эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в  которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. В  зависимости от типа абстракции и  обобщений, лежащих в основе, понятия  бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует  одинаковые предметы в каждом отдельном  классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная  связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия  формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему  понятий в процессе жизни и  деятельности [4, c. 115-117].

Каждое новое поколение  людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития. Усвоить  понятие - это значит осознать его  содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и  практической деятельности.

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах  и явлениях действительности кристаллизуются  в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно  отличается от восприятия и представления  памяти: восприятие и представление  конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или  письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или  между их свойствами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами  утвердительного суждения могут  быть такие суждения, как «Ученик  знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным  суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол»  или «Эта река несудоходна» [3, c. 143-144].

Например, суждение: «Металлы при нагревании расширяются» - выражает связь между изменениями температуры  и объемом металлов.

Суждения образуются двумя  основными способами:

  • непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
  • опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем  простейшее суждение: «Этот стол коричневый». Во втором случае с помощью рассуждения  из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Информация о работе Понятие мышления